Необходимость единой информационной системы контроля обращения с твердыми коммунальными отходами для Петербурга и Ленобласти назрела давно. Воплотиться ей мешали границы, в том числе бюрократические, между соседними регионами, которые, похоже, удалось преодолеть. Именно на этот «прорыв» указал в своем выступлении губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко: «Мы сегодня показали пример, как надо обсуждать вопросы развития двух субъектов, не обошли острые темы, в том числе экологическую безопасность и мусорную реформу».
Эти две обозначенные главой 47 региона темы тесно связаны – очевидно, что правильная утилизация мусора – благо для окружающей среды. И поэтому уже в ближайшие годы, как подчеркнул губернатор, необходимо будет перейти к цивилизованной мировой практике переработки максимального количества полезных фракций из твердых коммунальных отходов. Первостепенное значение имеет качественный контроль всего процесса – от сбора до переработки мусора, в этой цепочке нет неважных этапов. Цифровые технологии, в том числе в контролирующих системах, без сомнения, усилят экологическую безопасность и поставят надежный заслон несанкционированным свалкам. Эффект будет куда более значительным, когда решать проблему Петербург и Ленобласть возьмутся сообща. На пользу общих усилий обратила внимание и председатель комитета Ленинградской области по обращению с отходами Анастасия Кузнецова:
«Оба региона связаны друг с другом, но разделение на два субъекта не предполагает разработки совместных документов планирования отраслевого развития и не предусматривают разработку совместных нормативных документов. Разработка единой концепции и единой информационной системы контроля ТКО – хорошая альтернатива, которая позволит нам лучше контролировать ситуацию и достигать наилучших результатов».
Стоит подчеркнуть, что Ленинградская область имеет неплохие стартовые позиции для такого сотрудничества, ведь на ее территории уже действует информационная система мониторинга транспортных средств и контроля перемещения отходов. Эта система постоянно развивается и уверенно переходит на «цифру».
Двум регионам еще предстоит серьезно поработать с отраслевыми документами, которые лежат в основе «мусорной реформы», соотнести их с новыми приоритетами государственной политики в этой сфере. Законодательство предусматривает максимальную переработку твердых коммунальных отходов, и поэтому Ленобласти потребуются новые современные станции переработки. Действующие же сейчас полигоны, мощности которых близки к исчерпанию, нужно будет вывести из эксплуатации. А единый с Петербургом контроль обращения с отходами сделает этот процесс более качественным и надежным.
[47]