Главная Люди и судьбы Слуга двух монархов

Слуга двух монархов

ВОЛЬМАР АНТОН ФОН ШЛИППЕНБАХ ПОПАЛ В ПЛЕН ПОД ПОЛТАВОЙ, А ЗАТЕМ ПЕРЕШЕЛ НА СТОРОНУ ПЕТРА И СРАЖАЛСЯ ПРОТИВ СВОИХ НЕДАВНИХ БРАТЬЕВ ПО ОРУЖИЮ

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

«Сдается пылкий Шлиппенбах» – писал Пушкин в поэме «Полтава» о пленении одного из шведских полководцев – Вольмара Антона фон Шлиппенбаха. Кстати, он был не единственным военачальником шведского королевства, попавшим в русский плен в результате Полтавской битвы, но немногим из тех, кто перешел на службу российскому государству. Остаток Северной войны он сражался в русской армии против своих соотечественников. Если бы подобная «перебежка» случилась в более поздние времена, она, пожалуй, была бы воспринята, мягко говоря, совсем иначе. А в ту пору, когда военачальники нанимались на службу к иностранным монархам, подобная «перемена Отечества» не выглядела чем-то из ряда вон выходящим.

ЛЮБИТЕЛЬ ЦВЕТОВ И КНИГ

Петр Великий, как известно, к противнику относился весьма уважительно. И даже не раз называл шведских военачальников своими учителями, подчеркивая, что именно в сражениях против них, причем поначалу не всегда победоносных, русская армия получила опыт современного на тот момент ведения войны.

Отец героя нашего повествования, Иоганн фон Шлиппенбах, служил в чине майора в Рижском гарнизонном полку. Его предки с давних пор были на военных службе. Участвовали в завоевательных походах сначала Тевтонского, а затем Ливонского ордена, чем снискали себе славу и накопили немалое количество недвижимого и движимого имущества.

Как отмечают исследователи Александр Беспалов и Николай Копылов, авторы совместного исследования, посвященного Шлиппенбахам, не занимая высоких постов в орденской иерархии, они с упорством «округляли» свои фамильные владения, при этом активно занимаясь торговлей.

Вольмар Антон фон Шлиппенбах получал образование в Ревеле. Его страстью были садоводство, ботаника и книги, и библиотека фон Шлиппенбахов славилась на всю Эстляндию и Лифляндию. Младший фон Шлиппенбах свободно изъяснялся на латыни, польском, немецком, французском и шведском языках. А женитьба на баронессе Марии Хелене фон Ливен, дочери генерал-губернатора Эзеля барона генерал-майора Рейнхольда фон Ливена, означала вхождение молодого человека в круги высшей аристократии Эстляндии и Лифляндии.

Прибалтика в ту пору была под властью Швеции, и Вольмар Антон фон Шлиппенбах делал успешную карьеру в шведской королевской армии. Начал в Рижском гарнизонном полку, в котором когда-то служил его отец. Затем был переведен в Саволакско-Нюшлотский пехотный полк.

«Фон Шлиппенбах оказался в числе тех дворян, кто активно протестовал против редукции (пересмотра королем Карлом XI земельных пожалований дворянству) и подписал петицию королю о ее пересмотре, – отмечают Александр Беспалов и Николай Копылов. – Знал бы Вольмар Антон, что спасение его личной собственности шло вразрез с интересами короны. Тот, кто выступал против редукции, выступал против своего монарха, а это означало одно – обвинение в государственной измене.

Инициатор петиции – Иоганн Рейнхольд фон Паткуль – был приговорен к смертной казне и в спешке покинул Лифляндию. Многие из его друзей были изгнаны с государственной службы. Благодаря заступничеству фельдмаршала Эрика Дальберга и генерал-майора Карла Магнуса Стюарта король оставил Шлиппенбаха на службе, но внес его в черный список. Смерть Карла XI и восшествие на престол Карла XII ничего не изменило в его судьбе. Он по-прежнему оставался подполковником, без перспективы дальнейшего карьерного роста».

НАБЕГИ, РАЗОРЕНИЕ, ГРАБЕЖ

Ситуация изменилась с началом в 1700 году Северной войны. Вторжение саксонцев, выступавших союзниками России против шведов, на территорию Лифляндии напрямую затрагивало интересы семьи фон Шлиппенбахов. Стараясь спасти свое имущество и продемонстрировать преданность королю, Вольмар Антон фон Шлиппенбах обратился с предложением сформировать за свой счет драгунский полк. Карл XII оценил порыв, произвел фон Шлиппенбаха в чин полковника и назначил его шефом Лифляндского вербованного драгунского полка.

