Главная Истории любви «Вы не кошечка, вы – пантера»

«Вы не кошечка, вы – пантера»

ЭТИ СЛОВА БУДТО БЫ СКАЗАЛ БАЛЕРИНЕ ОЧАРОВАННЫЙ ЕЮ КАВАЛЕРГАРД МАННЕРГЕЙМ

 

Балерину Екатерину Гельцер называли «Екатериной Первой Большого театра». Действительно, после Октябрьской революции 1917 года, когда почти все звезды русского балета эмигрировали в Европу, она оказалась в положении «настоящей хозяйки Большого театра». И первая из артистов балета удостоилась при советской власти звания народной артистки Республики. Недоброжелатели объясняли это особым благоволением к ней со стороны наркома просвещения Анатолия Луначарского, хотя каких-либо романов между ними замечено не было. Балерине приписывали роман совсем с другим человеком – Карлом Густавом Маннергеймом, но, судя по всему, эта красивая история больше похожа на легенду…

ГЕРОИНЯ ГАЗЕТНЫХ СПЛЕТЕН

Она начинала на сцене Большого театра в Москве, затем выступала на сцене Мариинского театра в Петербурге, танцевала во многих постановках балетмейстера Мариуса Петипа. Затем вернулась на московскую сцену. Уже обладая громким именем, участвовала в «Русских сезонах» Дягилева в 1910 году.

Балерина Екатерина Гельцер была невероятно популярна, а потому сплетен и мифов вокруг нее ходило множество. Ее имя постоянно мелькало на страницах прессы.

«Наши балетные артисты в Брюсселе и Париже буквально нарасхват! Завтраки, обеды, скромные вечера и блестящие банкеты в их честь едва оставляют время для репетиций и спектаклей, – сообщала в июне 1910 года «Петербургская газета». – «Сорока восьми часов в стуки не хватило бы для того, чтобы воспользоваться всеми приглашениями!» – пишет петербургским знакомым Екатерина Гельцер, находящаяся в настоящее время в Брюсселе. По-видимому, онегинский девиз – «везде успеть немудрено», в данном случае совершенно неприменим».

«Видевшие заграницей наших танцовщиц говорят, что они все ужасно похудели. Только Гельцер, вообще склонная к полноте и не успевшая еще утомиться, выглядит сравнительно свежо. Эта худоба объясняется тем, что заграничные антрепренеры выжимают, за свои деньги, из артисток все соки», – замечал обозреватель того же издания в июле 1911 года.

Что касается полноты Екатерины Гельцер: на фотографиях начала ХХ века, действительно, можно заметить, что балерина не соответствовала современным идеалам «гламурной красоты». Но образу женской красоты своего времени она вполне соответствовала. Да и большинство балерин того времени, даже Матильда Кшесинская, вовсе не были «дюймовочками»…

В августе 1912 года газета «Раннее утро», рассказывая о балерине, явно сообщала какую-то небылицу: «Балерина московских Императорских театров Е.В.Гельцер, о болезни которой мы на днях сообщали, заразилась ядом от индийской мази для украшения ногтей. Г-жа Гельцер две недели тому назад оцарапала ногу ногтем, на котором был слой этой мази, и чрез несколько часов часть ноги опухла настолько, что пострадавшую пришлось отправить в больницу. Теперь, благодаря энергично принятым мерам, она находится на пути к выздоровлению.

Случаи заражения от царапины ногтем не так редки. Не так давно одна из шансонетных певиц оцарапала руку известного куплетиста Сарматова, и ему пришлось, по настоянию врачей, ампутировать палец».

Речь шла о сверхпопулярном, высокооплачиваемом и весьма состоятельном в ту пору эстрадном артисте Станиславе Сарматове, создателе «босяцкого» жанра на дореволюционной российской эстраде. Он не принял Октябрьскую революцию, эмигрировал, но на чужбине не смог найти себя, умер в Нью-Йорке в 1938 году в бедности и забвении…

НЕОБЫКНОВЕННЫЙ УСПЕХ

Рядом с именем Екатерины Гельцер в газетных сообщениях неизменно фигурировало имя танцовщика Василия Тихомирова. Он был одним из ее учителей, затем многолетним партнером по сцене. Они были ровесниками: оба родились в 1876 году: он в марте, она – в ноябре.

Как рассказывается в книге Валерия Носова, посвященной Екатерине Гельцер, после первого занятия, которое вел Тихомиров, Катя вернулась домой взволнованная и еще более очарованная Тихомировым. «Он назначал уроки так, чтобы успеть и поговорить с Екатериной Васильевной о литературе, музыке… Он был рад поделиться своими знаниями в области анатомии и психологии, которые позволили молодому артисту и педагогу выработать свою систему экзерсиса… Катя была вспыльчива, но справедлива… Спокойный, уравновешенный Василий Дмитриевич внушал девушке доверие, и она охотно приняла его дружбу».

