Фото: pxhere.com
В Гурьев день (28 ноября) уделяли много внимания лошадям: «Гурьян без лошади, что зима без января». Родившемуся в этот день, полагалось подарить меру овса или воз сена. Считалось, что это даст здоровья лошадям. Считается, что Гурий помогает лечению зубных болезней. О чем ему и молились в этот день. На Гурия «зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всех нечистых». Ведь злые духи боятся зимы, поэтому убегают с земли и оставляют людей в покое до самых Святок. Если на Гурия ляжет снег, то пролежит до половодья. С этого дня начинается 40-дневный Рождественский пост, именуемый также Филипповым.
На Матвеев день (29 ноября) довольно часто случаются оттепели: «На Матвея земля преет». Если в этот день дуют сильные ветры, то вьюги и метели будут продолжаться до Николы Зимнего (19 декабря). Если облака идут низко – надо ждать стужи. Несмотря на строгий пост, в этот день ходили в гости. Стол, конечно, был постным, но «Худ Матвей, коли не попотчевал гостей».
На Григория Зимоуказателя (30 ноября) «закатывали зиму» – кувыркались по свежему снегу, славя солнце. Чем дальше удавалось укатиться, тем крепче и суровей должна была быть зима, но тем удачней – следующий год. «Катись колесом от последнего осеннего месяца – к ядреной погоде, на сильный мороз, на сильную жизнь». Не зря Григория называют Зимнеуказателем: «Каков Григорий – такова и зима». Если лед на реке на Григория темный, будет хороший урожай будущим летом.
Зимоуказателями же называют Платона и Романа (1 декабря). По их дню тоже судили о том, какой будет начинающаяся зима: «Платон да Роман кажут зиму нам». Если в течение дня погода меняется, то и в течение зимы будет перелом. По утру судили о начале зимы, по полудню – о середине, по вечеру – о конце. Если вдруг в доме на Платона и Романа обнаруживали живого комара – вскоре наступит оттепель, а если вокруг месяца появлялся круг, ждали сильного мороза.
Авдей Радетель (2 декабря) покровительствует домашнему хозяйству и семейному благополучию. В этот день нужно было постучать обухом топора по всем дверным косякам и оконным рамам – это помешает нечисти пробраться в дом. На Авдея опасались выходить на улицу: «Метель дорогу перенимает, в щели земные, в трещины лихие болезни загоняет». Старались сидеть дома, поближе к теплой печке, и пить горячие напитки, чтобы уберечься от простуды. Самым популярным был сбитень – напиток на основе меда и пряных трав.
3 декабря – День Прокла. Чтобы злые силы не вышли из-под земли, где они прятались от морозов, и не причинили вреда, «На Прокла проклинай нечисть». Если 3 декабря выпадет снег, то и 3 июня будет дождливым. Иногда по погоде в этот день судили обо всем июне. Если на Прокла поет снегирь, а сорока прячется под стреху, стоит ждать скорую вьюгу.
4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Праздник Введения ассоциируется с началом настоящей зимы: «Введенье пришло – зиму привело». Считается, что в этот день по улицам проезжает сама Зима – в белоснежной шубе, на тройке лошадей. Своими дыханием она морозит воздух, рисует снежные узоры на окнах. Мороз и солнце в этот день – хороший знак: «Сильная зима – готовь закрома». Если же погода пасмурная и теплая, на плодородный год не надеялись. По Введенью судили и о предстоящей погоде на приближающиеся праздники. Если этот день окажется морозным, то и все рождественские дни будут холодными. С этого дня начинались зимние торги – Введенские ярмарки. Главным товаром на них были сани. Также на Введенье совершали пробные выезды на зимнем транспорте. Начинали гулянье обычно молодожены, которых усаживали в расписные сани. Правил лошадьми молодой муж, подпоясанный ярким кушаком; молодая жена тоже наряжалась в лучшие одежды.