
Фото: pxhere.com
21 июля – Прокопий Жнец. В этот день на полях появляется камаха (насекомое-вредитель), свивается в клубок, который катается по земле. Если такой клубок попадется человеку под ноги – будет ему благополучие на целый год. Многие специально на Прокопия выходили в поле – поискать камаху. С этого дня начинает поспевать черника, это верная примета того, что озимый хлеб готов к жатве: «Зреет черника – идет жатва лихо». По ягоды обычно ходили дети, все остальные были на жатве. Черника особенно полезна для зрения, ее используют при лечении цинги, ревматизма, подагры и болезнях пищеварения.
22 июля, на Панкратия и Кирилла, всей семьей пробовали первые огурцы. Причем самый первый огурец хозяйка срывала скрытно от всех и закапывала в потаенном уголке огорода. Это для того, чтобы и следующий год был урожайным. Огурцы ели не только свежими, но и солили, квасили, готовили разнообразные салаты. Кроме того, как не непривычно это звучит, но огурцы фаршировали грибами, творогом с зеленью, мясом и даже жарили, как кабачки.
Если на Антония Громоносца (23 июля) гром был резким – ждали тихого дождя, а если гулким – готовились к ливню. Дождь ряску растит, а водяные девы рвут. Ведь всем известно, что там, где много ряски, живут русалки. На Антония ряску собирали с воды вилами, наполняли ею корзины и скармливали домашней птице. Использовали ряску и как удобрение. Девушки же по подобию узоров ряски на воде плели особые кружева, которые так и назывались – рясочники.
На Ольгу Страдницу (24 июля) в поля выходили всей деревней. Кто на жатву, кто на заготовку сена. Дети шли в лес по грибы, да по ягоды. Молились святой Ольге о хорошей погоде, о милосердии к жнецам, о том, чтобы закончить работу раньше, чем рожь начнет гнить от обильной росы. День святой Ольги называли Стожарами – имя звездного скопления в созвездии Тельца. Яркое сияние Стожар (то есть безоблачное небо) предвещало удачную страду и богатый урожай. Охотникам та же примета сулила хороший шанс добыть медведя.
С Прокла Плакальщика (25 июля) начинали выпадать обильные росы: «Проклова роса – сеногнойная». До Прокла надо успеть высушить сено и сметать в копны и скирды. Эта самая проклова роса считалась целебной. Ее собирали по утру, умывались и протирали ею глаза. Чтобы лицо было красивым, зрение острым, а ум – спокойным, ведь роса «смывает» порчу и сглаз. Еще росу, собранную в этот день, считали лучшим средством от бессонницы. Сильная роса и туман по утру на Прокла предвещали ясные дни. Если же росы не было ни на лугу, ни в низинах – ждали ненастья.
«Архангел Гавриил (26 июля) на хлебное поле ступил. Золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает». Сухая погода в этот день – к хорошей и сухой осени. «Не иди дождик, где косят, а иди, где просят. Не иди, где жнут, а иди, где ждут».
Погода становится переменчивой. Часто налетают ветры с вихрями и дожди с грозами. А так как считалось, что в вихрях летает нечистая сила, в день Акилы, Дозоры (27 июля), чтобы не принять нечисть за невинное создание и не дать ему напакостить, сторожили поля, особенно в непогоду. Еще в этот день всячески ублажали Полевого – у последней полосы жатвы для него оставляли горшок каши, а на самой полосе – пучок ржи. Грозы и молнии боятся. Впрочем, со временем научились различать: в одни деревья молнии ударяют чаще, чем в другие. Больше всего «небесный огонь» притягивают дубы, ели, сосны и березы – то есть те деревья, корни которых уходят глубоко в землю и которые из-за этого становятся своего рода природными антеннами. А вот в тополь и орешник молния попадает крайне редко. От грозы и от вихрей спасались и заговорами: «Ветры и вихри налетные, наносные, набродные, незаведомые, полдневные, лесовые, болотные, луговые, пошлю я вас во чисты поля, во сини моря, во гнилы болота. Не я вас высылаю, высылает вас Матушка Пресвятая Богородица». После обильных гроз и дождей начинают расти грибы, поэтому детей, не занятых в полевых работах, отправляли в лес.