Главная Власть Инициативы граждан помогают развивать территории

Инициативы граждан помогают развивать территории

Об актуальных задачах муниципальной власти в новых условиях и роли общественных активистов в жизни своих поселений «Вестям» рассказал Председатель Президиума Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области» Сергей Мухин.

– Сергей Флегмонтович, первый вопрос напрашивается сам собой – повлияла ли на работу Ассоциации непростая ситуация в мире, в которой все мы волей-неволей оказались?

– Ленинградская область является частью Российской Федерации и двигается в створе государственной политики, живет ее приоритетами, перспективными планами и неотложными задачами. На деятельность органов госвласти и местного самоуправления влияет приграничное положение области с недружественными европейскими странами. В то же время ключевое значение имеет развитая транспортная инфраструктура – автомобильная, железнодорожная, водная. Немалую роль играет наличие международной трубопроводной системы нефтяной и газовой промышленности. Регион укрепляет агломерационные связи с нашим соседом Санкт-Петербургом.

Задачи органов публичной власти, независимо от мировой конъюнктуры и поведения иностранных партнеров, остаются прежними – обеспечить загрузку производственных мощностей, сохранить темпы промышленного и сельскохозяйственного производства, создавать благоприятные условия для жизни людей, достигать целей, обозначенных в национальных проектах.

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в отчете перед Законодательным собранием региона по итогам 2022 года привел конкретные примеры импортозамещения, рассказал, как область восстанавливает спрос на свою продукцию, реализует гособоронзаказ и мобилизационные планы. Кроме этого, Александр Юрьевич сообщил о показателях социально-экономического развития и сделал правомерный вывод, что мы достойно справляемся с поставленными задачами.

Опыт местных органов Всеволожского и Кингисеппского районов в реализации этих задач мы подробно освещали на заседаниях Президиума Ассоциации, форуме поселений Ленинградской области. Достоин похвалы и опыт целого ряда муниципальных образований в предоставлении льгот по местным налогам и аренде муниципального имущества малому и среднему бизнесу.

Говоря о новациях системы управления в 2022 году, следует отметить значительное укрепление вертикали публичной власти, которая стала более тесно взаимодействовать с предприятиями, организациями и учреждениями – напрямую и через координирующие органы. Мы стали более чутки к гражданскому обществу, лучше понимаем его настроения. Управленческие решения теперь принимают гораздо быстрее, власть оперативнее реагирует на общественные запросы.

– Какие самые значимые события прошлого года, касаемые местного самоуправления в нашем регионе, вы бы отметили?

– К таким событиям я бы отнес мероприятия в рамках специальной военной операции – прием, размещение и жизнеобеспечение групп эвакуированных с территории Украины, беженцев, включая детей и лиц старшего возраста, производство востребованных изделий, сбор и отправку гуманитарной помощи в зону боевых действий и мирным жителям.

Не менее важное значение имеют работы по восстановлению жилья и социальных объектов в нашем подшефном городе Енакиево; поддержка семей военнослужащих, добровольцев, связанных с СВО. К слову сказать, большинство моих коллег – глав районов – выезжали на территорию Новороссии с гуманитарными конвоями, встречались с руководителями местных органов, делились опытом в решении вопросов местного значения.

Сейчас Донецкая и Луганская Народные Республики, Запорожская и Херсонская области только начали создавать системы управления территориями по российскому законодательству. Речь идет о формировании исполнительной и представительной власти новых субъектов РФ, муниципальных и городских округов и их территориальных органов.

Ряд областей России имеют богатый опыт преобразования местного самоуправления в единой системе публичной власти, нам этот процесс еще предстоит. Для наших коллег на присоединенных территориях будет полезен опыт управления местным хозяйством, начиная с единой диспетчерской службы и заканчивая цифровой платформой «Умный город». Наш коллега – глава Щегловского сельского поселения Всеволожского района Юрий Паламарчук – предложил, в помощь муниципалам Мариуполя, образовать своеобразный клуб из муниципалов России, наработавших передовой опыт управления в различных сферах жизни. Цель – чтобы с первых шагов местное самоуправление Новороссии строило свою деятельность на основе лучших муниципальных практик России.

