Сотрудница Международного фонда охраны журавлей рассказала журналистам, как она и ее коллеги перевоплощаются в птиц, чтобы научить птенцов летать и добывать пищу.
Фонд был создан в 1973 году для сохранения 15 видов журавлей, большинство из которых находятся под угрозой исчезновения. Штаб-квартира расположена в городе Барабу (штат Висконсин). Марианна Веллингтон, старший специалист по птицеводству, работает здесь уже 40 лет. Вместе с другими орнитологами она занимается выращиванием, выхаживанием и возвращением в природу птенцов, которые по разным причинам осиротели.
Молодые журавлики воспринимают первый увиденный ими крупный движущийся объект как своего родителя. Для успешного импринтинга людям приходится буквально превращаться в птиц. Они надевают костюмы: просторные блузы из белой ткани, и штаны в тон журавлиным лапам. На одной руке закрепляется игрушечная голова-марионетка, а другая рука имитирует крыло.
«Когда мы бегаем и машем руками, это выглядит довольно нелепо, зато птенцы гораздо быстрее усваивают, что и как надо делать. Мы учим их есть и пить, ладить друг с другом, остерегаться опасностей, вместе с ними разыскиваем сверчков и кузнечиков. Это бывает утомительно – руки начинают болеть, поэтому мы работаем посменно, не дольше пары часов», – говорит Марианна.
Сотрудники фонда умеют не только двигаться в точности, как птицы, но и говорить с ними на одном языке. Женщина ловко имитирует звуки, которые издают взрослые журавли, когда нужно разнять дерущихся птенцов или предупредить их об опасности. Но этот навык, по ее словам, в последнее время пригождается все реже: на помощь приходят цифровые плееры с записями настоящих птичьих голосов.
По словам Марианны, непростые усилия всегда вознаграждаются сторицей. «Нет ничего приятнее, чем видеть, как твой воспитанник, молодой журавлик, впервые отрывается от земли и взлетает. В такие моменты я чувствую себя гордой мамочкой», – смеется она.
На вопрос о том, не испытывает ли она грусти от того, что сама не может взлететь следом за подопечными, орнитолог кивает. Многие из коллег рассказывают, что часто летают во сне, но Марианна лишена даже этой радости: каждый раз, когда ей снится попытка взлететь, у нее либо крылья оказываются слишком короткими, либо не хватает сил угнаться за стаей. «Мне очень грустно», - признается она.
Анастасия Бычкова
Специально для «Вестей»
По материалам газеты The Guardian (Великобритания)