Главная Истории любви «Мы Чарскую слишком рекламируем…»

«Мы Чарскую слишком рекламируем…»

ВСЕ ЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БЫЛИ ПОСВЯЩЕНЫ ЛЮБВИ, А В СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ЕЙ С БОЛЬШИМ ТРУДОМ УДАВАЛОСЬ НАЙТИ СЧАСТЬЕ

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

С именем Лидии Чарской мне довелось познакомиться еще тогда, когда оно было не то чтобы под запретом, но уж точно основательно забыто. Было это в первой половине 1980-х годов, еще до перестройки, когда ее имя вернулось в литературу… Правда, нельзя сказать, что сегодняшние мальчишки и девчонки, как их столетние ровесники, зачитывают ее произведения до дыр. Все-таки сентиментальная эпоха Лидии Чарской безвозвратно канула в лету…

ВЛАСТИТЕЛЬНИЦА ЮНЫХ СЕРДЕЦ

Однажды, в очередной поход в букинистический магазин, я приобрел для своего домашнего музея буквально за копейки, по тогдашней цене мороженого, несколько дореволюционных выпусков неведомого мне детского журнала «Задушевное слово». Как оказалось — до крайности сентиментального, трогательного, наивного… Именно там мне и встретилось имя писательницы Лидии Чарской. Из номера в номер печатался ее роман «Княжна Джаваха», а в откликах читателей гимназисты не скрывали своего благоговения перед любимым автором.

Потом уже я узнал, что Лидия Алексеевна Чарская была едва ли не самой популярной детской писательницей дореволюционной России. Она по праву считалась властительницей сердец юных читателей начала ХХ века. Они ставили Чарскую в один ряд с Пушкиным и Гоголем… И все ее рассказы – про любовь.

По мнению литературоведов, феномен популярности Чарской состоял в том, что она впервые заговорила с подростками на понятном им языке, поднимая в своих книгах те проблемы, с которыми приходилось сталкиваться в своей жизни каждому юноше и каждой девушке. Дружба, верность, первая любовь, жажда подвига, взаимоотношения со сверстниками, педагогами, коллективом… Но не только. В круге тем, которые затрагивала Лидия Чарская, — поиск своего места в жизни, отношение к богатым и сильным мира сего, выбор идеалов…

Как отмечают специалисты, герои Чарской часто остаются одни — маленькие, беспомощные, в недобром мире. Они проходят через тяжелые испытания, но они не отступают и не предают свою любовь. Сердце маленького героя остается верным и побеждает. Одной из лучшей повестей Лидии Чарской как раз считается «Княжна Джаваха». В ней говорится, что героиня была похоронена на Новодевичьем кладбище, и люди искали ее могилу, поскольку были уверены, что Нина Джаваха существовала в действительности…

«МОЯ ЛЮБОВЬ БУДЕТ ВЕЧНОЙ»

Достаточно просто полистать произведения Лидии Чарской, чтобы увидеть, насколько часто там употребляется слово «любовь». Один из ее романов даже так и называется — «Ее величество Любовь». Приведем краткую цитату, чтобы читателю было понятно, о чем речь и в какой стилистике были написаны произведения Лидии Чарской.

«— А я просто люблю тебя, моя радость.

— О, и я люблю тебя безгранично. Когда я думаю о том, что через несколько месяцев наша свадьба, у меня становится так радостно и легко на душе!.. Я не боюсь будущего, Борис. Моя любовь будет вечной.

— Ангел мой! Красавица моя!

— Да, да, вечной она будет, хотя я — враг сентиментальности и трогательной привязанности «до могилы». Я прежде, до нашей встречи, скептически относилась к такой любви, а теперь, как видишь, сама люблю тебя так же и даже не допускаю ни малейших вариаций на эту тему…

— …Ты слишком хороша, слишком волнующе-прекрасна, чтобы с тобою могла угаснуть волнующая страсть, любимая, обожаемая моя. Ты не можешь себе представить, что я переживаю, когда слушаю тебя, когда вижу твое милое личико, прижимаю твою родную головку к своей груди. Ты вошла в мою душу, Китти, влила сладкий и острый яд в мои жилы, ты…».

Сегодня, конечно, такие пассажи смотрятся несколько наивно и архаично, но тогда, в эпоху «серебряного века», произведения Лидии Чарской зачитывали до дыр.

