Главная Истории любви «…Я влюблен и я в разлуке»

«…Я влюблен и я в разлуке»

ПРИЧИНЫ ТАЙНОГО ВЕНЧАНИЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ ЛЬВОВА ТАК И ОСТАЛИСЬ ТАЙНОЙ

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

Архитектор Николай Александрович Львов несколько раз просил руки своей возлюбленной, но ее родители отказывали: они считали, что жених был недостаточно обеспечен, владел лишь скромной усадьбой в Новоторжском уезде. Тогда влюбленные обвенчались тайно и затем три года скрывали свой брак и от родителей, и от публики, пока отец девушки, уступив просьбам молодых, не дал благословения…

ОТВЕТ БАСНОПИСЦУ

История эта впоследствии стала широко известна, поскольку хорошо известен был и архитектор Николай Львов, которого современники называли «русским Леонардо» и «гением вкуса»: он в совершенстве преуспел в строительстве, поэзии, музыке и даже геологии. Но в первую очередь Львов был замечательным архитектором, автором Невских ворот Петропавловской крепости и здания Почтамта в Петербурге, он также возвел в Гатчине «глинобитный» Приоратский дворец.

Родом он был из деревни Черенчицы Новоторжского уезда (ныне это село Никольское Тверской области), его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. В восемнадцать лет Николай Львов отправился в Петербург, поступил на военную службу, потом, в начале 1770-х годов, перешел на гражданскую: благодаря влиятельным родственникам получил место в Коллегии иностранных дел. По поручениям ведомства он бывал в Европе — Франции, Германии, Испании, Италии.

Возвращаясь в Петербург, он часто бывал в светском салоне Бакуниных. Там он впервые и увидел дочь обер-прокурора Сената Марию Дьякову. И - влюбился в нее. Впрочем, не он один воспылал страстью к прелестной барышне. Его соперником был коллега по европейским поездкам Иван Иванович Хемницер, поэт, дипломат и переводчик, преподаватель Горного училища. А еще он был баснописцем – в «докрыловскую» эпоху.

Одно из изданий своих басен Иван Хемницер даже посвятил Марии Дьяковой. Сохранился ее ответ в стихах: «По языку и мыслям я узнала, // Кто басни новые и сказки сочинял: // Их истина располагала, // Природа рассказала, // Хемницер написал».

Как отмечает современный исследователь доктор филологических наук Константин Юрьевич Лаппо-Данилевский, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН, многое лет изучающий личность и деятельность Николая Львова, знакомство того с будущей женой состоялось, по-видимому, в середине 1770-х годов.

«Достоверно известно, что, возвратившись в начале августа 1777 года из курьерской поездки в Лондон, Мадрид и Париж, Н.А. Львов стал инициатором возникновения домашнего театра в доме своего сановного родственника П.В. Бакунина Меньшого, - отмечает Константин Лаппо-Данилевский. - В декабре 1777-го там несколько раз была показана комедия Ж.-Ф. Реньяра «Игрок» и столь полюбившаяся Н.А. Львову еще в Париже комическая опера А. Саккини «Колония». Женские роли в них исполняли сестры Дьяковы, в одну из которых, Марию, влюбился Н.А. Львов».

НЕВЫГОДНЫЙ ЖЕНИХ?

По мнению Константина Лаппо-Данилевского, предание о тайной женитьбе Николая Львова, передававшееся из поколения в поколение и обраставшее подробностями, через какое-то время утратило живую связь с теми, к кому оно непосредственно относилось, и с теми, кто его лелеял, и обратилось в анекдот об имевшем некогда место экстравагантном поступке архитектора.

Посвященная в дела семьи Львовых мемуаристка Надежда Ивановна Мердер (она была внучкой Василия Карповича Свечина, женатого на родной сестре Н.А. Львова Елизавете) сообщала, что этот тайный брак в царствование Екатерины II сопровождался довольно оригинальными подробностями.

По словам Надежды Мердер, ситуация обстояла следующим образом: «Дьяковы не считали Львова выгодным женихом, потому что он не был богат, а служебное его положение казалось им не довольно еще твердо установившимся. Между тем императрица к нему благоволила, и ему было обещано место при испанском посольстве, благодаря которому он надеялся быстро выдвинуться по службе. Но уезжать так далеко и так надолго, оставляя в России страстно любимую девушку, ничем, кроме взаимной любви, с ним не связанную, было так тяжело, что они решили обвенчаться.

Близкие люди, в том числе Свечин, женатый на сестре жениха, согласились им помочь. Невеста отпросилась в гости к сестре своей Державиной, и во время пути в карету ее вскочил Свечин, который приказал кучеру ехать к маленькой церкви…

От венца невесту привезли домой, и она не видела своего мужа до возвращения его из Испании, несколько лет спустя. Но она с ним переписывалась, и переписку эту я читала, восхищаясь чистотою и благородством чувств этих своеобразных супругов. Тайна долго не открывалась, и не родители, а первая узнала ее императрица, которой Марья Алексеевна должна была повиниться, когда государыня стала допрашивать ее: почему она отказывает всем сватающимся за нее женихам?

