Главная Калейдоскоп «В Россию хотим!»

«В Россию хотим!»

ПОСЛЕ ЛИВОНСКОЙ ВОЙНЫ ГОРОДА ПРИБАЛТИКИ ПРОСИЛИСЬ ПОД ВЛАСТЬ РУССКОГО ЦАРЯ

Нарва и Ивангород. Начало XVII века

В мировой практике приращение территорий осуществлялось не только военными, но политическими и даже коммерческими методами. В сущности, все государства, включая империи, создавались не только мечом, но и пером — с примерно равным использованием военных и политико-дипломатических методов.
Нередко соседние малые государства или приграничные территории сами просились под покровительство могущественной державы, поскольку она могла быть гарантии безопасности. Именно так произошло в конце XVI века, когда города Прибалтики сами попросились в Московию. Казалось, реализация этого государственного проекта имела все шансы на успех…

«ШПИОНСКИЕ ИГРЫ» ЦАРЯ БОРИСА

Вскоре после того, как в 1598 году на русский престол взошел Борис Годунов, русская разведка получила известия, что среди членов магистратов Риги, Нарвы, Ревеля (ныне Таллин) есть немало желающих перейти в русское подданство. «Невероятно, но факт: немцы-лютеране из прибалтийских городов не видели для себя лучшего господина, чем государь всея Руси», — отмечает историк Александр Гурин.

Борис Годунов был очень доволен подобным поворотом дел. Русское государство давно пыталось распространить свою власть на Прибалтику и получить порты на Балтике. Да и не только поэтому: до начала Ливонской войны выход у России на Балтику был – по Неве через приневские земли, через Лугу и через Нарову (ныне все это территория Ленинградской области).

Главной причиной войны, как отмечает историк Вадим Аристов, было то, что Ливония была богата, имела много развитых портовых городов, а также значительное число образованных людей и мастеров, которых так не хватал Московскому царству. Однако завоевать Прибалтику «огнем и мечом» не удалось: Ливонская война не принесла победы России.

Как известно, та война закончилась подписанием в 1582 году Ям-Запольского и в 1583 году Плюсского перемирий. Согласно ним, русское царство лишалось всех завоеваний, сделанных в результате войны, а также земель на границе с Речью Посполитой и приморских балтийских городов-крепостей — Копорья, Яма, Ивангорода. Территория бывшей Ливонской конфедерации оказалась разделена между Речью Посполитой, Швецией и Данией…

И вот, казалось бы, счастливейший случай: в 1599 году в Москву прибыли представители прибалтийских городов с сообщениями: «К добровольному переходу под власть России готовы!». Начались переговоры.

Предшествовала этому «агитация», умело организованная в русском государстве (некоторые истории иронично называют ее «шпионскими играми» царя Бориса). Ее «проводниками» стали немецкие купцы, жившие в Москве. Заключали сделки с своими «коллегами по товару» (в прямом смысле слова «товарищами») из Прибалтики, они рассказывали, что немцам весьма неплохо живется в Москве, что мудрый государь не требует менять религию, даёт беспроцентные кредиты на развитие торговли.

Действительно, сравнение оказывалось не в пользу порядков, царивших в ту пору в Прибалтике: польский король насильно заставил рижан разместить в лютеранском городе коллегию иезуитов, обложил горожан невиданными ранее налогами и забирал себе каждый год сотни пудов серебряных монет.

Переговоры о возможном переходе прибалтийских городов под власть Москвы велись тайно. Потребовались гонцы, которые доставляли бы грамоты от Бориса Годунова его потенциальным подданным. Одним из них был купец Тимофей Выходец. В 1599 году он побывал в Нарве и Риге. Согласно грамоте, он ехал «из Иванягорода торговати с товары в Немецкие городы». Там присматривался, искал надежных и неболтливых людей, вёл переговоры.

Кроме агитации в пользу русского правительства, Борис Годуновым в феврале 1599 года возложил на Тимофея Выходца и официальную миссию: добиться у наместника и магистрата разрешения восстановить пустовавшую православную церковь Николая Чудотворца русской торговой колонии в Нарве (на Руси этот город именовали Ругодив), служившую при шведах складом для пороха, и просить, чтобы службу в храме разрешили вести по греческому закону. Нарвским властям говорилось о том, что это пожелания от купцов, чьи родственники были похоронены около этой церкви: «били челом» царю Борису Годунову «иванегородцы, и иных городов торговые люди, которые преж того ездили и ныне ездят в Ругодив».

