Главная Сергей Мухин: «Муниципальная реформа продолжается»

Сергей Мухин: «Муниципальная реформа продолжается»

Как современные реалии влияют на жизнь городов и поселков 47 региона и какие перемены ждут систему местного самоуправления в ближайшие годы, «Вестям» рассказал председатель Президиума Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области» Сергей Мухин.

 

– Сергей Флегмонтович, расскажите об основных итогах деятельности совета в 2024 году.

Известно, что наша Ассоциация объединяет 100% муниципальных образований Ленинградской области, то есть её членами являются 16 муниципальных районов, один городской округ, один муниципальный округ, 63 городских и 107 сельских поселений, располагающих развитым местным хозяйством.

На исполнение собственных и переданных государственных полномочий муниципальные образования в прошлом году направили 141 млрд руб, это более 40% консолидированного бюджета Ленинградской области, из них 69 млрд руб собственные - налоговые и неналоговые - доходы. Из общего объёма освоенных средств израсходовано на образование более 50%, жилищно-коммунальное хозяйство - более 17%, культуру - около 6%, социальную поддержку - около 5%, физическую культуру и спорт - около 4%.

Увеличились расходы на образование, что связано с вводом в эксплуатацию в 2024 году 26 школ и детских садов.

Взросли бюджетные ассигнования на ЖКХ, в связи с ростом объёмов капитального ремонта коммунальных сетей водоснабжения и канализации, уличного освещения, благоустройства. На Платформе обратной связи «Решаем вместе», из общего количества обращений жителей, почти 50% составили вопросы благоустройства общественных пространств, уборка территорий, вывоз мусора, содержание детских, спортивных площадок, перебои с водой.

В рамках инициативного бюджетирования, по областным законам о старостах и общественных советах, реализовано 364 проекта на общую сумму 600 млн руб.

В 2024 году органы местного самоуправления приняли участие в реализации 5 национальных и 11 региональных проектов, направив на эти цели более 1150 млн руб.

Главный итог работы за прошлый год, органов местного самоуправления, как ветви публичной власти, - это успешная реализация областных и муниципальных программ социально-экономического развития по основным показателям производства товаров, работ, услуг, национальных и региональных проектов.

Значительно расширилась линейка и объемы мер государственной и   муниципальной поддержки отдельных категорий граждан, особенно многодетных семей, участников СВО и их семей. По уровню социальной поддержки Ленинградская область входит в число регионов лидеров Российской Федерации.

Несмотря на сложную международную обстановку, на территории области, не допущено чрезвычайных ситуаций. Учитывая приграничное, со странами НАТО, положение, в Ленинградской области продолжена работа по укреплению и расширению системы объектов гражданской обороны, в том числе оборудованию укрытий для населения в заглубленных помещениях.  Не всегда органы местного самоуправления находят понимание у жильцов многоквартирных домов, имеющих подвалы и не дающих согласия на их оборудование для этих целей. Уверены, что мы договоримся. Ведь речь идет о защите жизни и здоровья граждан; расходы на эти цели, несут государственный и муниципальные бюджеты.

– Какие решения руководства ассоциации за минувший год вы считаете самыми важными?

Рабочий орган Ассоциации - Президиум Совета рассмотрел ряд запланированных вопросов. Один из них модернизация местного хозяйства посредством цифровых технологий и платформенных решений, в двух муниципальных образованиях Приозерского района.

Петровское сельское поселение разработало и внедрило проект «Цифровой паспорт территории», включающий схемы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, иные объекты, актуализированные регламенты по их содержанию и обоснование затрат на их обслуживание и ремонт.

Сосновское сельское поселение реализовало проект «Цифровая платформа управления территорией муниципального образования», предусматривающей взаимодействие населения с органами местного самоуправления через электронные сервисы, а также управление муниципалами казенными предприятиями для оперативного решения возникающих вопросов.

Члены Президиума отметили, что разработка проектов управления территориями, на базе цифровых технологий, доступна не только районам, но и сельским поселениям, а также рекомендовали их опыт к использованию в других муниципальных образованиях.

 При обсуждении вопроса обеспечения благоустроенным жильём жителей Ленинградского области, члены Президиума обратили внимание на рост объёмов индивидуального жилищного строительства в общем годовом объёме строительства жилья - свыше 4 млн кв. м. Эта доля в 2023 году составила 60%. в 2024 году - 66%, что свидетельствует о всё возрастающей потребности граждан жить в чистом зелёном месте. Современные технологии позволяют работать, учиться, делать покупки и заказы через Интернет, который имеет в области широкое покрытие. Большое число личных автомобилей решает вопросы доступности любой точки на карте.