Позволю себе еще одну цитату из произведения Лидии Чарской – повести «Во имя любви»: «Но разгадать ее он не мог... Она была и осталась для него загадкой. Он видел в ней красоту, которой поклонялся, но эта красота не лелеяла, не покоила его нервов. Она жгла и томила, оцепенела и сковывала какими-то тяжелыми и холодными цепями, которых он не в силах был сбросить и которые несли ему смерть…

Как она его любила! Боже! Как она его любила... Она целовала его руки и называла богом, и падала на колени, и кланялась до земли, и отдавала ему всю свою душу, всю без остатка. Лицо Сергея холодело, несмотря на теплую ласку июльской ночи, когда он вспомнил ее слова, жегшие его больше поцелуев, и взоры, сковывавшие теснее самых тесных объятий…».

И вот ведь парадокс: Лидия Чарская всю жизнь писала о любви, а в своей личной жизни нельзя сказать, чтобы всегда была особенно счастливой.

«ВСЕГДАШНЕЕ БЕЗБРАЧИЕ»

Девочка росла без матери, тяжело переживала вторую женитьбу отца, убегала из дома, была отдана в Павловский институт благородных девиц в Петербурге. Кстати, ныне в этом здании на улице Восстания (бывшей Знаменской) находится 209-я «Павловская» гимназия, в которой помнят и чтут традиции Павловского института. Недавно учебное заведение отметило 225-ю годовщину со дня своего основания, и к этому юбилею было приурочено создание в нем «именного» класса, посвященного выпускнице института – Лидии Чарской…

Окончив Павловский институт, Лидия вышла замуж за ротмистра лейб-гвардии 2-го Стрелкового батальона Бориса Павловича Чурилова. Через два года у нее родился сын Георгий. Однако семейная жизнь не сложилась. Муж бросил ее, когда ребенок был еще совсем маленьким.

Однако, чтобы развестись, по тогдашним правилам надо было пройти едва ли не семь кругов ада. Один из супругов должен был взять на себя вину в «прелюбодеянии»: в противном случае Священный Синод не давал разрешения на развод. В результате, Лидия взяла на себя вину. Ее осудили на «всегдашнее безбрачие» и предание семилетней церковной епитимьи под наблюдением приходского священника. И это при том, что за бывшем мужем оставалось право вступить во второй брак. Георгий остался с матерью. Но самое главное — она была свободна!..

Лидия поступила на драматические курсы при Императорском театральном училище и по окончании была зачислена в штат Александринского театра. На сцене она играла под псевдонимом «Л. Чарская», ставшим и ее литературным именем. Актрисой Александринского театра Лидия Алексеевна была до 1924 года, но карьера не сложилась, она играла в основном скромные роли служанок и комических старух.

И вот что удивительно: литературным творчеством Лидия Чарская занялась по причине бедности и необходимость растить сына, стало быть, зарабатывать деньги. Иными словами, писать рассказы Чарская стала ради заработка. А оказалось, что именно в этом ее подлинное призвание.

Поначалу, как отмечают издатели, о писательстве она даже и не помышляла. Она обратилась к известному и весьма состоятельному петербургскому книгоиздателю Маврикию Вольфу, предложив свои услуги переписчицы: у нее был очень красивый почерк. Пишущих машинок тогда еще не было. Вольф попросил показать образцы почерка, и молодая актриса разрешила ему прочитать свой дневник, который она вела в годы учебы в Павловском институте.

Вольф прочитал его и предложил напечатать в «Задушевном слове» под названием «Записки институтки». Повесть была напечатана в 1901 году и сразу же принесла колоссальный успех. Тогда же был заключен договор: Вольф обязался платить ей 25 рублей в месяц. Эти деньги показались Лидии огромными, и она согласилась.

«ПОЧИТАЮ ВАС ГЕНИЕМ ПОШЛОСТИ»

За почти два десятка лет активного литературного творчества, продолжавшегося вплоть до Октябрьской революции, Лидия Чарская написала более восьми десятков произведений – повести, романы, сказки и стихи. Однако разбогатеть на литературном труде ей не удалось. Несмотря на большие тиражи, гонорары от Вольфа она часто не могла получить…

В попытках устроить свою личную жизнь 27 апреля 1914 года Лидия Чарская вышла замуж за санитарного врача Василия Ивановича Стабровского, сына потомственного дворянина. Он был моложе ее на семнадцать лет. Брак продлился не очень долго, дата и причина его расторжения брака биографам Лидии Чарской неизвестны.

Октябрьская революция положила конец ее литературной карьере. Журнал «Задушевное слово» был закрыт, книги Чарской, как писательницы дворянского прохождения, печатать было запрещено. Ее произведения стали клеймить как «буржуазные» и «мещанские». Новому времени были нужны новые герои…

В 1920 году Лидия Чарская вышла замуж за красноармейца Алексея Никифоровича Иванова, который был младше невесты на тринадцать лет и был влюблен в Чарскую с детства. После заключения брака оба супруга взяли двойную фамилию — Ивановы-Чарские. С этого времени Лидия стала писать под фамилией мужа, но подписывалась инициалом не «Л.», а «Н.» — Нина (Антонина), в память о матери, которая умерла во время родов Лиды.