Шведский принц Густав,
несостоявшийся властитель Ливонского королевства

 

«КАЛЕНДАРНЫЕ БЕСПОРЯДКИ»

Из Нарвы доходили известия: она не прочь перейти под власть Москвы, если ей будут сохранены все ее вольности и предоставлено право беспошлинно завозить в город российские товары. Для переговоров с рижанами из Москвы в Псков был послан царский ювелир Клаус Берген.

«Его письмо в Ригу ныне может считаться своего рода исторической сенсацией, — отмечает историк Александр Гурин. — Ведь Клаус напоминал, как пятнадцатью годами ранее был послан из Риги в Москву некоторыми рижскими ратманами для того, чтобы просить Ивана Грозного принять рижан в российское подданство. Выражаясь современным языком, предоставить горожанам российское гражданство, а саму Ригу включить в состав России. Как же дошли рижане до жизни такой и что происходило в городе в 1584 году?».

Когда во время Ливонской войны местная конфедерация развалилась под ударами русских войск, Рига отказалась признать русскую или польскую власть. Двадцать лет, после Виленской унии 1561 года, она была вольным городом. Фактически – почти независимым городом-государством.

Польский король в ответ просто перекрыл торговлю по Даугаве. Рижане подсчитали убытки и поняли, что платить королю налоги — меньшее из зол, и подчинились королю Стефану Баторию. Однако тот попытался насаждать в лютеранском городе католичество, и велел ввести в действие новый григорианский календарь, утверждённый римским Папой Григорием.

В 1584 году купцы Гизе и Бринкен возглавили восстание против польских порядков. В историю они вошли как «календарные беспорядки». В Москву был отправлен гонец — рижский ювелир Клаус Берген. Он попытался заинтересовать царя как возможностью присоединения Риги к Руси. Однако Иван Грозный отказался от Риги: совсем недавно закончилась изнурительная Ливонская война, и Иван Грозный не стремился снова воевать с Польшей. Посылали рижане гонцов и в Швецию. Шведский король пообещал помощь и ничего не сделал.

В конце концов результате в Ригу вступили польские войска. Бринкен и Гизе были казнены.

Прошло много лет. И вот Москва сама напомнила рижанам о том, как они хотели стать российскими подданными, и выразила готовность реализовать их пожелание.

Как отмечает историк Александр Гурин, переговоры с прибалтийскими городами были частью масштабного плана. Предполагалось, что Нарва и Рига войдут в состав России непосредственно, шведы компенсируют себе потерю Нарвы частью польских земель в Балтии, а значительная часть территории бывшей Ливонии станет Ливонским королевством под властью друга России — принца Густава шведского и его супруги королевы Катарины.

Речь шла о жившем в эмиграции в Польше принце Густаве — внебрачном сыне свергнутого и убитого много лет назад шведского короля Эрика. Именно на Густава и сделал ставку Борис Годунов. Его женой была Катарина Котор, простая мещанка из Данцига (Гданьска). Она вышла замуж за горожанина, родила мужу двоих детей, но затем сбежала к принцу Густаву.

Идея была не нова: еще Иван Грозный в 1573 году пытался посадить в Ливонии марионеточного короля Магнуса, обвенчав его с дочерью своего двоюродного брата Марией Старицкой.

Катарина и Густав тайно выехали в Россию и добрались до Ивангорода. «На границе… ждали Густава сановники царские с приветствиями и дарами; одели в золото и в бархат; ввезли в Москву на богатой колеснице; представили Государю в самом пышном собрании Двора. Поцеловав руку у Бориса и юного Феодора, Густав произнёс речь (зная Славянский язык); сел на золотом изголовье; обедал у Царя за столом особенным, имея особенного крайчего и чашника. Ему дали огромный дом, чиновников и слуг, множество драгоценных сосудов и чаш из кладовых Царских; наконец Удел Калужский, три города с волостями, для дохода. Одним словом, после Борисова семейства Густав казался первым человеком в России, ежедневно ласкаемый и даримый», — живописал Николай Михайлович Карамзин «В истории государства Российского».

