Главная Истории любви Примерные супруги

Примерные супруги

ТАК НАЗЫВАЛИ СЕМЕЙНУЮ ЧЕТУ МАТЕМАТИКА НИКОЛАЯ ЛОБАЧЕВСКОГО. ОДНАКО ПРИ КАЖУЩЕМСЯ БЛАГОПОЛУЧИИ СТРАСТИ КИПЕЛИ НЕШУТОЧНЫЕ

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

Выдающийся русский математик Николай Иванович Лобачевский обзавелся семьей довольно поздно — в сорок четыре года. К тому времени от друзей и коллег он успел получить прозвище «старый холостяк». Все решила встреча на балу. Отставной коллежский советник, богатый помещик Алексей Федорович Моисеев, представитель одного из самых видных дворянских семейств Казани, устраивал большой прием. Приглашение получил и Лобачевский, который в то время уже был видным деятелем науки, возглавлял Императорский Казанский университет.

ХОЛЕРА «ПОМОГЛА»…

Варенька, двадцатилетняя дочь Алексея Федоровича Моисеева, много слышала о Лобачевском. Юной барышне он представлялся бородатым старцем, наподобие Архимеда, изображение которого она видела в учебнике арифметики. Но когда слуга почтительно доложил, что «господин Лобачевский пожаловать изволили», в залу вошел весьма моложавый худощавый человек высокого роста.

В тот вечер Лобачевский стал центром всеобщего внимания. Он вдохновенно и интересно рассказывал об университете, даже читал стихи собственного сочинения. Весь вечер Варенька не могла отвести от Николая Ивановича глаз.

Биограф Михаил Колесников в своей книге о Лобачевском, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» еще в 1965 году, так описал развитие их романа. По его словам, сначала Николай Иванович сначала обратил внимание на ее гувернантку. Он протанцевал с ней весь вечер, ни разу не пригласив Варвару на вальс, Лобачевский даже захотел сделать предложение гувернантке. Но думать о женитьбе было некогда: все его силы были заняты научной и организационной работой в Казанском университете.

Варвара между тем уже начала проявлять интерес к молодому ученому. Чтобы чаще видеть его, Варвара даже стала посещать его лекции в университете.

В 1830 году Казань охватила эпидемия холеры. Как отмечал земский деятель и мемуарист Николай Иванович Мамаев, «эпидемии этой, дотоле ещё неизвестной, предшествовали разные слухи и толки. Говорили, что она заразительна, мгновенно убивает свою жертву; что нет никаких медицинских средств к её излечению и т.п. Общество сильно встревожилось всеми этими рассказами; а когда появились первые признаки холеры, и она вырвала несколько жертв, то все окончательно растерялись, упали духом… Некоторые из духовенства отказывались напутствовать умирающих, отказывались даже, погребать их по обряду христианскому».

Николай Лобачевский переоборудовал университет под госпиталь. Чтобы ухаживать за больными и выздоравливающими, требовались руки. Неожиданно самой активной помощницей Лобачевского стала Варвара Моисеева. Эта «изнеженная барышня», как прежде думал о ней Николай Иванович, трудилась самоотверженно и бесстрашно. Именно тогда Лобачевский посмотрел на девушку другими глазами...

Когда через несколько месяцев холера отступила, он пригласил Варвару на прогулку. Они стали часто видеться. Прошло еще некоторое время, и в октябре 1832 года они обвенчались в Крестовоздвиженской университетской церкви. Таким образом, со времени их знакомства на балу прошло три года...

В графе «Когда и кто именно венчаны» указано: «Шестнадцатого числа Императорского Казанского университета господин ректор ординарный профессор коллежский советник и кавалер Николай Иванович сын Лобачевский холост 39 лет с девицею города Казани отставного коллежского советника Алексея Федоровича сына Моисеева родной дочерью Варварой Алексеевной Моисеевой 19 лет. Брачил Университетский Крестовоздвиженский Протоиерей Александр Иванов Нечаев. При исправлении сей требы были: той же церкви дьякон Иван Васильев. Той же церкви Дьякон Флегонт Александров».

В графе «Кто были поручители» значится: «Поручители по жениху Императорского Казанского университета ординарный профессор коллежский советник и кавалер Иван Михайлович сын Симонов, Казанской гимназии директор коллежский советник и кавалер Николай Алексеевич сын Галкин, Казанский губернский дворянский предводитель капитан Павел Иванович сын Еремеев, по невесте майор князь Андрей Петрович Чегодаев, титулярный советник Стефан Филипович Кудрявцев, Николай Алексеевич сын Моисеев».

