
Фото: pxhere.com
Итак, вы вошли в заведение общепита, хотите есть, но не желаете отравиться. Закон дает вам право в любую минуту потребовать у работников трапезной сведения об исполнителе услуг (юридическом лице или индивидуальном предпринимателе), адресе его местонахождения и режиме работы. Не помечена грифом «секретно» информация о способах приготовления блюд и о входящих в них ингредиентах; объеме (весе) стандартных порций; о калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов в предлагаемой вам продукции.
Закон дает право гражданам на качественную и безопасную еду в ресторанах, столовых и кафе, а кроме того – на своевременный сервис. Если исполнитель нарушил оговоренный ранее срок предварительного заказа, вы вправе: назначить новый срок; попросить уменьшить цену либо вообще «уйти в отказ». Если в заказанном блюде вы обнаружили те или иные недостатки, то имеете право не платить полную стоимость либо потребовать заново и бесплатно изготовить новую порцию, теперь уже надлежащего качества. Но когда ваши доводы и претензии отскакивают от визави как от тефлоновой сковороды, приведите самое весомое требование – полностью возместить убытки.
В любом случае, если ваши права как потребителя нарушены, необходимо обратиться с письменной претензией к исполнителю услуги. Не удалось решить проблему мирным путем – подавайте иск в суд.
Рассмотрим более серьезный вариант – вы поели в столовой, и через некоторое время вам стало плохо. Первое – это обратиться к врачу. Только медработник может зафиксировать факт отравления. С ваших слов он запишет, что именно вы съели и в какое время. Другими доказательствами могут стать чек из заведения общепита (не обязателен!), выписка с банковского счета, если расплачивались картой, показания свидетелей. Подтвердить, что речь идет именно о той столовой, могут фото или видео с геолокацией. Можно использовать записи с камер наружного наблюдения или с установленных в торговом зале.
Еду вам доставили на дом? Тогда подтверждением будет скриншот корзины онлайн-магазина с перечнем продуктов или блюд. Да, и не выбрасывайте остатки некачественного продукта – попросите кого-нибудь (если все еще болеете) отнести их на экспертизу в санэпидемслужбу. Заключение о небезопасности образцов может пригодиться вам в дальнейшей борьбе за свои права. Все понесенные потребителем издержки должны быть доказанными, а не голословными!
Кроме того, не лишним будет направить письменное заявление в территориальный отдел Роспотребнадзора или жалобу на официальном сайте ведомства. Ваше обращение станет сигналом для надзорного органа, чтобы организовать проверку. Кстати, и ответ, который вы получите, тоже пригодится в суде. Согласно закону, претензию в контрольно-надзорном органе должны рассмотреть не более чем за 30 дней. Ну а для полного разрешения конфликта времени, как правило, требуется больше. [47]
По материалам Роспотребнадзора Ленинградской области и портала «Роскачество»