– Сергей Флегмонтович, Совет муниципальных образований был задуман как площадка для эффективного взаимодействия органов местного самоуправления 47-го региона между собой и с органами государственной власти. Оправдала ли себя эта цель? Как Совет влиял на жизнь области в 2020 году? Какие результаты вы бы особо отметили?
– Судя по той активности, которую проявляют муниципалы в рамках Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области» – участвуют в формировании правового поля нашего региона, работают в 55 межведомственных, межмуниципальных органах государственной власти РФ и Ленобласти, в составе Общероссийского конгресса муниципальных образований, Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, в форумах, конференциях, семинарах, вебинарах, видеоконференциях, выставках – органы МСУ четко вписались в структуру органов публичной власти, ощущают себя членом единой дружной команды Ленинградской области.
Косвенно свидетельством востребованности Ассоциации является 100-процентная уплата муниципальными образованиями ежегодных членских взносов. В прошлом году, следуя политике государственной власти в части ограничительных мер, в связи с распространением инфекции covid-19, местные органы обеспечили их соблюдение на своих территориях, организовали помощь особо нуждающимся жителям. Внедряя меры государственной и муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса, способствовали росту числа занятых в этом секторе экономики на 29,5 тыс. человек по сравнению с 2019 годом. Все это помогло Ленинградской области пережить тяжелый период с минимальными потерями. Несмотря на появление ряда льгот по уплате местных налогов и арендных платежей, муниципалы достигли контрольных показателей по налоговым и неналоговым доходам местных бюджетов. Все это свидетельствует о высоком потенциале местного сообщества.
– В прошлогоднем интервью вы обозначили главные направления, по которым работают муниципальные власти – благоустройство и газификация населенных пунктов, строительство и ремонт дорог, улучшение жилищных условий граждан. Наверняка, это далеко не полный список. Как Совет помогает решать эти вопросы?
– Да, это, действительно, наши главные направления работы и в прошлом году и в нынешнем и на перспективу тоже. Это определяет сама жизнь и наши полномочия. Год может выделятся чем-то особенным тогда, когда в той или иной сфере происходят серьезные изменения, реформы. Как часто бывает в таких случаях, не все сразу идет гладко и так, как хотелось бы нашим жителям. Проходит время, система совершенствуется, ошибки исправляются, и ситуация выравнивается. Может именно в таких условиях более заметна роль Совета в выработке совместных решений, рекомендаций на основе разнообразной практики и опыта, который есть у той или иной территории. Рабочие органы, в которых работают руководители муниципалитетов, ежедневно сталкиваются с практическими вопросами жизнедеятельности. Вместе они способны вырабатывать предложения, определять приоритеты и предлагать пути решений. Я, наверное, не ошибусь, сказав, что и руководство области при принятии тех или иных решений учитывает мнение органов МСУ, с тем чтобы эти решения были более взвешенными и эффективными.
– Много ли муниципалитетов пользуются возможностью финансирования за счет государственных программ? Что нужно делать, чтобы войти в эти программы?
– Участие муниципалов в реализации государственных и региональных программ в настоящее время для большинства из них является единственной возможностью развивать территории. Поэтому мы в редчайшем случае найдем таких, которые бы добровольно и осознанно от этого отказывались. Другое дело – условия и возможности для вступления в эти программы. Безусловно, специалисты администраций должны обладать профессиональными навыками, опытом, знаниями, и это во многом определяет успех. Но кроме субъективных причин есть и другие, например, возможности муниципального образования профинансировать свою долю работ или мероприятий; соответствие критериев отбора поселения для участия в той или иной программе, да и мы должны понимать, что все и вся в настоящий момент сделать и охватить просто невозможно.
– Что, на Ваш взгляд, нужно отрегулировать, а может даже изменить в системе местного самоуправления?
– Изменения в действующий закон «Об организации местного самоуправления в РФ», принятый еще в 2003 году, вносились постоянно на протяжении всех прошедших лет. Ленинградская область в этом была одна из самых активных, внося предложения, ряд из которых в последствии распространялся на всю страну. Конечно же, наш Совет муниципальных образований тоже принимал участие в этой работе. В прошлом году, в ходе очередного послания Федеральному собранию Президент РФ обратил внимание на необходимость дальнейшего совершенствование системы МСУ. Результатом этого стало поручение о разработке проекта Основ в области развития местного самоуправления на период до 2030 года. Эти основы и будут определять политику в ближайшие годы. Изменения коснутся важнейших вопросов деятельности органов МСУ. Это четкое распределение полномочий между уровнями власти; замена чисто фискальных бюджетно-налоговых механизмов на стимулирующие; соотнесение расходных обязательств к доходным источникам и введение «бюджетов развития»; формирование особой муниципальной экономики в малорыночных и нерыночных секторах, характерных для малых и средних городов, сельских территорий, а также многие другие вопросы.