– Институт местного самоуправления потому так и называется, что он напрямую вовлекает жителей в решение проблем своих населенных пунктов. Часто можно услышать: «сложный вопрос решили только благодаря дяде Пете, которому больше всех в этом доме надо». Много ли сегодня таких неравнодушных граждан, готовых жертвовать своим личным временем, а порой даже и удобствами, ради улучшения жизни соседей по дому, улице, кварталу? Что, вообще, движет такими людьми?

– Мне не нравится термин «жертвовать», здесь применимо словосочетание «быть востребованным, быть полезным людям». Таких граждан в России всегда было много. Достаточно вспомнить наших подвижников: сельских старост; членов инициативных комиссий, общественных советов многоквартирных домов, городских территорий; участников общественных объединений, например, советов ветеранов, женсоветов, и многое другое.

В «лихие девяностые» извне сделана попытка изменить нашу ментальность, наши нравственные ориентиры, из которых главным является «Раньше думай о Родине, а потом о себе», на «Обогащайся и живи для себя», со ставкой на молодежь. Как показала новейшая история, эта попытка провалилась. Наиболее ярко это стало видно, как говорят, в годину испытаний. В период борьбы с covid-19 резко выросло число добровольцев, волонтеров, которые, не взирая на опасность, делом поддерживали тех, кто нуждался в помощи. Добровольчество резко увеличило свой потенциал с начала СВО – образовались специализированные добровольческие объединения: волонтеры Победы, волонтеры «Серебряного возраста», добровольные наблюдатели в ходе выборов и другие. Вместе с тем активизировались социально ориентированные некоммерческие организации, ярко проявляют себя общественные движения, такие как Общероссийский Народный фронт, отделения политических партий. Все это – глубинные проявления русской, в широком смысле этого слова, натуры – патриотизма и милосердия.

– Как часто идеи жителей (о которых, кстати, мы с вами уже говорили в одном из интервью) берут на вооружение органы власти? И насколько Ассоциация муниципальных образований оправдывает себя как проводник таких идей?   

– Начну с того, что источником власти является народ, который направляет своих представителей, адекватно отражающих его интересы, в органы публичной власти и отзывает, когда их не слышат, либо превратили работу в бесконечные, бесплодные дебаты. Таким образом, главное предназначение власти – слышать своих избирателей и строить (корректировать) работу с максимальной общественной пользой.

В настоящее время значительно расширились каналы связи с жителями. К традиционным отчетам, письмам, приемам граждан, публикациям в СМИ, добавилось электронное взаимодействие. Помимо официальных сайтов органов местного самоуправления, развитой системы многофункциональных центров (МФЦ), руководители муниципалитетов открывают свои электронные площадки в соцсетях «Telegram», «ВКонтакте», «Одноклассники». Органы государственной власти Ленинградской области и местного самоуправления образовали службы мониторинга обращений граждан по всем каналам связи, для их обобщения и оперативного реагирования. Свежий пример: жалобы на плохую очистку городских территорий и дорог от снега подвигли власть на создание оперативного «Снежного штаба-47», что, в конечном итоге, существенно улучшило содержание населенных пунктов в зимний период. Другой пример: сообщения о протечках крыш, при отдаленных сроках капитального ремонта многоквартирных домов, стимулировали власть выделить этот вид ремонта в отдельное направление. И проводить его в первоочередном порядке, силами управляющих компаний, органов МСУ, областного оператора капремонта, в зависимости от объемов работ. Таких примеров, на самом деле, много.

Ассоциация является активным проводником инициатив граждан, органов местного самоуправления. Достаточно отметить, что в адрес государственной власти Ленинградской области в 2022 году мы направили более 60 пакетов предложений по совершенствованию нормативной правовой базы МСУ, в том числе на федеральном уровне. Представители Ассоциации входят в 54 рабочих органа исполнительной и представительной власти нашего региона, Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, Общероссийского конгресса муниципальных образований. Ежегодно в Законодательное собрание Ленинградской области поступают сводные предложения муниципалов по совершенствованию областного законодательства. Ассоциация представляет губернатору, Заксобранию ежегодный доклад о состоянии местного самоуправления и мерах по его укреплению.

