– Александра Афанасьевна, что нового произошло в деятельности местного самоуправления, как меняется эта форма публичной власти?
– Обратимся к исходным положениям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, где сказано что «местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уточняет: «местное самоуправление в России – форма осуществления народом своей власти в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций».
Законом закреплены формы территориальной организации МСУ. Применительно к Ленинградской области это городские и сельские поселения, муниципальные районы, городской округ. В случае высокой плотности населения район образуется из территорий городских и сельских поселений, куда помимо земель населенных пунктов входят и земли иных категорий: сельхозназначения, лесного, водного фондов, земли промышленности, энергетики, транспорта и другие, специального назначения. Такая схема присуща Ленинградской области. В случае с низкой плотностью населения территорию поселения образуют только дискретные территории населенных пунктов, остальные земли являются межселенными территориями.
Почему я так подробно останавливаюсь на этом вопросе? Наша практика показала, что управление обширной территорией поселения, с множеством собственников, органами городских и особенно сельских поселений, затруднено. Разработка и актуализация документов территориального планирования, согласование интересов при размещении, строительстве и эксплуатации любых объектов, муниципальный контроль сталкиваются с проблемами в связи с небольшой численностью администрации поселения, нехваткой специалистов архитектуры, землепользования и землеустройства. Неслучайно на протяжении ряда лет поселения передают свои полномочия районам, располагающим существенно большими возможностями.
Ассоциация неоднократно выходила в федеральные органы власти с предложением установить единую территориальную систему муниципальных образований, когда городские и сельские поселения работают в границах населенных пунктов, там, где собственно и проживают граждане, а муниципальные районы управляют межселенной территорией, взяв на себя функции развития инфраструктур – энергетической, жилищно-коммунальной, дорожной, транспортной, социальной.
Это предложение наша Ассоциация внесла во Всероссийскую ассоциацию развития местного самоуправления при подготовке проекта Основ государственной политики в области МСУ в России до 2030 года, который будет внесен Президенту РФ В.В. Путину в октябре текущего года.
Известно, что, в соответствии с Конституцией РФ 1993 года, местное самоуправление выделено в самостоятельное звено публичной власти, действующее в пределах полномочий, определенных федеральным законодательством.
Практика показала ущербность этой конструкции, так как существует целый ряд направлений деятельности, которые органы государственной власти и органы местного самоуправления выполняют совместно, в рамках своей компетенции, и в то же время не имеют возможности закрепить свои отношения законодательно. Как показывает опыт пятнадцатилетнего существования МСУ, практика раздельного издания нормативных актов органами государственной власти и органами местного самоуправления не позволяет осуществлять сквозное планирование, обуславливает несовпадение деятельности по сути и во времени, разнонаправленность усилий органов госвласти и органов МСУ, что существенно осложняет достижение намеченных целей. Неслучайно в изменениях, внесенных в Конституцию РФ всенародным голосованием 1 июля 2020 года, содержится положение о создании вертикали публичной власти органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В развитие этого тезиса Ассоциация «Совет муниципальных образований Ленинградской области» внесла предложение в вышеупомянутый проект Основ – в рамках единой системы публичной власти обозначить вопросы совместного ведения органов госвласти субъектов РФ и органов МСУ; разрешить издание законов, иных нормативных правовых актов субъектов РФ по предметам совместного ведения, обязательных для исполнения органами местного самоуправления. Это позволит консолидировать усилия областных органов власти и местного самоуправления и достигать более высоких результатов.
– Какие наиболее важные вопросы стояли на повестке дня Ассоциации в прошлом году?
– Эту повестку сформулировала сама жизнь. Безусловно, на нее повлияло распространение коронавирусной инфекции. Мы все стали свидетелями того, как быстро и, главное, результативно отмобилизовались органы государственной власти в ответ на угрозы жизни и здоровью граждан, падение темпов развития экономики, а вместе с ними и благосостояния населения. Организовать исполнение решений государственных органов непосредственно на территории муниципальных образований – задача органов местного самоуправления. Уже в июне Президиум Ассоциации обсудил вопросы организации летнего отдыха детей и подготовки учебных заведений к работе в новых условиях, обеспечивающих безопасность учащихся.
Другим актуальным вопросом этого заседания стала работа с предпринимателями, бизнес которых наиболее пострадал в ходе самоизоляции и ограничений. Меры поддержки сработали. Достаточно отметить, что, несмотря на снижение величины и перенос платежей за пользование землей и недвижимостью, налогов и сборов, плановые показатели налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов за 2020 год муниципальными образованиями выполнены.
Знаменательно, что в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне заседание проведено в очном режиме в деревне Кобона Кировского района, на берегу Ладожского озера – в месте, принявшем многие тысячи ленинградцев, доставленных из блокадного города судами и по Дороге жизни, для переправки на большую землю. С того заседания его участники вынесли много сильных впечатлений.
С мерами предосторожности мы провели в очном режиме еще одно заседание президиума Ассоциации в большом зале «Экспофорума», в рамках Международной выставки-ярмарки «Агрорусь 2020». Тема – меры государственной и муниципальной поддержки занятости населения сельской местности. Число официально зарегистрированных безработных в Ленинградской области возросло более чем в восемь раз. Комплекс мер переломил ситуацию – количество безработных сокращается. Рубеж возврата на уровень начала 2020 года в течение нынешнего года достижим. Особенно радуют итоги работы областного агропромышленного комплекса в прошлом году, которые превысили уровень 2019 года.
Два заседания прошли в заочном режиме: это вопросы формирования местных бюджетов на 2021 год и ход реализации реформы сбора и вывоза твердых коммунальных отходов.
– На что обращают внимание руководители органов местного самоуправления в работе по очистке территорий населенных пунктов от мусора?
– Главное, что отметили руководители органов МСУ – необходимость улучшения контактов и согласованности действий с региональным оператором по сбору, вывозу и обороту отходов. Мониторинг мнений муниципалов позволил сформулировать ряд вопросов, решение которых улучшит ситуацию. Предложения обсудили в Комиссии по экологии Законодательного собрания Ленинградской области и рабочей группе по обороту твердых коммунальных отходов в Правительстве Ленинградской области. Часть предложений взята в работу, по другим требуется более глубокое изучение для принятия решений.
– Какие планы у Ассоциации на текущий год?
– Из назревших вопросов – организация работы органов местного самоуправления с молодежью; подготовка кадров для организации местного хозяйства; расширение информационной базы взимания местных налогов. План действий Ассоциации, ее органов будет утвержден в ближайшее время на заседании Президиума.
В заключение хочется сказать, что мы благодарны редакции газеты «Вести», ее главному редактору Андрею Викторовичу Башнину, всем сотрудникам редакции за оперативное, полное и объективное освещение положения дел в муниципальных образованиях Ленинградской области.
– Успехов вам в работе!
– Спасибо.