
Фото предоставлено ПАО «Ростелеком»
Для тех, кто не в теме. В основе сюжета – реальная история экипажа парохода «Челюскин», отправившегося в августе 1933 года в плавание от Мурманска до Владивостока под руководством опытного полярного капитана Владимира Ивановича Воронина и ученого с мировым именем, исследователя Севера Отто Юльевича Шмидта.
Перед командой была поставлена амбициозная и крайне рискованная задача – пройти весь Северный морской путь за одну навигацию, отрабатывая схему доставки грузов обычным, хотя и «усиленным для навигации во льдах» грузопассажирским кораблем. На борту парохода находилось более 100 человек, включая членов экипажа, участников экспедиции, строителей и людей, направлявшихся на зимовку на острове Врангеля, в том числе женщины и дети. Не без приключений пароход достиг Чукотского моря, но был заблокирован льдами и несколько месяцев был вынужден дрейфовать, пока не достиг Берингова пролива. До чистой воды оставалось всего несколько миль, но пароход снова затянуло в ледовые поля. В итоге 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул.
Навевает мысли о «Титанике»? Но нет, в отличие от британского судна «Челюскин» вез людей не развлекаться и не в поисках лучшей жизни. На судне царило равноправие и четкая дисциплина профессионалов своего дела. Об этом говорит и тот факт, что несмотря на сжатые сроки (на эвакуацию у команды и пассажиров корабля было не более двух часов) экипажу удалось благополучно эвакуировать всех людей и все самое необходимое для создания лагеря, включая строительные материалы, топливо, продукты и научное оборудование. Увы, придавленный палубным грузом, погиб завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич.
Была ли это единственная жертва? Как люди выживали в экстремальных условиях Крайнего Севера? Смогли ли их спасти? На все эти вопросы зрители получат ответы в процессе просмотра фильма. А мы сосредоточимся на том, как создавался фильм, почему была выбрана именно эта история и, собственно, почему его стоит посмотреть.
Актриса Стася Милославская: «Очень тяжело работать, когда на тебе 10 слоев термобелья и всяких свитеров, тяжелые унты плюс какой-нибудь тулуп»
Фото предоставлено онлайн-кинотеатром Wink
На предпремьерный показ в «Ленфильме» рассказать о съемках этой многосерийной драмы была приглашена актриса Стася Милославская, которая сыграла одну из главных героинь этой киноистории – метеоролога Олю Сомову. По словам актрисы, это вымышленный персонаж, собирательный образ, но у него есть реальный прототип – Ольга Комова, по словам очевидцев, очень красивая женщина. И семейная пара, у которой еще на корабле родился ребенок, тоже реальная, то есть фильм не только основан на реальных событиях, но и показывает истории реальных персонажей.
Как поделилась Стася, ради роли ей не только пришлось разбираться в картах и барометрах (для чего она специально посетила метеорологический факультет МГУ), но и сниматься в условиях настоящего Севера – часть съемок проходила за полярным кругом в селе Териберка Мурманской области.
«Конечно, -50 градусов во время съемок там не было. Но это не отменяет того, что нам все равно было холодно и дискомфортно, потому что это 12 часов на натуре, где тебя обдувает сильным ветром на все 360 градусов. Бывало, что мы даже иногда не слышали друг друга и догадывались, что партнер закончил говорить и пора говорить свою реплику, только потому что он закрыл рот. И ты все равно промерзаешь, при этом очень тяжело работать, когда на тебе 10 слоев термобелья и всяких свитеров, тяжелые унты плюс какой-нибудь тулуп. Во всем этом по сугробам двигаться невозможно. …И была обратная ситуация, когда мы снимали в павильонах в апреле, когда на улице было плюс 15–20 градусов, а мы в павильоне в оленьих шкурах, у нас люди там задыхались и падали в обморок. Это было тоже испытание», – рассказала актриса.
По ее словам, съемки «на судне» проходили на нескольких кораблях, в Архангельске и Санкт-Петербурге, например, на ледоколе «Красин», а также в павильоне, где были построены специально сконструированные декорации, например, длинный коридор с каютами, который во время «крушения» очень реалистично качало и заливало водой.
