Главная Истории любви Принцесса, в которую вселился бес

Принцесса, в которую вселился бес

РОКОВАЯ КРАСАВИЦА ОЛЬГА ВАКСЕЛЬ РАЗБИВАЛА МУЖСКИЕ СЕРДЦА, НО НЕ СЧИТАЛА СЕБЯ В ЭТОМ ВИНОВАТОЙ

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

На выставке работ почетного реставратора Санкт-Петербурга Наталии Черновой мне бросился в глаза фотоснимок, яростно разорванный на несколько кусков да еще и обожженный огнем. На снимке — норвежский дипломат Христиан Вистендаль, вице-консул в Ленинграде. История трагическая. В 1932 году он познакомился с актрисой Ольгой Ваксель. Они отправились в Крым, где и была сделана эта фотография (на обороте значится «Ялта»). Поженились, уехали в Норвегию, но вместе прожили совсем недолго: Ольга Ваксель застрелилась из пистолета мужа. А он спустя некоторое время скончался от сердечного приступа…

ДОМАШНИЕ ЗВАЛИ ЛЮТИКОМ

Имя Ольги Ваксель сегодня мало что говорит широкой публике. А тогда, в эпоху 1920-х годов, ее знали в творческой богеме. Хотя и репутация у нее была весьма неоднозначная. Роковая красавица, склонная к эпатажу, разбивающая мужские сердца. Она покорила сердце Осипа Мандельштама, а затем порвала с ним отношения…

Как отмечают исследователи, одни считали ее актрисой, другие – манекенщицей, третьи — поэтессой. Она была весьма привлекательна, да еще и умна, недаром Анна Ахматова обмолвилась как-то о ней, что такие красавицы появляются раз в сотни лет. Сама же всю жизнь избегала публичности. Стихи и прозу она не только не публиковала, но почти никому не показывала, хотя сохранилось примерно полторы сотни ее очень талантливых стихотворений и набросков в рукописях.

«То была какая-то беззащитная принцесса из волшебной сказки, потерявшаяся в этом мире...», — сказала о ней соперница — Надежда Мандельштам.

Многое о ней известно из ее собственных воспоминаний. Правда, ее мемуары, в основном, были не написаны, а надиктованы. Обязанности стенографиста взял на себя ее последний муж Христиан Вистендаль. Эти материалы сохранил ее сын, филолог Арсений Арсеньевич Смольевский, ныне они хранятся в музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. По всей видимости, воспоминания были написаны весной 1932 года во время совместного путешествия с Вистендалем по Крыму и Кавказу, когда она диктовала ему историю своей жизни, отдельные отрывки вписывала сама.

Ольга Александровна Ваксель была родом из дворянской семьи, родилась она в 1903 году. «Первое, что я помню о себе, — вспоминала Ваксель, — относится к городу Поневежу, около которого было дедушкино имение «Романи»… Помню моего отца, бородатого и меланхоличного, красивого и избалованного. Его собаки и ружья, его победы и слава запомнились с горделивым чувством. Он прекрасно пел, не зная нот, выученный с голоса как скворец, моей матерью, талантливой музыкантшей.

Потом помню себя в «Романи», прекрасном имении с вековыми деревьями, старым домом и множеством собак. Там меня начали учить по-французски так успешно, что я за время недолгой отлучки матери разучилась говорить по-русски… Когда мне было два с половиной года, мои родители развелись, и мать увезла меня в Петербург».

Мать Ольги вскоре вышла замуж за своего троюродного брата, Алексея Львова. Детство Ольги прошло в Царском Селе, где у отчима была квартира. Домашние звали девочку Лютик.

«В 1907 г. мы переехали в Гатчину, — вспоминала Ваксель. — Жизнь в Гатчине я считаю лучшим временем моего детства. У нас был просторный дом около полотна железной дороги, недалеко от того места, где сейчас полустанок «Гатчина первая». Когда мы переехали, за домом был большой, усыпанный песком и окруженный высоким желтым забором двор. На этот забор я влезала при прохождении каждого поезда. Иногда видела на площадке мою мать, возвращающуюся из Петербурга, или моего дядю, спрыгивающего на ходу около дома».

«МОЙ ГЕРОЙ УЕХАЛ. Я С НИМ НЕ ПОПРОЩАЛАСЬ»

Когда началась Первая мировая война, мать Ольги стала работать сестрой милосердия. Девочка помогала ей, после гимназических уроков приходила в госпиталь. Здесь Ольга познакомилась с офицером, имя которого нигде впоследствии не называла.

«Был там один офицер, немолодой и некрасивый, который рассказывал мне о своих детях и всегда радовался моему приходу, — вспоминала Ваксель. — Ранен он был не очень тяжело, семья его жила где-то в провинции, он собирался скоро переехать в город перед отправкой на фронт. И этот ничем не замечательный человек поразил мое воображение настолько, что я вообразила себя влюбленной и думала о нем все время в самой поэтической форме».