Не секрет, что в области существенными темпами растёт очередность на получение земельных участков под жилищное строительство для отдельных категорий граждан, в том числе многодетных семей, участников СВО. Члены Президиума предложили для этих целей использовать пустующие или малонаселённые деревни, прилегающие к городам и посёлкам, где уже есть дорожно-транспортная сеть, электроснабжение, возможность подключиться к газу. Востребованность земель таких населённых пунктов возрастает, если здесь выполнить работы по подготовке и обустройству участков инженерными сетями.

Нужно ли говорить об актуальности обсуждения Президиумом вопроса об обращении с отходами. Было обращено внимание регионального оператора на несоблюдение графика вывоза отходов в летний период, именно в это время появляются нелегальные перевозчики, несанкционированные свалки, случаи сжигания больших объёмов мусора на землях населённых пунктов и сельскохозяйственного назначения. Остается проблемным вопрос вывоза и утилизации строительных отходов, о чём мы неоднократно писали в Минприроды России. И не мы одни. В настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении проект федерального закона об обращении со строительными отходами.

 

Наши жители откликаются на предложения о раздельном сборе твёрдых бытовых отходов для последующей вторичной переработки. В области строятся мусороперерабатывающие заводы. На заседании Президиума предложено организовать пункты приёма макулатуры предприятиями по производству картона, бумаги; а супермаркетам, торгующим батарейками - установить на своей площади ёмкости для сбора использованных изделий.

В ноябре прошлого года члены Президиума Ассоциации встретились в историческом поселении - городе Новая Ладога Волховского района для обмена опытом благоустройства городских территорий. В чём ценность их практики? Во-первых, целеполагание развитие населённого пункта, как города речников, ведущего свою историю от Петра Великого, а также как центра военно-патриотического воспитания молодёжи, основанного на исторических традициях, связанных с жизнью и деятельностью А.В. Суворова, 300-летие которого мы будем отмечать в 2030 году.

Вторая особенность проекта - благоустройство города, как единого целого, в отличие от других практик обустраивания отдельных территорий населённых пунктов. В ходе заседания обсуждались предложения об изменении подходов к сохранению деревянных многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, их в Новой Ладоге 60.

Какие из перечисленных вопросов являются самыми важными - решать Вам.

– Довольны ли вы ходом муниципальной реформы? Что, по-вашему, удается, а что нет?

Совершенствование системы местного самоуправления шло все последние годы, фактически чуть ли не с момента принятия 131 Федерального закона. Оно всегда было направлено на повышение качества работы органов МСУ, в том числе с учетом местных особенностей. Но не всегда эти изменения удовлетворяли заинтересованные стороны и сам действующий закон, хоть и претерпел значительные изменения, перестал отвечать требованиям времени. С принятием нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», эта работа будет продолжена, она приобретает новый, более радикальный смысл. Закон предоставляет регионам возможности частично переходить на одноуровневую систему, а на отдельных территориях сохранить двухуровневую.

Ряд функций закреплены за муниципалитетами. Однако, регионы получают право перераспределять некоторые полномочия в отношении отдельных муниципалитетов или для всех в целом. В свою очередь, регион может передать на местный уровень те полномочия, с которыми органы местного самоуправления могут справиться и на которые у них достаточно средств в местном  бюджете.

Предстоит разработать концепцию обновления местного самоуправления в Ленинградской области, как в территориальном, так и в функциональном аспектах. До 01.01.2027 года необходимо определиться с моделью управления регионом и принять областные законы.

– Почти год назад Гатчинский муниципальный район преобразовали в муниципальный округ. И упразднили все муниципальные образования, входившие ранее в состав района. Оправдывает ли себя такой подход?

Гатчинский район, в рамках действующего 131 Федерального закона о местном самоуправлении, в мае прошлого года осуществил территориальную перестройку муниципального образования, перешёл на одноуровневую систему - муниципальный округ. Создал новые органы управления, как части единой системы. Думаю, говорить о каких-то итогах преждевременно. В целом по стране уже накоплен значительный опыт такого рода преобразований и в нем есть как положительные, так и отрицательные моменты. По таким косвенным признакам, как количество жалоб и обращений граждан Гатчинского муниципального округа в органы публичной власти, за прошлый год, можно сказать, что обновление идёт в штатном режиме. К чести гатчинцев, они много и на разных площадках рассказывают о выбранной ими модели и применяемых технологиях. В двух словах не расскажешь. Вашим читателям было бы интересно прочитать информацию об этом проекте от первого лица.

– Как изменяются формы взаимодействия Ассоциации с населением?

Широко используется традиционные формы, такие как публикация проектных решений органов местного самоуправления, общественные слушания на собраниях, сходах жителей, в общественных палатах, объединениях работодателей и некоммерческого сектора, печатные издания, телевизионные и радиоканалы, системные издания, официальные сайты муниципальных образований.

Получили развитие новые формы общения. В Telegram-канале социальных сетях созданы аккаунты 142 глав муниципальных образований. Через систему «Инцидент менеджмент» в региональный центр управления за прошлый год поступило и обработано 164 тыс обращений, через Платформу обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе» -  более 115 тыс.