– Можно ли сказать, что в одних районах области жители более, а в других менее активны?

– Нет, таких оценок мы дать не можем. Например, в расчете на душу населения, число обращений граждан на разных территориях примерно одинаково. Однако темы, которые они затрагивают, разные – в зависимости от состояния местного хозяйства и жилья. Нельзя сказать, кто более активен, например, в реализации проектов инициативного бюджетирования – поставленные на 2022 год задачи в каждом районе выполнены в полном объеме. В текущем году месячник благоустройства воинских мемориалов, общественных пространств, дворовых территорий повсеместно проходит при самом активном участии жителей, молодежи, предпринимательского сообщества.

– Какие вопросы чаще всего волнуют жителей городов и поселков? Как Ассоциация помогает их решать?

– По понятным причинам, в населенных пунктах старой послевоенной застройки в Бокситогорске, Выборге, Сланцах – это вопросы содержания и ремонта жилого фонда, расселения аварийных домов. Во Всеволожском и Ломоносовском районах – формирование полноценной социальной инфраструктуры, отставшей от современной жилой застройки: детских садов, школ, больниц, Домов культуры. В Кингисеппском и Приозерском районах людей волнует газификация теплового хозяйства и жилого фонда, сейчас она ускоряется. В восточных районах Ленинградской области – Лодейнопольском и Подпорожском – думаем о том, как удержать жителей. Многие не уедут, если будут новые рабочие места, а территории сохранят экологическую чистоту.

Обобщая, можно сказать, что речь идет о выравнивании качества жизни в разных уголках Ленинградской области. Члены Ассоциации повседневной кропотливой работой реализуют программы и планы социально-экономического развития территорий.

– Всегда ли мнение жителей совпадает с тем, что действительно полезно для муниципалитетов?  

– Это верно в подавляющем числе случаев. Было бы неправдой сказать, что в медиапространстве нет примеров откровенного стремления всеми способами раскачать общественную ситуацию, вызвать недовольство деятельностью власти, начиная с федерального, и до муниципального уровня. В соцсетях размещаются странички «вредных советов», особенно много их для детей и молодежи. Такая активность возрастает в период подготовки и проведения выборов в органы власти. Впрочем, как показывает наш многолетний опыт, сколько-нибудь заметного влияния на общественные настроения она не оказывает.

– Многие специалисты возлагают большие надежды на систему местного самоуправления, считая ее основой дальнейшего развития всей страны. Согласны ли вы с таким утверждением?  

– В обществознании есть постулат, по которому чем сложнее общественно-политическая или экономическая ситуация, тем выше роль государства как гаранта прав и защитника народа. Нужно ли говорить, что на современном переломном этапе развития человечества, как никогда, важно укрепление государственной власти. В то же время, неслучайно, запущен механизм создания единой системы публичной власти в России, где местное самоуправление выступает проводником и воплотителем решений государства, как говорят, «на земле».

Четкое распределение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, достаточность для этого сил и средств – гарантия поступательного развития территории.

– Какие вопросы местного самоуправления с точки зрения будущего этого общественного института, на ваш взгляд, сегодня выходят на первый план?

– Я бы отнес к таковым предстоящую реформу территориального устройства МСУ и местного хозяйства, а также подготовку муниципальных кадров к работе в новых условиях.

Комментарии
0
Рекомендуем:
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти: от велозаездов до сплава по реке
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Волховский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Всеволожский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Выборгский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Гатчинский округ
Новости Ленинградской области
27 сентября Солнечный удар по телевизору
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Кингисеппский район
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Киришский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Кировский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Ломоносовский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Лужский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Подпорожский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Приозерский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Сланцевский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Сосновоборский городской округ
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Тихвинский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Тосненский район
Новости Ленинградской области
27 сентября Землю в Ленобласти может получить любой участник СВО
^