А потом случилась то, что случилось. Выздоровевший офицер снял комнату на бульваре и перебрался туда. «Я узнала его адрес. Много дней я носилась с мыслью навестить его, потому что мне действительно не доставало его общества. Однажды, неожиданно для самой себя, я очутилась перед его домом… Я сказала: «Как это ужасно, что Вас не будет, я так Вас люблю». Он отстранил меня от себя и смотрел удивленно и серьезно. В меня вселился какой-то бес. Я все повторяла: «Да, да, люблю, Вы думаете, что я маленькая, но я не хочу, чтобы Вы меня забывали».

Он действительно серьезно отнесся к моим словам. Он почтил меня своим полным вниманием. Я ушла от него с таким ужасом и отвращением к жизни, какого никогда после не переживала. Я ни слова не сказала никому, моя мать, утомленная бессонными ночами, ничего не заметила. Мой герой уехал. Я с ним не попрощалась. Через две недели он был убит на Западном фронте. Мне было 11 лет».

Спустя некоторое время, в 1916 году, Ольгу отправили в Крым, где она жила в доме поэта и художника Максимилиана Волошина. «Это был совсем особенный дом, — вспоминала Ваксель. — Он был населен почти исключительно петроградской и московской богемой. Было несколько поэтов, порядочно актеров, пара музыкантов»…

В 1921 году Ольга вышла замуж. Ее супругом стал Арсений Федорович Смольевский, бывший сосед по Царскому Селу, в которого была с детских лет влюблена.

«В нашем дворе жил преподаватель математики и секретарь Бегового общества А.Ф. Смольевский – очень изящный и интересный молодой человек, — вспоминала Ольга Ваксель. — Конечно, я тщательно скрывала свой интерес к его особе и не ждала уже, чтобы ко мне относились как к взрослой. Но и Арсений не казался мне способным на грубость. Я с любопытством и ревностью наблюдала его шуточные ухаживания за взрослыми барышнями. Серьезно он ни за кем не ухаживал, потому что был в то время влюблен в некрасивую и немолодую учительницу музыки, любовницу его приятеля. Я догадывалась и об этом и с сочувствием и интересом наблюдала изменения в его настроениях в зависимости от ее поведения. Я знала, что она вместе с его приятелем смеется над ним, а он этого не замечает»…

Муж был старше Ольги почти на двадцать лет и преподавал в Институте путей сообщения. О том, как началась ее семейная жизнь, Ольга написала с потрясающей откровенностью: «Дня через три, когда окончился ремонт у А.Ф., я переехала к нему. В первый вечер он заявил мне, что явится ко мне как «грозный муж». И действительно, явился. Я плакала от разочарования и отвращения и с ужасом думала: неужели то же самое происходит между всеми людьми. Я чувствовала себя такой одинокой в моей маленькой комнатке – А.Ф. благоразумно удалился… Пару дней я слегка занималась хозяйством, потом навестила знакомого грека – художника, урода и отвратительного существа, и отдалась ему «для сравнения». Результат был тот же. Я ушла, не попрощавшись и не взглянув на свою жертву…».

Этот художник потом искал встреч с Ольгой, подкарауливал ее на улице. Ольге пришлось уехать в деревню, чтобы избавиться от его преследований. По возвращении она узнала, что ее случайный любовник повесился…

«ТИПАЖ – СВЕТСКАЯ КРАСАВИЦА»

Семейная жизнь Ольги не сложилась. Арсений был груб, относился к Ольге надменно, смеялся над ее стихами. Между тем слишком яркая внешность Ольги привлекала внимание окружающих, у нее появлялись поклонники. Муж требовал ее постоянного присутствия дома, хотя сам был днями занят в институте.

В 1923 году Ольга родила сына, которого назвали Арсением. После родов она тяжело заболела менингитом и чуть не умерла в Боткинской больнице. Выздоровев, Ольга покинула мужа, но Арсений развода ей не давал. Сына он оставил у себя.

Ольге ничего не оставалось, как начинать жизнь заново. Она попробовала найти себя в профессии и поступила в учебно-творческую студию «Фабрика эксцентрического актера». Получила образование актрисы. В ее картотеке под фотографиями значилось: «типаж — светская красавица».

Однако карьера актрисы ее явно не прельщала. Ольга снималась в кино в эпизодических ролях, писала заметки о кино для газеты «Ленинградская правда». Вскоре она разочаровалась в актерской профессии…

В 1925 году на жизненном пути Ольги Ваксель снова появился Осип Мандельштам. Встреча оказалась практически роковой. Ольга оказалась в доме поэта, между ней и супругами Мандельштам завязалась тесная дружба. Наверное, даже слишком тесная. Как признавалась потом в своих воспоминаниях Надежда Мандельштам — «по моей вине и дикой распущенности того времени». Ваксель стала поистине роковой женщиной для Мандельштама и его жены Надежды.

Осип Мандельштам посвятил Лютику несколько стихотворений – «Жизнь упала как зарница...», «Я буду метаться по табору улицы темной...», «Я скажу тебе с последней прямотой...», «На мертвых ресницах Исакий замерз...».