По распоряжению Губернатора Ленинградской области, организована работа по маршрутизации сообщений в органы публичной власти и их подведомственные учреждения, а также контроль за их исполнением.

 В 2024 году зафиксировано рекордное количество заявлений граждан на портале «Госуслуги» 12 млн. Число пользователей возросло на 14%, и составило 1,4 млн человек (70% от общей численности населения), что связано с увеличением числа электронных услуг с 269 в 2023 году, до 600 2024 году.

– Всегда ли вы находите взаимопонимание с руководителями муниципалитетов?

Скажу коротко. Как и в любой семье, не всегда мир и лад. Бывают разногласия и споры, но в итоге, мы находим компромиссы. Да и, откровенно говоря, нас есть кому рассудить -  это наш Губернатор Александр Юрьевич Дрозденко, который всегда находит решения самых сложных вопросов.

– Насколько эффективна работа старост? Поступают ли от них просьбы и предложения?

Институт «старост» существует с давних пор и не теряет своей актуальности. Как в старинных общинах, так и в современных сёлах и деревнях, независимо от желания власти, существуют лидеры, которым доверяет местное население. Заслуга Ленинградской области в том, что она вернула институт «старост» сначала в областное, а затем в федеральное правовое пространство. Их роль очень велика. Они вхожи в Советы депутатов, местные администрации поселений и районов, с ними на областных площадках встречаются руководители Ленинградской области. Ни одно их предложение не остаётся без внимания, а их деятельность требует всемерной поддержки.

– Во всех ли муниципалитетах достаточно руководящих кадров? И всегда ли управленцы обладают подходящими для этой работы качествами?

К сожалению, органы местного самоуправления, особенно сельские поселения, сталкиваются с серьезным дефицитом кадров. Причины этому разные, в том числе низкая заработная плата. Сохраняется потребность в квалифицированных кадрах финансистов, бухгалтеров, архитекторов, специалистов IT-технологий, в связи с чем поселения передают часть своих полномочий на районный уровень.

Прошедшие в сентябре прошлого года выборы в органы местного самоуправления существенно обновили кадровый состав депутатского корпуса и местных администраций. Пришли молодые кадры, не работавшие в системе местного самоуправления. Поэтому организация их обучения, стажировки, наставничество -  насущная потребность времени.

– Поделитесь планами ассоциации на 2025 год.

Как я уже говорил выше, на первый план выходит обучение всех муниципальных служащих, в связи со стремительно меняющимся законодательством, и, особенно, не имеющих опыта работы.

У нас остаётся мало времени на обновление местного самоуправления, о котором мы говорили выше, поэтому важно ускорить разработку «дорожной карты» реформы территорий и наделения функциями новых органов местного самоуправления и начать её реализацию.

Никто не снимал с нас обязанностей организации работы коллегиальных органов Ассоциации по рассмотрению насущных вопросов, поступающих от населения и органов местного самоуправления.

Почти 20-летний опыт работы нашей Ассоциации убеждает, что мы справимся с этими задачами. Спасибо.

Беседовал Михаил Козлов

Комментарии
0
Рекомендуем:
Дорогие мои старики
18 апреля График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае 2025  года
18 апреля Спортивные выходные: от льда до манежа
18 апреля 20 апреля — Светлая Пасха
18 апреля В Ленобласти прошел II образовательный слёт социальных координаторов филиала Государственного фонда «Защитники Отечества»
Криминальные вести
18 апреля В Ленобласти раскрыли подпольную оружейную мастерскую
Криминальные вести
18 апреля Бухгалтеру, присвоившей 35 млн клиента, дали два года колонии
Криминальные вести
18 апреля Ревнивец с ружьем остановил автобус в Выборгском районе
Криминальные вести
18 апреля В Тихвинском районе мужчина подозревается в убийстве четырех лиц и покушении на убийство пятого
Криминальные вести
18 апреля В Луге возбуждено уголовное дело из-за травмирования ребенка на батуте
Криминальные вести
18 апреля Полиция ищет стрелков по автомобилю в Буграх
Криминальные вести
18 апреля Житель Сланцев оказался в колонии за грабеж на сумму около двух тыс. рублей
Криминальные вести
18 апреля Мать поселила троих маленьких сыновей в бане в садоводстве у Мги
Новости Ленинградской области
17 апреля Страшна ли «черная зарплата»?
Новости Ленинградской области
17 апреля Дарите детям тепло родного очага
Новости Ленинградской области
17 апреля Опасность из телефона
Новости Ленинградской области
14 апреля Высокие технологии помогут делать качественную мебель
Новости Ленинградской области
11 апреля Внеси свой вклад в экологию района
Новости Ленинградской области
11 апреля Жить, а не существовать!
^
Во время посещения Электронной версии газеты «ВЕСТИ», сайт может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных, собираемых посредством метрических программ и принимаете условия.