![](http://vesty.spb.ru/media/photo/article/13004.jpg)
ЦЕНА СТРАДАНИЙ
Абсолютно справедливо и законно потребовать у ответственных за уборку дороги возмещения не только материального и имущественного ущерба (затрат на лечение, стоимости поврежденных вещей – к примеру, разбившегося при падении мобильного телефона, упущенных из-за длительного лечения доходов), но и морального вреда.
Если отстаивать свои права придется в суде, то в случае победы на ответчика лягут судебные расходы. В некоторых случаях ко всему этому можно будет добавить, по закону о защите прав потребителей, еще и штраф за отказ урегулировать спор в досудебном порядке – 50% от взысканной судом суммы, а также затребовать выплату неустойки.
УПАЛ – ДЕЙСТВУЙ!
Получившему травму, конечно, не до того, чтобы думать о предстоящих тяжбах и компенсациях. Но все же стоит по возможности взять себя в руки и предпринять ряд верных шагов, которые существенно увеличат шансы на справедливость.
Сразу после падения необходимо либо вызвать скорую помощь (выписка из карты вызова поможет подтвердить факт, место и время происшествия), либо самостоятельно обратиться в травмпункт и зафиксировать полученные травмы.
Желательно сфотографировать или снять на видео скользкий участок. В идеале, чтобы на кадрах отображались дата и время съемки.
Если есть свидетели, готовые впоследствии дать показания, надо записать номера их телефонов. Даже если эти люди не видели сам момент падения, они смогут подтвердить, что на дороге действительно имелось обледенение.
В период лечения и восстановления обязательно сохранять все справки, больничные листы, чеки, квитанции и другие документы, которые могут пригодиться в деле.
Можно попытаться раздобыть записи камер наблюдения (никто не обязан предоставлять видео без запросов от следователя или судьи, но иногда удается получить их неформально).
Наконец, важно определить, кто же был виноват в случившемся.
ЧЕЙ «ЛОСКУТОК»?
Схема разграничения ответственности за уборку территорий выглядит, как лоскутное одеяло. Такие схемы для внутреннего пользования есть в профильных службах и ведомствах. Обычному гражданину не всегда под силу «на глаз» определить, какая именно организация, служба или орган власти в ответе за конкретный обледеневший и не убранный «лоскуток». В целом зоны распределяются следующим образом.
За придомовые территории (непосредственно прилегающие к домам во дворах тротуары и проезды, парковки, детские площадки, являющиеся собственностью жильцов) отвечают управляющие компании (УК, ТСЖ и т. д.), обслуживающие эти дома.
Уборкой земель общего пользования на внутриквартальных территориях (остальных дворовых проездов, парковок, площадок, дорожек и т. д.), а также тротуаров, пешеходных дорожек вдоль улиц, дорожек и аллей в парках и скверах занимаются районные и муниципальные коммунальные службы.
За территории, относящиеся к организациям, учреждениям любых форм собственности (например, крыльцо поликлиники, парковка у торгового центра, железнодорожная платформа и т. д.), несут ответственность эти организации.
ОТ ПРЕТЕНЗИИ ДО ИСКА
Установив виновника, в первую очередь можно направить ему претензию с требованием в досудебном порядке возместить все затраты, связанные с травматичным ЧП. Документ следует составить в двух экземплярах: один оставить в организации, а второй, с датой и подписью принявшего претензию ответственного лица, забрать себе.
Если ответа нет или он оказался совсем не тем, какого ожидал пострадавший, следующим шагом могут стать обращения в прокуратуру и (или) суд.
Судебная практика показывает, что надзорные и судебные органы часто становятся на сторону граждан.
С жалобами на плохую уборку в любом случае можно обращаться в группу «Снежного штаба 47» ВКонтакте vk.com/snegshtab47, на горячую линию Ленавтодора по телефону (812) 660-46-47 (круглосуточно) или в единую диспетчерскую службу своего района:
— Бокситогорского – (813 66) 21-269;
— Волосовского – (813 73) 23-190;
— Волховского – (813 63) 79 353, 36-208;
— Всеволожского – (813 70) 25-488, 31-946;
— Выборгского – (813 78) 22-175, 220-49, 217-22;
— Гатчинского – (813 71) 960-74, 308-50, 405-06;
— Кингисеппского – (813 75) 488-88;
— Киришского – (813 68) 249-98, 511-28, 609-33;
— Кировского – (813 62) 216-63;
— Лодейнопольского – (813 64) 254-30, 206-06;
— Ломоносовского – (812 42) 306-29;
— Лужского – (813 72) 287-04, 279-46, 229-50;
— Подпорожского – (813 65) 303-95, с 18.00 – 210-41;
— Приозерского – (813 79) 377-87;
— Сланцевского – (813 74) 212-22;
— Соснового Бора – (813 69) 210-24;
— Тихвинского – (813 67) 711-35;
— Тосненского – (813 61) 309-99.