Главная Истории любви «Как счастлив тот, кого любят так беззаветно»

«Как счастлив тот, кого любят так беззаветно»

СВОЕЙ ПОСПЕШНОЙ ВТОРОЙ ЖЕНИТЬБОЙ ВЛАДИМИР БЕХТЕРЕВ ВЫЗВАЛ НЕДОУМЕНИЕ РОДСТВЕННИКОВ

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

«Надо сказать, что очень рано меня посетила любовь, и я женился уже вскоре по окончании курса, на Наталье Петровне Базилевской, дочери передового земского деятеля на юге, переехавшего затем на службу в г. Вятку и жившего с семьей квартирантом в нашем доме. Там и произошло мое знакомство с моей будущей женой», — отмечал в своей биографии знаменитый ученый Владимир Михайлович Бехтерев – психиатр, невролог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России.

«ЖЕНИТЬБА НЕ ОТВЛЕКЛА МЕНЯ ОТ НАУЧНЫХ ЗАНЯТИЙ»

Потомки ученого сетуют, что личная жизнь Владимира Бехтерева до сих окружена многочисленными домыслами. И пытаются по мере своих сил восстанавливать справедливость в отношении своего великого предка...

Владимир Бехтерев познакомился с будущей женой в Вятке. После смерти отца мать Владимира, чтобы свести концы с концами и прокормить троих сыновей, стала сдавать внаем комнаты купленного на последние деньги дома. Сама она с сыновьями разместилась в небольшом флигеле во дворе.

Первый этаж дома снимала семья Базилевских, приехавшая из Таврической губернии. Глава семьи, Петр Яковлевич Базилевский, был земским деятелем. Его супруга Екатерина Ивановна была большой мастерицей готовить украинские яства. В семье было двое детей – Наташа и Андрей. По праздникам Базилевские нередко приглашали хозяйку дома с сыновьями на обед. Однажды родные заметили, что Володя Бехтерев подружился с Наташей Базилевской. Нередко они уходили вместе ранним утром на учебу...

Окончив гимназию, Владимир отправился покорять Петербург. Погружался в изучение нервных болезней и психиатрии, посещал лекции по этим дисциплинам, а в свободное время посещал клинику профессора И. П. Мержеевского, где учился практике обследования и лечения больных. Но, несмотря на всю занятость, каждую неделю он находил время и для встречи с Наташей Базилевской, которая к тому времени уже окончила Вятскую гимназию и приехала в Петербург поступать на учительские курсы.

9 сентября 1879 года Владимир Бехтерев и Наталья Базилевская сочетались законным браком. Венчание состоялось в Спасобочаринской церкви на Выборгской стороне. «Женитьба, однако, не отвлекла меня от научных занятий, но все же вынуждала к врачебной практике, ибо скудного жалованья начинающего военного врача, равнявшегося в то время 333 р. с 33 коп. в год, конечно, не хватало даже и на житье холостяка», — отмечал Владимир Бехтерев в своей биографии.

Наталья Петровна стала не только женой выдающегося ученого, но и матерью целого поколения потомков, многие из которых продолжили династию Бехтеревых в науке и медицине. Она оказалась заботливой хозяйкой, создавала все необходимые условия для работы мужа. Всегда строго следила за тем, чтобы в кармане его кителя лежали свежие листки бумаги и карандаш с металлическим наконечником.

В семье родилось шестеро детей (один из них умер в младенчестве). Супруги вели дневник, описывая поведение детей, записывая первые слова. Это пригодилось Бехтереву в работе. Традиционными были семейные представления, на которых отец был главным зрителем, а за подготовку номеров раздавал детям сладости. Все дети свободно занимались любимыми делами. Володя целыми днями возился с лошадьми, Петр увлекался фотографией, Ольга лечила больных кукол, Екатерина рисовала, Мария пела.

В воспитании своих детей Владимир Бехтерев пытался использовать научные открытия. Он был уверен, что детей надо воспитывать внушением. Бехтерев писал: «Особая впечатлительность детей стоит в тесной связи с их необычайной внушаемостью, благодаря которой ребенку легко прививается как все дурное, так и хорошее... Поразительно также, как легко дети подвергаются чувственному внушению. Достаточно, чтобы окружающие обнаруживали веселое настроение, и это настроение тотчас же заражает и детей, с другой стороны, испуг и растерянность старших тотчас же передается и ребенку».

СЧАСТЛИВЫЙ «ТИХИЙ БЕРЕГ»

В 1914 году из казенной квартиры на Боткинской улице Владимир Михайлович Бехтерев, уже признанный ученый, переехал в дом на Каменном острове, построенный на свои личные средства, и жил там вместе с женой и детьми. В первом этаже дома были устроены кабинет для приема больных, лаборатория, библиотека и другие помещения. В этом доме Бехтерев и отдыхал, и работал — писал статьи, принимал малоимущих больных бесплатно.