Вольный город Рига. 1581 г., картина Г. Брауна и Ф. Гогенберга

 

ПЛАН СОРВАЛСЯ

Тем временем в Ливонии на сторону России переходили не только члены магистратов крупных городов, но и военачальники. Тайным агентом Москвы стал комендант крепости Мариенбург (Алуксне) Конрад Буссов – русские называли его Кондрат Буш. Уроженец Германии, он служил в тайных делах Борису Годунову, а затем Лжедмитрию I, Лжедмитрию II и польскому королю Сигизмунду III... Именно под руководством Кондрата Буша и был составлен заговор, предусматривавший переход Нарвы к России.

Но неужели Польша могла спокойно наблюдать за утратой своих прибалтийских владений? Нет, конечно. Однако у российского правителя были свои соображения на этот счет. Ещё когда польский король Сигизмунд только претендовал на польский трон, у него был соперник — брат австрийского императора Максимилиан.

Борис Годунов решил сделать ставку на Максимилиана, свергнуть Сигинзмунда, а в качестве вознаграждения передать Ригу. В марте 1600 года в Москву приехал нарвский член магистрата Арман Скров вместе с двумя «ругодивскими немчинами» — Анцом Крамером и Захаром Вилкелманом. Почти одновременно с ними из Ревеля прибыл член магистрата Херт Фриз.

Однако ситуация в Европе изменилась. Император Австрии пошел на сближение с Польшей, а новый правитель Швеции герцог Карл начал войну с Польшей и внезапным ударом захватил Нарву, показав, что способен успешно воевать с поляками и без помощи России. В изменившихся условиях реализация замысла царя Бориса оказалась невозможна.

Историк начала XVIII века Пфефингер в изданной в Германии книге «Достопримечательности XVII столетия» лаконично сообщил о событиях 1601 года: «В этом году Карл, родной сын Карла короля шведского, жестоко расправился с Нарвой и Таллином».

Руководителю прорусского заговора Конраду Буссову в 1601 году удалось сбежать в Россию. Царь Борис щедро одарил его поместьями, предоставил должность при дворе. Более того, Буссов даже породнился с пастором тамошней лютеранской церкви Мартином Бером, выдав за него свою дочь.

В ноябре 1613 года Конрад Буссов вернулся в Ганновер, где вскоре написал воспоминания. По сей день его «Московская хроника 1584-1613», содержащая описание событий, начиная со времени правления Бориса Годунова и вплоть до освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского, служит ценным источником для историков.

Принца Густава и данцигскую мещанку Катарину Москва тоже не бросила на произвол судьбы. Принц получил в удел город Углич (хотя ему изначально обещали Калугу) и прожил в нём до конца своих дней. Практически, фактически как высокопоставленный пленник…

Проект присоединения прибалтийских земель к России был отложен на век, эту задачу удалось осуществить лишь Петру I во время Северной войны.

Комментарии
0
Рекомендуем:
Развлечения
27 апреля Кто поймет, что хочет кот?
Развлечения
27 апреля Как приманить жениха и разбогатеть?
26 апреля Сапфировая свадьба
Новости Ленинградской области
26 апреля ФосАгро показала лучший результат среди лидеров ответственного бизнеса
26 апреля 26 апреля — День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф
Новости Ленинградской области
26 апреля Бюджет-2023: рекордные показатели и надежный финансовый тыл
Новости Ленинградской области
26 апреля Конфеты из Ленобласти оценили на международном конкурсе
В муниципалитетах
26 апреля В Мистолово – новые очистные сооружения
В муниципалитетах
26 апреля В Ленобласти – новые газопроводы
Новости Ленинградской области
26 апреля На майские праздники МФЦ меняет режим работы
Криминальные вести
26 апреля ФСБ задержала банду «обнальщиков» с оборотом 18 млрд рублей
Новости Ленинградской области
26 апреля Ленинградская область продолжает помощь Енакиево
Власть
26 апреля Александр Соклаков: «Горжусь земляками»
Власть
26 апреля Елена Иваева: «Проблемную дорогу в поселке Мыза-Ивановка отремонтируем этим летом»
Власть
26 апреля Вера Пыжова: «Посажу дерево в честь своего дедушки»
Новости Ленинградской области
26 апреля Ленобласть открывает навигацию
Криминальные вести
26 апреля Избил таксиста и порезал шины
Криминальные вести
26 апреля Житель Карелии разбился в ДТП на «Коле»
^