Не обошлось и без современных технологий. «Я тут хочу немножко похвастаться. Мы первая съемочная группа в России, которая провела такие масштабные съемки, используя новые технологии под названием LED-экраны. Это не просто, когда фоны за тобой какие-то устанавливаются, это гигантский светодиодный экран 30 на 8 метров, на котором могут быть, как настоящие: снег, звездное небо, закат или северное сияние, ветер в разные стороны, лагерь Шмидта на льдине, все что угодно. И самое удивительное, что стоило оператору, который ходил с камерой, сделать какой-то легкий поворот, эти фоны тоже начинали смещаться по перспективе», – с восхищением вспоминает Стася Милославская.
Уж не знаем, где в фильме были съемки «с натуры», а где с помощью LED-экранов, но визуальный ряд «Челюскина» действительно потрясающий. Что ни кадр – готовая открытка. Отдельного внимания заслуживают звук, музыкальное оформление и кадры реальной кинохроники.
К сожалению, кроме Стаси, больше никто из съемочной группы не смог присутствовать на этом показе в «Ленфильме». В съемках участвовали актеры Глеб Калюжный и Дмитрий Чеботарев, полюбившиеся автору этих строк по сериалу «Вампиры средней полосы»; Кирилл Кяро, сыгравший легендарного Отто Шмидта, получивший широкую известность благодаря сериалу «Нюхач»; а также Дмитрий Куличков, Алексей Розин, Александр Лойе, Элизабет Дамскер, Михаил Водзуми, и многие другие замечательные актеры.
Директор музея Арктики и Антарктики Наталья Петрова: «Еще перед началом съемок и написанием сценария фильма они приехали к нам в музей, изучили документальные архивы, фотографии»
Фото предоставлено ПАО «Ростелеком»
Конечно, это не документальный фильм. Какие-то личные истории, мотивы персонажей и намеки на мистическую составляющую в истории крушения судна и спасения его экипажа кому-то могут показаться надуманными. Но на то это и художественный фильм, чтобы у режиссера был простор для фантазии. Но в его основе – подлинные факты и воспоминания реальных людей. Консультантами во время съемок были родственники тех самых моряков и летчиков, которые участвовали в экспедиции парохода «Челюскин», а также в спасательной операции.
Это подтвердила также присутствующая на встрече в «Ленфильме» директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики Наталья Петрова. По ее словам, съемочная компания подошла к подготовке достаточно серьезно: «Еще перед написанием сценария и началом съемок фильма, они приехали к нам в музей, изучили документальные архивы и фотографии».
А еще важно, что в развлекательном в общем-то фильме не затерта суть – настоящая историческая драма, имевшая огромное, стратегическое значение для нашей страны в ее советский период, которая никогда не должна быть забыта. Как и реальные подвиги людей, показавших невероятный пример мужества, дисциплины и силы духа. Многие годы после случившегося «челюскинцы» вдохновляли людей на новые свершения и открытия. И дети, вдохновленные этим примером, стремились стать моряками, летчиками, учеными, изучали географию, мечтая тоже когда-нибудь отправиться в опасное путешествие и принести славу своей стране. В России долгое время были другие приоритеты, личное превалировало над общественным, а молодежь предпочитала профессии не для славы, а для достатка. Но сейчас тема подвига, свершений, патриотизма вновь востребованы. И выход фильма «Челюскин» очень своевременен, неся в себе значимую патриотическую функцию.
Фото предоставлено онлайн-кинотеатром Wink
«Когда-то в 30-е годы эта история воодушевила молодое поколение. Именно после эпопеи челюскинцев, после первой дрейфующей станции, после выхода романа Вениамина Каверина «Два капитана» очень многие молодые люди шли в полярные летчики и моряки, стремясь покорить Северный полюс, потому что это было престижно. И я не сомневаюсь, что эта картина привлечет наше подрастающее поколение», – выразила уверенность Наталья Петрова.
Реклама.
ПАО "Ростелеком", ИНН 7707049388, erid: 2VSb5yijTQ4