Это здание сохранилось по сей день. Мемориальная доска, установленная на нем, гласит: «В этом доме с 1914 г. по 1927 г. жил крупнейший русский ученый и врач академик Владимир Михайлович Бехтерев».

Любимым же местом отдыха ученого была дача «Тихий берег» на Карельском перешейке (ныне в поселке Смолячково), на территории Великого княжества Финляндского. Здесь, на живописном берегу Финского залива, Владимир Бехтерев с семьей проводил летнее время и Рождественские праздники. Его дочь вспоминала: «Подъезжая на  дрожках или на автомобиле к усадьбе, он даже привставал, чтобы как можно раньше увидеть знакомые очертания». Здесь он писал научные труды, музыку и даже стихи — под псевдонимом «Тихобережский», принимал гостей: художников Валентина Серова и Илью Репина, писателя Леонида Андреева...

Иногда можно услышать, что государственная граница, которая пролегла в конце 1917 года между Советской Россией и бывшим Великим княжеством Финляндским, ставшим независимой Финляндией, разделила семью: Владимир Бехтерев жил и активно работал в Петрограде, а Наталья Петровна осталась на даче «Тихий берег», чтобы сохранить имение.

Потомки ученого отмечают, что это не совсем так. Или совсем не так. Наталья Петровна, хотя и осталась одна в «Тихом береге», все же находила способы приезжать в Петроград и видеться с родными. Особенно после Тартуского мирного договора, подписанного в октябре 1920 года, когда отношения между государствами более-менее нормализовались. Да и у Владимира Михайловича была возможность ездить в Финляндию по особому пропуску, который ему выдали по распоряжению Ленина.

В апреле 1926 года Натальи Петровны не стало: она умерла скоропостижно, в дороге (будто бы от аппендицита), возвращаясь с покупками из Гельсингфорса в имение «Тихий берег». В семейном архиве Бехтеревых сохранилась фотокопия стихотворения, написанного рукой Владимира Михайловича, когда он посетил усадьбу после смерти жены. В нем были такие строки: «Сейчас я посетил старинный дом, // Где прожил я с семьей счастливо годы. // С детьми, с женой, прислугой и притом, // Вдали, от суетных тревог и моды. // Теперь, увы, весь дом наш разорен, // Царят в нем мусорные кучи...».

На похоронах Натальи Петровны присутствовали все члены семьи, и при всех безутешный Владимир Михайлович сказал детям: «Меня потом похороните рядом с мамой»... А затем произошло нечто совершенно необъяснимое для его родных: спустя три месяца, 21 июля 1926 года, Владимир Михайлович женился. Его избранницей стала Берта Яковлевна Гуржи, которая была младше его на тридцать лет. Родные были, мягко говоря, в недоумении и крайне негативно восприняли новость о браке. Они были уверены, что Гуржи вышла за него замуж исключительно по расчету, ради положения, денег и привилегий.

Правнучка Бехтерева Марина Анатольевна Бехтерева в своей книге «Правнучка В.М.Бехтерева и нем и его детях. И как было на самом деле» отмечает: «Берту Яковлевну никто не любил и до бракосочетания, и после. Все дети Владимира Михайловича не выносили ее взрывной характер. Она обладала способностью настаивать на своем, добиваться своей цели, не уступая ни в чем и никому. Часто могла закатывать истерики на пустом месте. Все удивлялись, как Владимир Михайлович ее терпит».

СТРАННАЯ СМЕРТЬ

Так как же Берта Яковлевна, выходец из латышских крестьян, появилась в жизни ученого?

С Владимиром Михайловичем она познакомилась еще в 1916 году в Петрограде, когда тот лечил ее мужа Петра Гуржи от прогрессирующего паралича. После революции он продолжал с ней общаться.

Вступив в брак с Бертой Яковлевной, Бехтерев написал письмо своим взрослым детям, в котором постарался объяснить мотивы своего поступка: «Я высоко ценю в Б.Я. ее давнюю и в полной мере бескорыстную привязанность ко мне, испытанную уже в течение многих лет, и в свою очередь я не мог не привязаться к ней за долгий период знакомства с ней. Остаюсь в уверенности, что никто из вас не посетует на этот мой шаг, тем более что он ни в чем не изменит нашего установившегося за последнее время жизненного уклада».

Вместе они прожили совсем недолго: Владимир Михайлович ушел из жизни в конце декабря 1927 года. Смерть его была очень странной.

23 декабря 1927 года Бехтерев отправился в Лечебно-санитарное управление Кремля консультировать Сталина, оттуда поехал на заседание съезда невропатологов и психиатров в Институт психопрофилактики наркомата здравоохранения РСФСР. Затем была экскурсия по институту: Бехтерев осматривал лабораторию с новейшим оборудованием. Традиционное чаепитие и беседу с коллегами прервала Берта Яковлевна, которая, по воспоминаниям очевидцев, громко и назойливо просила заканчивать дискуссию, потому что они с мужем опаздывают в театр.