Однажды мать юной балерины осторожно поинтересовалась у мужа, артиста Большого театра, не кажется ли ему, что Катя «больше чем положено» говорит о своем молодом друге? «Это так понятно, он прекрасный педагог», – невозмутимо ответил Василий Федорович. «А она не влюбилась в него?» – продолжила разговор супруга. «Вот этого, матушка моя, я не знаю. Человек он хороший. Бояться нам нечего…».

«Вчера в театре «Альгамбра» состоялось первое представление балета Горского с Екатериной Гельцер и Тихомировым, – сообщала в мае 1911 года газета «Новое время» из Лондона. – Декорации, музыка Рубинштейна, Чайковского, Глазунова, а больше всего самые танцы восхитили публику. Гельцер и Тихомиров имели необыкновенный успех. Особенно понравилась публике последняя картина древней России с костюмами бояр и боярынь и плавные движения русского танца».

Британские газеты также были наполнены отзывами о выступлениях русского балета. Екатерине Гельцер отдавали пальму первенства за ее виртуозность, говорили о ее грации и удивительной пластичности, Тихомиров заворожил англичан своей атлетической фигурой и легкостью танца. «Русские покорили лондонцев» – звучало в прессе…

«Балерина Е.В. Гельцер получила разрешение приехать во Львов и устроить там несколько хореографических вечеров; вместе с г-жей Гельцер во Львов едет г. Тихомиров, а также много артистов московского балета, – говорилось в мае 1915 года в «Петроградском листке». – Таким образом, г-жа Гельцер будет первая русская балерина, которая будет танцевать в завоеванном Львове».

Львов был занят русской армией в начале Первой мировой войны. Балерина побывала там в мае 1915-го, когда он был центром Галицийского генерал-губернаторства. А спустя два месяца город снова был занят австро-венгерскими войсками…

ИСКУССТВО ДЛЯ ПРОЛЕТАРИАТА

После революции Гельцер и Тихомиров остались в Советской России. Эмигрантская пресса злорадствовала, если не сказать больше. «Всего на службе в большевистской охранке находятся три балерины: Спесивцева, Кожухова и Гельцер. Спесивцева пользуется большим влиянием на Зиновьева, по ее настоянию к ней на квартиру были перевезены ковры, канделябры и гарнитур мягкой мебели, принадлежащие Александру III», – говорилось в сентябре 1921 года в газете «Новое время», издававшейся в ту пору в Белграде.

Советская печать, наоборот, торжествовала. «Исполнилось 25-летие служения искусству Екатерины Гельцер, – сообщалось в марте 1921 года в «Известиях». – Обывательский смысл «юбилея» умер для нас вместе с буржуазным бытом, но талантливая артистка, вокруг которой сосредоточено в эти дни внимание, является для нас примером и предлогом, чтобы вновь подчеркнуть значение высокого мастерства – искусства для пролетариата и для создания коммунистического общества…».

Впрочем, еще незадолго до этого Екатерину Гельцер называли «буржуазной балериной». Весной 1918 года газета «Петроградское эхо» сообщала, что ее намеченные гастроли в Курске оказались сорванными, поскольку губернский комиссар просвещения «нашел эту гастроль недопустимой на том основании, что классическое искусство – буржуазное, а не народное». Он потребовал запретить выступление Гельцер. Областные власти хотя и не согласились с его мнением, тем не менее постановили взять с валового сбора 50% «в пользу революции». После этого балерина заявила об отказе от выступления.

А летом 1918 года Екатерина Гельцер и вовсе стала жертвой разбойного нападения. Случилось это в Нижнем Новгороде. Как сообщалось в газете «Раннее утро», «проезжая на извозчике с вокзала на пристань и не успев отъехать с полверсты, она была настигнута авто-мобилем, из которого выскочило не¬сколько вооруженных людей. Напра¬вив револьверы на седоков, они потре¬бовали денег. В это время подъехал сзади дру¬гой извозчик, на котором ехали администратор турне балерины и ее «передовой». Увидев подъехавших мужчин, грабители кинулись к ним и под угрозой расстрела забрали все деньги и документы, в числе кото¬рых были и багажные квитанции. Отделавшись от первого испуга, ба¬лерина и ее спутники дали знать о случившемся и предупредили о невыдаче багажа»…

В 1920-х годах Гельцер и Тихомирова много ездили по стране с гастролями. Юг России, Сибирь, Украина, Закавказье… Подобных приключений, как в Нижнем Новгороде, уже не случалось.

Покинув сцену в 1935 году, Екатерина Васильевна никогда не порывала с искусством балета. Она была почетным членом художественного совета Большого театра и неизменной участницей выпускных экзаменов хореографического училища. Екатерина Васильевна возобновила выступления на годы войны, не пожелав покинуть Москву.