ДЕРЕВНИ С КРЕПОСТНЫМИ В ПРИДАНОЕ

В Варваре Лобачевский особенность главным образом ценил честность, правдивость и искренность. По словам биографов ученого, перед свадьбой жених и невеста дали друг другу честное слово быть искренними и сдержали его.

Как отмечают исследователи, о мотивах вступления Лобачевского в брак есть различные мнения. Проявились ли действительно, его чувства к Варваре Алексеевне, или на пятом десятке лет стала уже сказываться склонность к более обеспеченному существованию, к другому укладу жизни, сказать трудно.

Иногда можно услышать, что немаловажным для Лобачевского было приданое невесты. В приданое он получил в деревне Полянка Спасского уезда Казанской губернии 139 крепостных мужского пола с 1800 десятинами земли, а также 47 крепостных в Старицком уезде Тверской губернии, 39 крестьян — в Сычевском уезде Смоленской губернии и каменный трехэтажный дом в Казани...

Как бы то ни было, но коллеги и друзья математика замечали, что после женитьбы его как будто подменили. Прежде замкнутый и порой даже угрюмый, он стал открыто-добродушным, часто шутил. Дом Лобачевских всегда был гостеприимно открыт. Супруги устраивали званые обеды и даже ставили семейные спектакли. Часто по вечерам Лобачевский собирал домашних, и читал вслух книги Николая Гоголя — особенно в семье любили «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». По желанию Варвары Лобачевской, страстной охотницы до карт, почти каждый вечер шла карточная игра, правда, сам Лобачевский очень редко брал в руки карты.

Лобачевских в Казани называли «примерными супругами». Хотя многие их знакомые отмечали, что у супругов были совершенно разные характеры. Николай Иванович — спокойный, порой даже флегматичный, Варвара Алексеевна — эмоциональная, вспыльчивая. Однако они умели найти подход друг к другу и жили дружно.

Нередко случалось, что жена делала выговоры мужу за какую-нибудь неловкость в очень резкой форме, а тот в это время спокойно ходил по комнате взад и вперед, покуривая свою трубку с длинным чубуком. Когда жена наконец умолкала, он подходил к ней и, кланяясь, спрашивал: «Ты закончила?». «Закончила», – отвечала жена. «Ну, так теперь ты можешь выслушать и понять мой взгляд». И в конце концов Лобачевский спокойно и настойчиво добивался понимания с женой.

В браке с Варварой Алексеевной математик прожил 24 года — до самой своей кончины. У Варвары Алексеевны и Николая Ивановича было шестеро детей — четыре сына и две дочери. (Но это только те, кто выжил: остальные умерли в младенчестве.)

Правда, на воспитание и образование детей супруги смотрели по-разному. Отец был строг, а мать баловала детей, особенно старшего, Алексея. Известен эпизод: во время каникул в деревне он по обыкновению мало занимался учебой, несмотря на приближавшиеся экзамены. В конце концов, заручившись покровительством матушки, он пришел к отцу: «Позвольте мне ехать в Казань». «Зачем?» – спросил Николай Иванович. «Держать экзамен по физике». «Там собак не гоняют, рыбы не удят, а ты все это лето только этим и занимался. Какой же ты хочешь держать экзамен?». Мать заступилась за своего любимца. Лобачевский отступил...

Ученый прекрасно понимал увлечения молодости и горячо заступился за старшего сына, когда за шалость его хотели обвинить в преступлении. Дело касалось столкновения студента Лобачевского с таким же молодым офицером. Защищая собственного сына, Лобачевский хлопотал о такой же снисходительности к его противнику и горячо убеждал начальника последнего не портить карьеру молодого человека.

Еще одна деталь семейной жизни Лобачевских. «Жена его,— вспоминал П.П.Перцов, современник Лобачевского, вхожий в его дома, - помимо того, что была некрасива, оказалась ни к чему не способной, даже домашним хозяйством не занималась. Как-то странно было слышать, что Николай Иванович сам заказывал кушанья к столу и даже сам разливал суп за обедом. Обыкновенно разливает хозяйка, но в доме Лобачевских было наоборот: хозяйка сидела, как гостья, а хозяин, серьезный и к старости молчаливый человек, большой ложкой разливал суп по тарелкам гостей».

В БЕЛОВЕЖСКОЙ СЛОБОДКЕ

В конце 1830-х годов в письмах Лобачевского к И.Е.Великопольскому, брату Варвары Алексеевны по матери, слышались настойчивые жалобы на нужду в деньгах. Случилось это по следующим причинам. Управление небольшими имениями, находившимися в различных губерниях, было очень затруднительно и затратно. Лобачевские решили продать эти имения и приобрести одно вблизи Казани.