Осенью 1700 года, в самом начала Северной войны, более 500 драгун полка Шлиппенбаха атаковали на берегу Ильменского озера в три раза превосходящий по численности, но плохо вооруженный отряд псковского ополчения. Ополченцев застали врасплох, они понесли значительные потери: около тысячи человек были убиты и ранены. Драгунам Шлиппенбаха достались значительные трофеи. Впрочем, эта небольшая победа оказалась почти что назамеченной Карлом XII на фоне поражения, нанесенного им русским войскам под Нарвой.

«Пока главные силы королевской армии еще находились на территории Эстляндии и Лифляндии, полковник фон Шлиппенбах участвовал в нескольких небольших набегах на русскую территорию, – отмечают в своем исследовании историки Александр Беспалов и Николай Копылов. – Поэтому для многих из окружения короля стало неожиданным его решение о назначении фон Шлиппенбаха командующим Лифляндским полевым корпусом.

Возможно, свою роль сыграли щедрость фон Шлиппенбаха, которую он проявил при формировании своего полка, исполнительность, ну и рекомендации генерал-губернатора Лифляндии генерал-фельдмаршала графа Эрика Дальберга, мнение которого король чрезвычайно ценил. Как бы там ни было, именно полковник Вольмар Антон фон Шлиппенбах теперь должен был выполнять задачи по защите шведских прибалтийских провинций от армии Петра I».

Корпус был разбросан небольшими отрядами вдоль всей русско-эстляндской границы и, главным образом, наблюдал за действиями и перемещениями неприятеля. В свою очередь, русское командование ставило своей главной задачей разорить эстляндские и лифляндские земли, чтобы лишить врага баз продовольствия и ночлега.

Шведы попытались действовать на упреждение. Войска Шлиппенбаха осадили Печорский монастырь, но в его конном отряде не было артиллерии. Монахи, казаки и ополченцы оказали ожесточенное сопротивление, Шлиппенбаху пришлось снять осаду и вернуться в Лифляндию, тем более что его коммуникации были под угрозой.

За сражение у Рыуге, где Шлиппенбаху удалось победить русские войска, он был произведен в чин генерал-майора. Однако в декабре 1701 года Шлиппенбах потерпел поражение при Эрестфере, которое для русских войск оказалось первой крупной победой в Северной войне. Борис Петрович Шереметев получил за нее звание генерал-фельдмаршала и орден Святого апостола Андрея Первозванного, а солдаты его корпуса – по серебряному рублю.

Между тем Шлиппенбах просил помощи от Стокгольма, но получал лишь незначительные подкрепления. В июле 1702 года русские войска выступили из Пскова с намерением разгромить шведов в Прибалтике. Не встречая сопротивления, русские войска разоряли мызы и деревни, угоняли людей и скот. Одновременно тем же самым занимались и солдаты Шлиппенбаха: под предлогом реквизиций и фуражировок они грабили местное население. На русских солдаты жаловаться было бесполезно и некому, а вот на солдат Шлиппенбаха местные жители писали жалобу шведским властям. Сведения об этом дошли и до Карла XII.

Последней каплей, заставившей его отстранить Шлиппенбаха от командования корпусом, стало его позорное поведение в кампании 1703 года: солдаты Шлиппенбаха, не оказывая сопротивления Шереметеву, бежали из Раквере за стены Ревеля. В октябре 1703 года Карл XII снял Шлиппенбаха с занимаемой должности, назначив его на пост вице-губернатора Эстляндии с достаточно неопределенными полномочиями.

ПЛЕННЫЕ ГЕНЕРАЛЫ

Тем временем Прибалтика все больше оказывалась под контролем русской армии. К сентябрю 1704 года, взяв Дерпт (Тарту) и Нарву, они уже могла действовать во внутренних районах Эстляндии и Лифляндии. С этого момента, как отмечают историки, начинается закат карьеры фон Шлиппенбаха. В последующие кампании барон без особых успехов воевал в Прибалтике, участвуя в различных мелких операциях. А с началом «русского» похода Карла XII сопровождал обоз рижского губернатора.

В Полтавском сражении фельдмаршал Реншельд доверил Шлиппенбаху командовать отрядом численностью всего лишь в полсотни кавалеристов. Он выполнял обязанности разведывательного авангарда во время выдвижения шведской армии на исходные позиции, однако обнаружил себя раньше намеченного срока, чем серьезно осложнил королевским войскам начало битвы…

В неразберихе начавшегося боя отряд заблудился в лесу и натолкнулся на крупные силы русских. В ожесточенном бою шведов разбили, а сам Шлиппенбах попал в плен, став первым шведским генералом, оказавшимся в руках русских в Полтавском сражении.

Всего же в итоге битвы, кроме генерала Шлиппенбаха, Рооса и Гамильтона, в русском плену оказались фельдмаршал Реншильд, генерал-майор Штакельберг… Все они остались верны шведской короне и находились в плену довольно долгое время.