Творческий тандем Гельцер и Тихомирова (в официальный брак они вступили в 1920-х годах) сохранился и после того, как семья распалась. «И хотя они разошлись и у Тихомирова была новая семья, для балерины стало естественным ежедневно беспокоиться о нем, звонить по телефону», – говорилось в одной из книг, посвященных балерине.

«ЯСНОГЛАЗЫЙ РЫЦАРЬ»

Нетерпеливый читатель спросит: ну а где же обещанная история про романтическую любовь балерины и Карла Густава Маннергейма? Есть такая история, появилась она на свет с легкой руки племянника Екатерины Гельцер – исследователя Арктики и писателя Вениамина Додина. Легенда была сотворена она в лучших традициях любовно-детективного романа – со встречами, расставаниями, соперницами, тайным ребенком, политическими интригами. Однако серьезные исследователи указывают: конкретных фактов, подтверждающих историю, нет. Вообще, личная жизнь Маннергейма была закрыта от окружающих.

Все началось, как говорят, весной 1896 года, когда на сцене Мариинского театра шел балет «Спящая красавица». Екатерина Гельцер танцевала партию «белой кошечки». В антракте с букетом цветов к ней подошел статный молодой офицер и произнес: «Вы не кошечка, вы – пантера». Это был Карл-Густав Маннергейм, офицер лейб-гвардии уланского кавалергардского полка ее Императорского величества Марии Федоровны…

Екатерина позволила проводить себя домой после спектакля. В ту пору он уже был женат на дочери генерала Анастасии Араповой, у них росли две дочери. Однако брак не был счастливым. Все знали о романе Маннергейма и светской львицы княгини Бетси Шуваловой. Однако теперь он не на шутку увлекся балериной, которая будто бы называла его «ясноглазый рыцарь».

Шувалова использовала все свои связи, чтобы Гельцер уволили из Маринки, и та возвращается в московский Большой театр. Маннергейм был ее желанным гостем и в первопрестольной. В январе 1902 года у них родился сын Эмиль.

После Октябрьской революции пути Маннергейма и Советской России, как известно, разошлись. Однако, согласно легенде, в январе 1924 года 57-летний Маннергейм будто бы нелегально пробрался в Москву, попросил руки 48-летней Екатерины Гельцер и тайно венчался с ней. Они хотели будто бы бежать в Финляндию, но балерина, простудившись на похоронах Ленина, слегла с пневмонией и была не в состоянии куда-либо ехать. Маннергейм вернулся один, и больше они никогда не увиделись, поддерживая отношения только по переписке.

Судьба сына Эмиля, которого еще в 1909 году отправили в частный пансион в Швейцарии, сложилась печально: во время Второй мировой войны он был призван в немецкую армию, в 1943-м был ранен (то ли на фронте, то ли при бомбежке Берлина) и скончался в берлинском госпитале – на руках своего отца, который примчался в Германию… По другой версии – умер в 1950 году в Лозанне, причем в той же самой больнице, в которой скончался сам Маннергейм спустя месяц, в январе 1951-го.

Историки подтверждают: отношения между Екатериной Гельцер и Маннергеймом, действительно, были, но все остальное – красивый миф. Профессор истории Хельсинкского университета Хенрик Мейнандер, автор книги «Густав Маннергейм – аристократ в мундире», отмечал, что ему приходилось сталкиваться с множеством мифов о Маннергейме, но легенда о тайном венчании в Москве поразила даже его…

 

Комментарии
0
Рекомендуем:
27 марта От Ленобласти до Заполярья: ФосАгро расширяет горизонты
27 марта Теракт в «Крокус Сити Холл» – трагедия всей страны
Новости Ленинградской области
27 марта Ленобласть скорбит о жертвах трагедии
Новости Ленинградской области
27 марта Меры безопасности усилены
Новости Ленинградской области
27 марта А за окном тепло
Новости Ленинградской области
27 марта Снежный слалом
Новости Ленинградской области
27 марта Спасибо за ваш ратный труд!
Новости Ленинградской области
27 марта Cалака пошла! Корюшка — на старте
Новости Ленинградской области
27 марта Меховая прелесть
Новости Ленинградской области
27 марта От творчества бобра много добра
Дорогие мои старики
27 марта «Я верну тебе здоровье, любимый внук!»
Дорогие мои старики
27 марта «Мошенников охватила золотая лихорадка!»
27 марта Договоримся «на берегу»
Калейдоскоп
27 марта Приметы весны: аисты возвращаются
Подворье
27 марта Первое свидание – первые заботы
Подворье
27 марта Клумба или грядка?
Подворье
27 марта Лунный календарь на 27 марта – 2 апреля
27 марта Если воротник поник
^