И.Е.Великопольский был доверенным лицом, при посредстве которого производилась продажа имений. Часть денег, поступивших по одной продаже, была прислана Лобачевским, и на эти средства они приобрели вблизи Казани, на Волге, у помещика В.Н.Карпенко имение Беловежская слободка (ныне на территории современной Чувашии). В нем числилось 36 дворов и 101 мужская крепостная душа.

Там Лобачевский занялся сельским хозяйством, которое его очень занимало и служило прекрасным отвлечением от напряженной умственной и административной работы. Ученый решил устроить в своей деревне настоящее культурное хозяйство. Он выстроил дом, флигель, амбары, каретники, каменную ригу и овчарню, развел скот, удобрял землю, построил мельницу и даже плотину, чтобы использовать воду горных ключей. Лобачевский вложил в это дело такую же энергию, как и в университетское строительство...

Между тем ученого ждали серьезные испытания. Казалось бы, все было хорошо: в ноябре 1845 года Лобачевский был в шестой раз избран ректором на новый четырехлетний срок, причем единогласно. Однако в следующем году, по истечении 30 лет службы, министерство, по уставу, должно было принять решение либо об оставлении Лобачевского профессором, либо о выборе новых преподавателей. 11 июня университетский совет сообщил министру, что «не находит никаких причин» отстранять Лобачевского от преподавания.

Несмотря на мнение совета, 16 августа 1846 года министерство «по указанию Правительствующего сената» отстранило Лобачевского не только от профессорской кафедры, но и от должности ректора. Он был назначен помощником попечителя Казанского учебного округа со значительным понижением в окладе.

Вскоре финансовое положение семьи серьезно пошатнулось. Дом в Казани и имение жены пришлось продать за долги. Здоровье его самого было подорвано, стало слабеть зрение. Варвара Алексеевна буквально за руку водила мужа в университет, где он продолжал преподавать.

В 1852 году умер от туберкулеза старший сын Алексей, любимец Лобачевского. Ему было девятнадцать лет, он был студентом 3-го курса Казанского университета. В то время Варвара Алексеевна была беременна, от сильного переживания ее родила сына, который оказался умственно недоразвитый. По воспоминаниям друзей Лобачевских, смерть сына Алексея, на которого отец возлагал большие надежды, потрясла Николая Ивановича. «Он не плакал, как Варвара Алексеевна, которая ревела и завывала на весь дом, но великое горе отражалось на всей его фигуре. Он как-то вдруг надломился в психике, осунулся, потерял последние остатки разговорчивости и веселости и ни на что больше не обращал внимания, словно никого не видел вокруг себя».

Вся семья перебралась в загородное имение. Там в занятиях сельским хозяйством прошли последние годы Николая Ивановича. Он скончался в феврале 1856 года. Варвара Алексеевна надолго, почти на тридцать лет, пережила супруга. После его кончины она с детьми переехала в Петербург, но каждое лето она приезжала в Беловолжскую Слободку, где все напоминало ей о любимом муже...

 

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
22 октября Продолжаем любоваться осенними красками
Дорогие мои старики
22 октября Что шепчет осень?
Дорогие мои старики
22 октября «Я чуть не рухнула!»
Дорогие мои старики
22 октября «Полмиллиона-таки вернулись!»
Калейдоскоп
22 октября Воронья месть
Калейдоскоп
22 октября Когда не стоит делать селфи
Калейдоскоп
22 октября Все коты поют и плачут – этот карты ворошит
Калейдоскоп
22 октября Ах, хвост, чешуя!
Истории любви
22 октября Примерные супруги
Народный календарь
22 октября Быстро тает день – не привяжешь за плетень
Тесты
22 октября Хороший ли вы воспитатель
Калейдоскоп
22 октября Солнечная победа!
Погода на неделю
22 октября Прогноз погоды с 22 по 28 октября
Калейдоскоп
22 октября Как тебя зовут, малыш?
Анекдоты
22 октября Анекдоты от «Вестей» (22.10)
22 октября Страховые представители в сфере ОМС: как и для кого они работают?
21 октября 22 октября – День разгрома немецкой флотилии на Ладожском озере в сражении за остров Сухо
Новости Ленинградской области
21 октября Лунный календарь на 22-28 октября
^
Во время посещения Электронной версии газеты «ВЕСТИ», сайт может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных, собираемых посредством метрических программ и принимаете условия.