Эти рассказы и стихи были уже совсем иными, нежели прежде. Какое-то время Лидия Чарская даже работала у Самуила Маршака в журнале «Новый Робинзон».

В 1924 году ее уволили из театра. Жить было не на что. «…Я третий месяц не плачу за квартиру… и боюсь последствий. Голодать я уже привыкла, но остаться без крова двум больным — мужу и мне — ужасно…», — писала Лидия Чарская поэтессе Елизавете Полонской.

Корней Чуковский, который хотя и недолюбливал литературный стиль Чарской за сентиментальность, был возмущен, что столь известная писательница с больным мужем голодают, и смог добиться для нее получения пайка и дров.

Что же, можно только пожать руку писателю за его порядочность по отношению к опальной писательницы. Ведь это именно Корней Чуковский в 1912 году опубликовал в газете «Речь» разгромную статью в ее адрес, в которой, в частности, говорилось: «Что же это такое, обожаемая Лидия Алексеевна? Как это случилось, что вы превратились в машину? Долго ли вам ещё придется фабриковать по готовым моделям всё те же ужасы, те же истерики, те же катастрофы и обмороки? Кто проклял вас таким страшным проклятием?.. Я тоже почитаю вас гением, гением пошлости… Если какой-нибудь Дюркгейм захочет написать философский трактат «О пошлости», рекомендую ему сорок томов сочинений Лидии Чарской. Лучшего материала ему не найти».

КРУПСКАЯ ПРОТИВ ЧАРСКОЙ

После запрета, наложенного на творчество, Лидия Чарская прожила еще долгую жизнь, очень тяжелую в моральном отношении, поскольку жить приходилось практически исключительно воспоминаниями о прошлом. Только они давали опору в жизни, поскольку в советское время прежнее всеобщее любование ее произведениями сменилось на столь же всеобщее негодование.

В 1933 году Надежда Крупская написала: «Мы Чарскую слишком рекламируем тем, что запрещаем ее. Держать её в библиотеке ни к чему, конечно, но надо, чтобы у самих ребят выработалось презрительное отношение к Чарской»…

Сын писательницы, Георгий Борисович Чурилов, в конце 1916 года, перед самой революцией, окончил Николаевское инженерное училище, был выпущен офицером в Моторно-понтонный батальон, в котором прослужил до Октябрьской революции. Потом жил на Дальнем Востоке, но был уже не военным, а занимался самыми разными делами: был кладовщиком, старшим рабочим, техником и техническим конторщиком…

Умерла Лидия Чарская 18 марта 1937 года, она была похоронена на Смоленском кладбище. Могила ее сохранилась. Ее сын ушел из жизни на год раньше. Последний муж Лидии Чарской, Алексей Никифорович, пережил ее на пять лет и скончался в январе 1942 года во время блокады Ленинграда.

Комментарии
0
Рекомендуем:
Развлечения
27 апреля Кто поймет, что хочет кот?
Развлечения
27 апреля Как приманить жениха и разбогатеть?
26 апреля Сапфировая свадьба
Новости Ленинградской области
26 апреля ФосАгро показала лучший результат среди лидеров ответственного бизнеса
26 апреля 26 апреля — День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф
Новости Ленинградской области
26 апреля Бюджет-2023: рекордные показатели и надежный финансовый тыл
Новости Ленинградской области
26 апреля Конфеты из Ленобласти оценили на международном конкурсе
В муниципалитетах
26 апреля В Мистолово – новые очистные сооружения
В муниципалитетах
26 апреля В Ленобласти – новые газопроводы
Новости Ленинградской области
26 апреля На майские праздники МФЦ меняет режим работы
Криминальные вести
26 апреля ФСБ задержала банду «обнальщиков» с оборотом 18 млрд рублей
Новости Ленинградской области
26 апреля Ленинградская область продолжает помощь Енакиево
Власть
26 апреля Александр Соклаков: «Горжусь земляками»
Власть
26 апреля Елена Иваева: «Проблемную дорогу в поселке Мыза-Ивановка отремонтируем этим летом»
Власть
26 апреля Вера Пыжова: «Посажу дерево в честь своего дедушки»
Новости Ленинградской области
26 апреля Ленобласть открывает навигацию
Криминальные вести
26 апреля Избил таксиста и порезал шины
Криминальные вести
26 апреля Житель Карелии разбился в ДТП на «Коле»
^