Брата Осипа Мандельштама Евгений вспоминал: «В жизни брата увлечение, а может быть и больше, — любовь к одной женщине оставила особенно глубокий след. Этой женщиной была Ольга Ваксель. Из-за нее Осип чуть не бросил свою жену. Говорят, что Надежда Яковлевна, некрасивая, болезненная женщина, сама не на шутку увлеклась ангелоподобной Ольгой Александровной».

В конце концов Ольга Ваксель порвала отношения с Мандельштамом. «Однажды он снял номер в «Англетере» и назначил мне встречу там, чтобы переговорить о том, что касается только нас. Я загодя знала, что это будет, и пришла изречь, что мне все это надоело и я больше не смогу случаться у них, он пришел в этакий страх, плакал, становился на колени, уламывал меня жалеть его, говорил в сотый раз, что он не может без меня существовать и так дальше... Скоро я ушла и больше у них не бывала», — вспоминала Ваксель.

«УЙТИ, ЧТОБ НЕ ВЕРНУТЬСЯ...»

Затем была встреча с норвежским дипломатом Христианом Вистендалем. Они были почти ровесники – он был старше ее на три года. Что произошло между ними?..

«...Когда я обнимала его, – это был действительно трепет живого сердца, — читаем в надиктованных мемуарах Ольги Ваксель, датированных 31 августа 1932 года. — Он говорил мне, что ожил, что он снова хочет жить и любить меня и работать, сделать что-нибудь для своей маленькой Норвегии. Я была горда и счастлива. Бывали минуты, когда мне казалось, что возвращается пора безумия, что я снова слишком начинаю увлекаться, что я мучаю моего друга своей чрезмерной страстностью. Но я вовремя брала себя в руки, только сжимала зубы до скрипа, чтобы не проявить как-нибудь своих бурных настроений. Иногда во сне мне казалось, что я громко произношу его имя. Я просыпалась, обнимая подушку».

«Зачем Ваксель рассказывала о своих отношениях с мужчинами? Причем позволяла себе такие подробности, которые ее сын просто не мог не вычеркнуть? Ольга любила эпатировать, но вряд ли сейчас ею руководило только это. Больше всего ей хотелось понять: отчего она постоянно попадает в одни и те же ситуации? «Холод» – вот ключевое слово, которое ей вспоминается прежде всего. Еще она упоминает «отвращение» и «ужас»», — отмечает доктор культурологии Александр Ласкин в книге «Возможна ли женщине мертвой хвала?.. Воспоминания и стихи Ольги Ваксель», вышедшей в 2012 году в серии «Библиотека Мандельштамовского общества».

В конце сентября 1932 года вместе с мужем Ольга Ваксель уехала в Осло, временно оставив сына с матерью. Однако в Норвегии, в семье мужа, она прожила всего месяц. 26 октября 1932 года она покончила с собой, застрелившись из пистолета супруга. Ей был всего двадцать девять лет…

Среди стихов Ольги было найдено последнее, в котором были такие строки: «Я вижу чудеса во сне и наяву, // Но недоступно то, что я люблю, сейчас, // И лишь одно соблазн: уснуть и не проснуться, // Все ясно и легко — сужу, не горячась, // Все ясно и легко: уйти, чтоб не вернуться...».

После самоубийства Ольги ее муж Христиан вскоре скончался от сердечного приступа. Его мучил только один вопрос: чем он виноват, почему она так поступила?

На смерть Ольги Ваксель, о которой он узнал через два года, Мандельштам отозвался стихотворением, в котором были строки: «Возможна ли женщине мертвой хвала? // Она в отчужденьи и силе, — // Ее чужелюбая власть привела // К насильственной жаркой могиле…»

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
06 мая НЛО над Ленобластью
Новости Ленинградской области
06 мая Пасхальный «тюленепад»
Новости Ленинградской области
06 мая Новая экотропа во Всеволожском районе
Калейдоскоп
06 мая «Монстры» в стене…
Калейдоскоп
06 мая Проклятый корабль нашли спустя 115 лет
03 мая 5 мая — Пасха – Светлое Христово Воскресение
В муниципалитетах
03 мая Пришел Первомай – ворота открывай!
Новости Ленинградской области
03 мая Быстрым бегом к быстрым шахматам: Ленобласть посвятит выходные спорту
Новости Ленинградской области
03 мая В Ленобласти стартовала акция «Страна героев»
Новости Ленинградской области
03 мая Ленобласть избавляется от долгостроев
Новости Ленинградской области
03 мая Нацпроект помогает бизнесу
Новости Ленинградской области
03 мая Страна людьми славится!
03 мая 5 мая – День городов воинской славы
Власть
03 мая Сергей Тищенков: «Первомайцы показали, что хотят жить в красивом мире»
Власть
03 мая Дмитрий Майоров: «Новодевяткинцы не подвели в грамотности»
Власть
03 мая Татьяна Толстова: «В Ленобласти зарегистрировано более 20 тысяч многодетных семей»
Криминальные вести
03 мая В Новом Девяткино хамоватые подростки подрались с мужчиной
Криминальные вести
03 мая Автобус с 50 рабочими вылетел в кювет под Кингисеппом
^