22 апреля
Пришел Кузьма – заглянул в погреба, лопату взял – у избы землю вскопал
Считается, что на Мартына Лисогона (27 апреля) лисицы покидают старые норы и роют новые. В первые дни после переселения лис можно ловить голыми руками, так как считалось, что в это время они слепы и глухи. На Мартына ворон купает своих детей в лужах и отпускает «в отдел» – то есть на особое семейное житье. «Ворона каркает к ненастью, а ворон – к несчастью». Если кто-то в лесу запоет и увидит ворона — то натолкнется на волка; если ворон каркает на церкви – к покойнику в селе, если каркает на избе – к покойнику во дворе. Если Мартынов день выдавался теплым и ярким, можно было надеяться на добрый урожай.
В Пудов день (28 апреля) пчеловоды осматривают пасеки, проверяют хорошо ли пчелы пережили зиму. Если весна ранняя, и к концу апреля появляются первые цветы, ульи вынимают и выставляют на свежий воздух: «На день святого Пуда вынимай пчел из-под спуда». На Пуда обычно появляются почки на калине и рябине. Из них готовили целебные настои. Считается, что рябина помогает исцелять зубную боль если погрызть кору приговаривая: «Рябина, рябина, возьми мою зубную болезнь, отныне и до веку не буду тебя есть». После этого употреблять ягоды с дерева было уже нельзя, иначе боль могла вернуться.
К Арининому дню – 29 апреля – реки начинают входить в свои нормальные русла, оставляя размытые берега и овражки. Так Арину и прозвали – урви берега. На Арину занимаются рассадой. Высаживая молодую капусту, приговаривали: «Не будь голенаста, будь пузата; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна». Считалось, что после этого дня должно следовать несколько солнечных, благодаря чему рассада быстро идет в рост. На Арину также белят стволы садовых деревьев.
Ко дню Зосимы (30 апреля), как и к Пудову дню, приурочивали вывоз ульев на пасеки. Посреди пасеки ставили стол, выкладывали хлеб и соль, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу, затем обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляя территорию освященной водой приговаривая: «Рой роится – Зосима веселится». В этот день ели мед, да не только в чистом виде, но и готовили с ним всевозможные блюда. Мед добавляли даже в блюда из мяса, птицы и рыбы. Например, готовили свинину или утку, запеченную в меду, варили медовуху.
Кузьма Огородник (1 мая) – кукушкин день: она начинает куковать в лесах и рощах. Если кукушка закуковала – пора сеять лен; кукушка кукует на сухом дереве – к заморозку, кукушка летает по деревне – быть пожару. На Кузьму сеют морковь и свеклу. Посадкой занимались женщины, так как считалось, что все, посаженное мужчиной, пойдет в цвет, а плода не даст. Семена полагалось скрытно вымачивать в речной воде в течение трех утренних зорей так как «Чужой глаз завистлив, а зависть, что ржавчина – весь урожай поедом поест». Теплое начало мая было верным знаком того, что в конце месяца начнутся холода, и наоборот: «На Кузьму в рубашке пахать – в шубе сеять». Если же май выдавался холодным – год обещал быть плодородным. Хороший урожай предвещали и обильные дожди. Первым дождиком мочили волосы, чтобы они росли густо, как майская трава.
Чтобы весна была доброй, на Ивана Ветхопещерника (2 мая) «одевали весну в новинку» – выходили в поле с холстом и на восток говорили: «Вот тебе, матушка-весна, новая новинка!», затем расстилали холсты на земле, клали на них пирог и уходили.
3 мая – Окликание предков – день, когда покойники скорбят о своей земной жизни и желают повидаться с родными. Поэтому посещают кладбища, окликают родителей. В этот день души покойных могут вылететь на свет божий. Обеденный стол поэтому накрывали как можно сытнее, чтобы предки убедились, что их детям и внукам живется хорошо. Большим грехом в этот день считалось ловить рыбу, ведь примерно в это время многие речные виды рыб мечут икру.
Специально для «Вестей» подготовил Николай ПРИМЕТИН
Комментарии
0