Говорят, что признание замужней девушки чрезвычайно заинтересовало императрицу и что она настойчиво допрашивала ее о подробностях венчания и о том, что было после... Львов был вызван в Петербург, за супругов ходатайствовала перед родителями сама императрица, и роман кончился благополучно во всех отношениях».

В мемуарах дочери В.В. Капниста Софьи, написанных в начале XIX века, также содержится рассказ о женитьбе Н.А. Львова. По ее версии, причиной отказа от дома Дьяковых была бедность Николая Львова.

«Рассказ Софьи Капнист в высшей степени поэтичен, но именно его некоторая литературность (недаром он чем-то напоминает пушкинскую «Метель») свидетельствует о его позднейшем происхождении. Как все произошло в действительности, нам остается только догадываться», - отмечает Константин Лаппо-Данилевский.

По бытующей версии, вскоре после тайного венчания Львов получил назначение от правительства ехать за границу с какими-то поручениями и только через два года возвратился, выполнив с таким успехом возложенное на него дело, что в награду за то государыня Екатерина II пожаловала ему значительное имение. Тогда родители девушки согласились на его брак со Львовым, тем более, что она в продолжение двух лет не хотела ни за кого выходить замуж и отказала нескольким весьма достойным женихам…

«ЗАЧЕМ ОН ТАИТ БРАК С МИЛОЮ И ПРЕКРАСНОЮ ЖЕНЩИНОЮ?»

Константин Лаппо-Данилевский полагает, что все было не совсем так, как говорилось в мемуарах и Надежды Мердер, и Софьи Капнист. Это становится особенно явственным после знакомства с одним из писем самого Н.А. Львова дипломату Александру Романовичу Воронцову, впоследствии – первому министру иностранных дел Российской империи.

Содержание этого письма кардинально меняет представления о причинах сохранения супружества в тайне: ими было не противодействие родителей Марии Дьяковой, а некие «резоны», вызванные постоянными служебными разъездами поэта («цыганскою почти жизнью») и чем-то еще.

«...Четвертый год, как я женат. Ваше сиятельство, легко вообразить изволите, сколько положение сие, соединенное с цыганскою почти жизнью, навлекло мне заботы, сколько труда и огорчений скрывать от людей под видом дружества и содержать в предосудительной тайне такую связь, которой обнародование разве бы только противу одной моды нас не извинило. Молчание сие тем тягостнее еще нам было, что огорченные старики, озабоченные еще к тому безмолвным замужеством и их дочери, принуждали меня вседневно объявить оное: что мог я противоположить их справедливости?…», - говорилось в письме Николая Львова к А.Р.Воронцову.

Утверждения о том, что отец Марии Дьяковой не благоволил будущему зятю, также не вполне соответствуют действительности: будущий тесть Алексей Афанасьевич Дьяков, крупный администратор петербургского градостроительства, сыграл немалую роль в архитектурной карьере Николая Львова на ее начальном этапе.

Другой покровитель Н.А. Львова, светлейший князь Александр Андреевич Безбородко, главный директор почты Российской империи, вскоре сообщил о «легализации» семейного положения архитектора в Венецию общему знакомому дипломату Семену Романовичу Воронцову, о чем известно из пассажа в ответном письме Воронцова от 6 (17) января 1784 года: «Прошу засвидетельствовать мой поклон Николаю Александровичу, поздравя его с обнародованием своей тайны, которую я однако ж видел, но из скромности никогда ему не отзывался, хотя не понимал, зачем он таит брак с милою и прекрасною женщиною. Будет ли время, чтоб я и вас мог с тем же поздравить?».

Тем не менее, тайное венчание, действительно, было. Исследовательница Л.И. Бройтман обнаружила запись в метрической книге церкви Живоначальной Троицы в Галерной гавани на Васильевском острове в Петербурге: «1780 год 8 ноября № 35. Иностранной коллегии коллежский секретарь отрок Николай Александрович Львов штацкою с советническою Алексеевою дочерью Афанасьева сына Дьякова девицею Мариею. Кто поруками подписались: по женихе — Горного корпуса надворный советник Иван Хемницер, по невесте — Тобольского пехотного полку капитан Петр Вельяминов».

Баснописца Ивана Ивановича Хемницера мы уже упоминали, а Петр Лукич Вельяминова - это литератор-переводчик, приятель не только Львова, но и Гавриила Романовича Державина.

«Очевидно, что поездка Н.А. Львова в Италию, длившаяся с начала мая по середину августа 1781 года, с течением времени преобразилась в воображении его родных в продолжительное заграничное путешествие, разлучившее юных супругов», - отмечает Константин Лаппо-Данилевский.

