
Американец польского происхождения отыскал в городе Львове сундук с фамильными драгоценностями и реликвиями, который его дед и отец закопали в далеком 1939 году, перед тем как эмигрировать с охваченной войной родной земли.
Перед началом Второй мировой войны Львов принадлежал Польше. В сентябре 1939-го в городе шли бои, его буквально раздирали на части войска нацистского вермахта и Красной армии. Впереди была еще долгая череда кровавых событий. Предчувствуя это, зажиточная семья Глажевских, занимавшая просторное имение в окрестностях Львова, на берегу Днестра, решила бежать на Запад.
Перед отъездом глава семьи Адам и один из его сыновей, Густав, собрали ценные вещи, которые опасались везти через границы: посуду из серебра, украшения, дорогие сувениры и реликвии. Все это Густав зарыл в земле недалеко от дома.
Сыновья Адама разъехались по всему миру. Густав с молодой женой Еленой поселились в Южной Африке, а спустя несколько десятилетий переехали в США. Незадолго до смерти Густав передал сыну, Яну Глажевскому, рисунок: на листке бумаги он от руки изобразил карту окрестностей возле родового имения и отметил точное место, где был спрятан клад. Ян обещал отцу, что обязательно съездит во Львов и отыщет зарытые сокровища.
Поездка состоялась в 2019 году. Спустя 80 лет местность выглядела совершенно не так, как накануне Второй мировой. Деревни на Днестре, где располагалось имение, давно не существовало. Яну, которому на тот момент было 69, стоило немалых усилий понять, где именно она была расположена. После долгих поисков он нашел на опушке леса руины – точнее, остатки руин – фундамента бывшего дома семьи. Но дальше дело пошло быстрее: с помощью отцовской карты Глажевский очертил небольшой участок земли, который затем «прочесал» с металлодетектором. В какой-то момент прибор издал радостный писк. Еще час усердного копания – и потомок уже стряхивал землю с заветного сундука.
Внутри все было в целости и сохранности. Ян прижал к груди крестильную ложечку с гравировкой – инициалами Густава – и едва не разрыдался.
«У меня было чувство, что я держу в руках частицу наследия самых дорогих мне людей, которая до этого была заперта во времени, – объяснил мужчина в эфире американского радио пережитые в тот момент чувства. – Это было похоже на исполнение детской мечты о поиске сокровищ. А еще я испытывал огромное удовлетворение от того, что исполнил данное отцу обещание».
Интервью СМИ Ян Глажевский давал уже в этом году: поводом стал выход в США и Польше его автобиографической книги «Кровь и серебро. Подлинная история о выживании и о путешествии сына за семейным сокровищем».
Анастасия Бычкова
Специально для «Вестей»
По материалам радиостанции WECB (США) и издательства Austeria (Польша)