Фото: pxhere.com
Годом рождения проекта Школ третьего возраста в Ленинградской области можно считать 2010-й – первые шаги проект делал на базе центров соцобслуживания, но тогда еще без дополнительных финансовых притоков. Спустя шесть лет стала приходить финансовая поддержка со стороны государства – на полученные средства специалисты школ приобретали расходные материалы и инструменты для прикладных видов творчества, оплачивали экскурсии. Бабушки и дедушки на бесплатных занятиях стали приобщаться к компьютерным технологиям, осваивать иностранные языки, развивать вокальные и художественные способности, изучать тайны природы и многое другое.
В стенах образовательных учреждений заработали многочисленные программы для пожилых людей. Большую популярность приобрели те, что связаны с физической активностью, к примеру, занятия по скандинавской ходьбе, танцам и физкультуре. Не менее востребованными оказались психологические тренинги. Жителям сел и деревень полюбились выездные формы работы – тематические вечера, вечера отдыха, праздничные концерты. Пенсионеры стали более активно участвовать в общественной жизни своих поселений и районов. Все больше пожилых людей входят в состав общественных организаций, советов при главах местных администраций, их много среди сельских старост. Это позволяет людям с богатым жизненным опытом реально влиять на жизнь своих районов и поселений.
Нельзя не отметить программы, нацеленные на трудоустройство граждан пенсионного и предпенсионного возраста, играющие первоочередную роль в их социальной адаптации. Обучение прошли уже сотни слушателей, подавляющее большинство из них смогли найти новую работу. Кстати, в числе наиболее востребованных у пенсионеров специальностей – социальный работник, педагог дополнительного образования, охранник, тракторист и водитель погрузчика.
Такая планомерная работа с гражданами «третьего» возраста организована на всей территории 47-го региона. Каждый район старается внести в нее что-то свое, разнообразить способы и методы взаимодействия с пожилыми людьми. В этой связи хочется обратить внимание на пользу физической и социальной активности для самих пенсионеров и привести один хоть и заграничный, но показательный пример. По данным Всемирной организации здравоохранения, Япония лидирует в мире по средней продолжительности жизни – 84,5 года. Ученые выяснили, что японцы так долго живут не только за счет правильного питания, а еще и благодаря активной общественной жизни. По данным последних научных исследований, высокий уровень социальных отношений снижает стресс и благотворно влияет на психическое здоровье.
Возможно, что ленинградские «школы третьего возраста», получив распространение и в других регионах России, будут способствовать долголетию россиян. Тем более, что приведенные ранее научные результаты не противоречат такой перспективе.
[47]