«БУДЕТ ЦЕЛЫЙ ВЕК ВЕСНА»

Первые годы молодожены проживали в доме графа А.А. Безбородко в Петербурге, там же родился их старший сын Леонид. Всего же у них было пятеро детей, и ни один из них не умер в младенчестве, как нередко случалось в ту пору.

С середины 1780-х годов Львовы занимались обустройством родовой усадьбы Никольское, где Мария Алексеевна лично следила за ходом строительства и проявила себя весьма рачительной хозяйкой. Вместе с мужем была близка к литературному содружеству поэтов и писателей, которые часто собирались в дому у Львовых. Мария Алексеевна была окружена всеобщем поклонением. Исследователи называют ее одной из известнейших муз Русского Просвещения.

Ее портреты создали знаменитые художники Дмитрий Григорьевич Левицкий и Владимир Лукич Боровиковский, а поэт Гавриил Романович Державин (Мария Алексеевна была сестрой его второй жены, Дарьи Алексеевны) под именем Миловидовой («гостья, сестра хозяйки») вывел ее в детской комедии в одном действии «Кутерьма от Кондратьев».

Николай Львов, будучи очень востребованным архитектором, часто был в отъезде, поэтому писал супруге трогательные стихи: «…Я влюблен и я в разлуке // С милою женой моей, // С милою моей женой. // Красотою привлекают // Ветреность одну цветы, // На оных изображают // Страшной связи красоты. // Их любовь живет весною, // С ветром улетит она. // А для нас, мой друг, с тобою // Будет целый век весна».

В поэтическом наследии Николая Львовна есть и такое произведение, как «Эпиграмма завистникам нашего счастья»: «Нет, не дождаться вам конца, // Чтоб мы друг друга не любили. // Вы говорить нам запретили, // Но, знать, вы это позабыли, // Что наши говорят сердца»…

Увы, со временем Мария Алексеевна стала испытывать проблемы со здоровьем. После рождения в 1793 году младшей дочери, Прасковьи, у Марии Алексеевны случилась тяжелая форма горячки, которая сопровождалась потерей памяти и длительным нервно-психическим расстройством. Все это сильно подорвало ее здоровье.

Нездоровилось и ее супругу. С 1800 по 1803 годы Николай Львов тяжело болел, но все равно продолжал работать, торопясь осуществить начатые проекты. С июня по октябрь 1803 года, когда позволило состояние здоровья, он по повелению императора Александра I совершил поездку в Крым и на Кавказ, изучал и научно обосновал действие источников Кавказских минеральных вод, создал ряд архитектурных проектов. Однако во время этой поездки Львов снова тяжело захворал. В конце декабря 1803 года его не стало: он прожил всего пятьдесят лет.

Тяжело переживая смерть мужа, Мария Алексеевна целиком посвятила себя отделке церкви Воскресения и родовой усыпальницы в Никольском. Летом 1806 года храм был освящен, и в мавзолей был перенесен прах Николая Львова. Успев исполнить задуманное, Мария Алексеевна умерла от горячки в июне 1807 года. Она была похоронена в имении Никола-Черенчицы Новоторжского уезда Тверской губернии рядом с мужем.

На ее смерть Гавриил Романович Державин откликнулся стихотворением «Поминки»: «Победительница смертных, // Не имея сил терпеть // Красоты побед несметных, // Поразила Майну — смерть. // Возрыдали вкруг Эроты, // Всплакал, возрыдал и я...».

 

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
20 ноября Неделя мокрых снегопадов
Люди и судьбы
20 ноября Секс-символ советской эпохи: какой запомнится Светлана Светличная
Криминальные вести
20 ноября «Ведунья оказалась вруньей!»
Криминальные вести
20 ноября «Мне казалось, что я лечу!»
Калейдоскоп
20 ноября Самый красивый кот в мире
Подворье
20 ноября Подзимний посев. Пора или еще рано?
Подворье
20 ноября Лунный календарь на 20–26 ноября
Калейдоскоп
20 ноября Долгая нежность
Калейдоскоп
20 ноября Получите, распишитесь!
Калейдоскоп
20 ноября Не жми на кнопку – козленочком станешь!
Калейдоскоп
20 ноября Врата в загробный мир – под церковью
Калейдоскоп
20 ноября На Фудзи до сих пор нет снега: старожилы такого не припомнят
Калейдоскоп
20 ноября «Как умеют эти руки эти звуки извлекать?..»
Истории любви
20 ноября Как Михаил Романов невесту выбирал
Народный календарь
20 ноября На Златоуста все поле пусто
Тесты
20 ноября Капризны ли вы?
Погода на неделю
20 ноября Прогноз погоды с 20 по 26 ноября
Калейдоскоп
20 ноября Догорает солнце над рекой…
^