
Фото: pxhere.com
11 августа – Калинник. Калину считали символом чистой и непорочной красоты, а горький вкус ягод – это горькая судьба девушки, отданной замуж без любви. Из калины варили кисели и компоты, толкли ее с медом, делали мармелад, смешивая с яблочным пюре, пекли калинники. Приготовление описывает Владимир Даль: «Щепоть калины завернет в ржаное тесто хозяйка пирожком, расправит, запеленает сухим капустным листом – и на противень, в печь, на вольный дух, пусть потомится и зажарится. А как хлебом потянет, как запахнет лакомством – открывай заслонку, вынимай готовые калинники. Лист капустный отрясется – и вот он, пирог с калинкой, с лесным душком!» Калинниками называли и утренние морозы, которые уже случались в это время.
«На Силу и Силуана (12 августа) рожь бывает пьяна», – полна зерном и клонится к земле. В этот день прибавляется и у людей («бессильный богатырем живет»), и у животных, и у растений («на Силу от земли берут силу»). Ведьмы способны задоить коров до смерти, но на Силу и Силуана они «обмирают», опившись молоком и их уже ничем не разбудишь – самое время прижечь ведьме пятки соломой, чтобы вся ее сила ушла в землю. Если в этот день было пасмурно и прохладно, то дождя можно было не ждать. А вот сильное мерцание звезд на рассвете предвещало скорые и обильные осадки. Если же дождь заморосил под вечер, да еще при ветреной погоде – быть долгой мокроте.
Евдоким, чей день отмечают 13 августа, – один из покровителей семейного очага. Отмечают Евдокимово заговенье перед Успенским постом. Сам пост не считался голодным, так как приходился на лето, и выбор разрешенных блюд был довольно разнообразен, добавлялись свежие овощи, плоды и ягоды. Особой популярностью пользовалась репа – свежая, вяленая, пареная; из нее делали начинку для пирогов, варили кашу, настаивали квас.
Праздник в первый день Успенского поста называют Медовым Спасом (14 августа – Первый Спас, Маковый Спас, Спас на воде). Основные вехи Успенского поста – три праздника, три Спаса: Всемилостивого Спасителя (Медовый Спас), Преображение Господня (Яблочный Спас) и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас). Успенский пост не очень строг: в понедельник, среду и пятницу надо питаться сухоедением, во вторник и четверг можно есть отварные овощи, но без масла, которое дозволено лишь по субботним и воскресным дням. Название – Медовый Спас идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время. Еще одно название – Маковый Спас. В этот день готовили булочки и пирожки с маком, а также маковники: варят мед и снимают с него пену, затем кладут мак и держат на огне, пока масса не загустеет; после массу вываливают на стол и, остудив, режут на тонкие ломтики. Если обсыпать семенами дикого мака дом, ни одна ведьма в него не проникнет.
15 августа – Степан Сеновал. В это время в основном заканчиваются сенокосы. Всей семьей собирали цветы и травы, из которых плели Степанов венок и вешали его в красном углу. Когда кто-либо заболевал, хозяйка заваривала из венка пучок «могучих трав» чтобы отогнать недуги. Степанов день и несколько последующих дней считались указателями сентября: каковы они, таков и первый месяц осени будет.
На Антона Вихровея (16 августа) смелые люди выходили на перекрестки «сторожить вихри». Если вихрь появлялся, нужно было воткнуть в него нож и при этом держать голову петуха. После этого можно было допрашивать вихрь о том, какая будет зима. Если в Антонов день был сильный ветер, тем более с вихрями – зиму ждали снежную и морозную. Этот день называли также Малинником и Орешником.
17 августа – Авдотья Малиновка, Огуречница, Сеногнойка. В эту пору поспевает дикая малина, на Авдотью – последний сбор огурцов, после этого дня они перестают расти. Торопились убрать ботву, пока она не высохла, и сложить ее в компостную яму. Собирали также урожай чеснока и лука. И то, и другое шло вместе с огурцами в засолку. По этому дню обычно судили, каким будет ноябрь.