Генерал-майор Карл Густав Роос был отправлен в Казань, где находился до заключения в 1721 году Ништадтского мирного договора. В 1722 году, возвращаясь из плена домой, он скончался в городе Або.

Барон Хуго Юхан Гамильтон находился в Москве до 1715 года, после чего перевезен в Казань, в которой оставался до конца войны. Вернулся в Швецию только после Ништадского мира, прибыв в Стокгольм весной 1722 года. В 1734 году стал фельдмаршалом.

Карл Густав Реншельд, фельдмаршал, в Полтавской битве фактически командовавший армией вместо раненого короля, также долгое время был в русском плену, в июле 1718 года был обменян на сподвижника Петра I генерала Артамона Михайловича Головина и в том же году принял участие в походе в Норвегию… Головин попал в плен к шведам еще в 1700 году под Нарвой, после чего был отвезен в Стокгольм. Петр I несколько раз пытался его выменять, но шведский король Карл XII отказывал в этом, и Головину пришлось находиться в плену долгих восемнадцать лет!..

Берндт Отто Штакельберг вернулся в Швецию только в 1722 году, стал генерал-лейтенантом, с 1727 года – генерал от инфантерии, в том же году назначен главнокомандующим войсками в Финляндии, получил чин фельдмаршала и титул барона…

НА РУССКОЙ СЛУЖБЕ

Шлиппенбах избрал иной путь, и здесь его дорога разошлась с большинством генералов Карла XII. Поскольку он был не природным скандинавом, а лифляндцем, то Петр I, после того как официально объявил о включении Прибалтики в состав России, даровал барону свободу. Когда Петр I первый раз посещал Ревель в 1711 году, то останавливался именно в гостях у своего бывшего врага Вольмара Антона фон Шлиппенбаха.

В1713 году бывший вице-губернатор Эстляндии поступил на царскую службу. Более того – принял участие в боевых действиях против своих недавних братьев по оружию. В частности, в 1714 году, командуя Рязанским пехотным полком, погруженным на галеры Петра I в качестве десанта, Шлиппенбах прорывался у Гангута мимо шведских кораблей эскадры Ватранга. В последний период Северной войны Шлиппенбах занимался организационными вопросами русской армии – сначала стал членом Военной коллегии, а в 1718 году был введен в состав Верховного суда.

После окончания в 1721 году Северной войны Шлиппенбах не стал возвращаться в Швецию. Можно предполагать, почему: для шведов он однозначно был предателем и изменником.

Будучи весьма образованным человеком, Шлиппенбах помогал Петру I в написании его «Гистории Свейской войны». К концу своей жизни он дослужился до чина генерал-лейтенанта русской армии, тайного советника и был пожалован титулом барона Российской империи. Умер герой нашего повествования в 1739 году, окруженный многочисленными внуками, был похоронен в кафедральном соборе Ревеля. В центре нынешнего Таллина до сих пор сохранился дом, когда-то принадлежавший Вольмару Антону Шлиппенбаху.

Его потомки продолжили служить России. Любопытная деталь: его праправнук Николай Андреевич Шлиппенбах был известным жителем Сестрорецка, много лет возглавлял газету «Сестрорецкий инструментальщик». По его воспоминаниям, ему немало пришлось натерпеться в школе от одноклассников из-за своей фамилии. Иначе как «пылкий Шлиппенбах» они его и не называли… Но Николай Андреевич, когда вырос, гордился своим предков. Он всегда отмечал все петровские даты и особенно победу в Полтавской битве.

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
23 апреля Заботливый бизнес
Новости Ленинградской области
14 апреля День собственника
Новости Ленинградской области
22 апреля Истории успеха молодых: оригинальные светильники в Ленинградской области
Новости Ленинградской области
21 апреля Поддержка самозанятых – от идеи к продвижению
Власть
24 апреля Александр Дрозденко: Наша главная задача – повышение качества жизни ленинградцев
Новости Ленинградской области
24 апреля Апрельский «День жестянщика»
Новости Ленинградской области
24 апреля От печали до радости, от зимы до весны
Власть
24 апреля Реновации по-волосовски
Криминальные вести
24 апреля ФСБ раскрыла схему хищения соцвыплат
Власть
24 апреля Благополучие жителей – прежде всего
Дорогие мои старики
24 апреля «Моя лодка села на мель!»
Дорогие мои старики
24 апреля Три старушки угодили в капкан жулика
Подворье
24 апреля Георгины, будто из сказки, осенних ноток аромат
Подворье
24 апреля Лунный календарь на 24–30 апреля
24 апреля Заметаем следы
24 апреля Выбрали мебель. Во что завернем?
Калейдоскоп
24 апреля Спасение утопающих – дело их рук и лап
Калейдоскоп
24 апреля Пираты подводного мира
^