В Большом театре Бехтерев с женой смотрели «Лебединое озеро». В буфете во время антракта ученый съел две порции мороженого. После этого ему стало плохо, и со второго действия Бехтеревы вернулись домой — в квартиру профессора Благоволина, у которого остановились в Москве. К Бехтереву вызвали врача, который сделал уколы, но к утру 24 декабря ученый скончался.

Официальная версия смерти – паралич сердца из-за кратковременного приступа кишечного расстройства, причиной которого стало пищевое отравление. Однако по Москве сразу же поползли слухи о таинственной гибели академика Бехтерева. Говорили, что его будто бы отправили из-за не очень благоприятного диагноза, поставленного Сталину. Но ходила и версия, что его отправила жена.

Вскрытие тела Бехтерева провели поспешно, в день его смерти. Причем эту процедуру делал не профессиональный патологоанатом, а московский ученик Бехтерева. После смерти академика все члены семьи Бехтерева были против кремации его тела. Только Берта Яковлевна настаивала на этом, что еще больше настроило родных против нее...

Как бы то ни было, но спустя почти десять лет судьба Берты Яковлевны завершилась трагически. Она была арестована 20 октября 1937 году по обвинению в шпионаже в пользу Латвии и вскоре была расстреляна. Реабилитирована в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года.

«Я БЕЗГРАНИЧНО СЧАСТЛИВ...»

«Версия о причастности Берты Яковлевны к смерти ее супруга категорически противоречит семейным воспоминаниям и сохранившимся у меня документам, касающимся характера ее взаимоотношений с мужем, — отмечал в 2009 году в публикации в журнале «История Петербурга» племянник Берты Яковлевны по отцовской линии – профессор Петербургского государственного университета путей сообщения Феликс Эрнестович Арэ. — Считаю своим долгом встать на защиту доброго имени Берты Яковлевны... Мой отец, Э.Я.Арэ, который с 1914 по 1925 год жил вместе с сестрой в Петербурге, знал, что ее отношения с В.М.Бехтеревым основывались на глубоком взаимном уважении и любви».

По словам Феликса Эрнестовича, среди бумаг Берты Яковлевны, которые чудом удалось спасти после обыска, было пасхальное поздравление Владимира Бехтерева (год неизвестен): «Дорогая Берта Яковлевна. Поздравляю тебя с предстоящими светлыми праздниками и выражаю вместе с этим все наилучшие пожелания. Не забывай ни на минуту, как счастлив тот, кого любят так беззаветно, не считаясь с жертвами и страданиями. Будь счастлива и ты… Твой В. Бехтерев. 16/IV».

Есть среди бумаг и такой документ – письмо Владимира Бехтерева, написанное им родителям Берты Яковлевны: «Дорогие мои Яков Федорович и Анетта Петровна. Почитаю своим долгом осведомить Вас, что 21 июля сего года состоялось мое бракосочетание с Вашей прекрасной и горячо любимой мною дочерью Бертой Яковлевной Гуржи в г. Кисловодске, где мы в настоящее время пребываем, пользуясь курортным сезоном. Я безгранично счастлив, что Берта Яковлевна выразила свое согласие на замужество со мной. Надеюсь, что и Вы отнесетесь благосклонно к нашему браку, состоявшемуся после более чем 10-летней нашей взаимной привязанности и горячей любви...»

 

Комментарии
0
Рекомендуем:
Калейдоскоп
17 сентября «Тараканы» в голове – не беда. Хуже, когда там – огромный червяк
Калейдоскоп
17 сентября Мошенничество по-японски: деньги уходят в космос
Подворье
17 сентября Лунный календарь на 17-23 сентября
Калейдоскоп
17 сентября Привет из юности – потерянный бумажник
Подворье
17 сентября Мощный инструмент для восстановления плодородия: как правильно использовать сидераты
Истории любви
17 сентября «Как счастлив тот, кого любят так беззаветно»
Новости Ленинградской области
17 сентября График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в октябре 2025 года
17 сентября Цифровой зонтик: безопасность пляжей в Петербурге летом контролировали умные системы видеонаблюдения
Новости Ленинградской области
16 сентября Время дождиков осенних
Дорогие мои старики
16 сентября «Память о дедушке греет душу»
Дорогие мои старики
16 сентября «Белыми нитками шито!»
Дорогие мои старики
16 сентября «Мухлёж!»
Народный календарь
16 сентября Осенняя Федора подол подтыкает
Тесты
16 сентября И что ты за птица
Калейдоскоп
16 сентября Осень в кадре:
Погода на неделю
16 сентября Прогноз погоды с 17 по 23 сентября
Калейдоскоп
16 сентября «Большому дяде» стало стыдно
Анекдоты
16 сентября Анекдоты от «Вестей» (17.09)
^
Во время посещения Электронной версии газеты «ВЕСТИ», сайт может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных, собираемых посредством метрических программ и принимаете условия.