Фото: pxhere.com
29 августа – Спас Нерукотворный. Полное название этого праздника – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Третий Спас – Ореховый – поспевали лесные орехи. Старики загадывали детям загадки об орехах: «Нагни меня, ломи меня. Сломишь – гладко, расколешь – сладко»; «Ни окон, ни дверей, посередине – архирей»; «Маленький мужичок – костяная шубка». «Третий Спас хлеба припас», – пекли караваи из нового урожая зерна. Кроме того, было принято чистить источники и колодцы, пить подземную воду. В это время наблюдали за отлетом птиц, особенно ласточек и журавлей. Считалось, что ласточки улетают на юг в три этапа – в три Спаса. Если же на Спаса улетят журавли, то уже на Покров (14 октября) будет мороз.
Если утром на Мирона (30 августа) роса и туман, то погода будет хорошей. Этот день называли Вдовьи помочи: было принято помогать вдовам, сиротам и всем обездоленным. На «помочах» сообща косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы для семей, в которых не было мужчин.
Фрола и Лавра (31 августа) считают покровителями лошадей и даже на иконах их положено писать с конями. В этот день с самого утра лошадей обхаживали: чистили, мыли, заплетали гривы, а после отводили к обедне и окропляли святой водой. Говорили, что это должно защитить лошадей от болезней. Пекли особое печенье с изображением конского копыта. Этот день считался последним для полевых работ. Окончание сева озимых было принято отмечать праздничным гуляньем.
На Феклу Свекольницу (1 сентября) начинают уборку этого овоща: «На Феклу именинница свекла». Белую и красную свеклу использовали не только для готовки (всем известны и горячий наваристый борщ, и холодная витаминная ботвинья, а квашеную свеклу – бураки – подавали зимой к вареной картошке), но и за целебные свойства. Свекла имеет «силу мягчительную, питательную, прохладительную, мочегонную и слабительную». Толченые листья свеклы прикладывали к воспаленным глазам, а сырые коренья держали во рту от зубной боли.
Самойлов день (2 сентября) – своего рода мужской праздник: «Самойло-пророк сам Бога о мужике молит». В этот день дочери подавали с утра отцу семейства новую рубаху, жены накрывали богатый стол, чтобы хозяин добрым да сытым принимался за дела. В Самойлов день просили хорошей погоды для осенних работ. К этому времени в лесах уже появлялись первые зимние опята, и дети с корзинами шли за «урожаем». На столе частым блюдом в этот день были жареные грибы с картошкой.
Если на Фаддея Проповедника (3 сентября) небо чистое и солнце светит ясно, то того же можно было ждать еще на четыре недели вперед.
Если на Агафона Огуменника (4 сентября) день выдавался ясным, то солнечная погода продержится еще четыре недели. В народном календаре лешему отводится несколько примечательных дней, Агафон Огуменник – один из них. В этот день леший приходит на гумно, чтобы перекидать снопы с одного гумна на другое, развязать их и растащить солому по всей округе, поэтому выходили в дозор караулить свои припасы. Собираясь в ночь, надевали тулуп наизнанку, мехом вверх, голову обвязывали полотенцем, а в руки брали кочергу, которой очерчивали круг вокруг гумна и садились внутрь него, тогда леший не сможет подойти к гумну. В любой из праздников, связанных с лешим, в лес было ходить нежелательно.