Главная Люди и судьбы «Виновником должен быть признан я»

«Виновником должен быть признан я»

ВИЦЕ-АДМИРАЛ ЗИНОВИЙ РОЖЕСТВЕНСКИЙ НАСТОЯЛ НА ПРИВЛЕЧЕНИИ СЕБЯ К СУДУ, ПО КОТОРОМУ БЫЛ ПОЛНОСТЬЮ ОПРАВДАН

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

 

Не так давно мы рассказывали о судьбе контр-адмирала Николая Ивановича Небогатова, фамилия которого после неудачной для России японской войны стала едва ли не символом измены. Во всех смертных грехах обвиняли и командующего 2-й Тихоокеанской эскадры, разгромленной в Цусимском сражении, вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского. Недаром с тех пор на многие годы даже географическое название «Цусима» стало понятием нарицательным: оно было символом катастрофы, позора, измены…

«МЫ НЕ ИМЕЕМ НИ МАЛЕЙШЕГО ШАНСА»

В 1903 году, за год до начала русско-японской войны, Зиновий Рожественский был назначен начальником Главного морского штаба. В апреле 1904-го, спустя несколько месяцев после начала боевых действий, Рожественскому поручили подготовку и командование 2-й Тихоокеанской эскадрой, в задачи которой входил переход из Балтики в Тихий океан, помощь осажденному Порт-Артуру и сражение с японским флотом. В сентябре того же года Рожественскому присвоено очередное адмиральское звание вице-адмирала.

Как отмечает историк Наталья Шабуцкая, среди флагманов российского флота в начале XX века Зиновий Рожественский был заметной и яркой фигурой, человеком не лишенным слабостей, но и отмеченным определенными достоинствами. О своем назначении командующим 2-й Тихоокеанской эскадрой Рожественский говорил: «Кроме меня, никто не может повести ее в ближайшем будущем».

А уже после войны Зиновий Рожественский отмечал: «Будь у меня хоть искра гражданского мужества, я должен был бы кричать на весь мир: берегите эти последние ресурсы флота! Не отсылайте их на истребление! Но у меня не оказалось нужной искры».

Рожественскому предстояло решить ряд сложнейших задач: довести эскадру до Тихого океана, соединиться с 1-й Тихоокеанской эскадрой и совместными усилиями в генеральном морском сражении решить исход русско-японской войны. Формирование эскадры, как указывает историк Наталья Шабуцкая, явилось сложной задачей, однако, к намеченному сроку выхода ее на Дальний Восток Рожественский сформировал корабельный состав, решил вопросы снабжения эскадры в пути топливом, водой, продовольствием, разработал маршрут перехода, лично занимался укомплектованием своего штаба и рядом других вопросов.

Однако сам замысел похода таил в себе будущую катастрофу. Собранные в эскадру экипажи не имели школы океанской закалки, между тем как предстояло пройти тысячи миль морского пути в самых различных климатических условиях, обогнув три континента. На пути эскадра не имела прочных баз для стоянки.

По некоторым свидетельствам, он с самого начала не верил в успех похода. Как вспоминал великий князь Александр Михайлович, до начала похода в разговоре с ним Рожественский воскликнул: «Что я могу сделать: общественное мнение должно быть удовлетворено… Я вполне отдаю себе отчет в том, что мы не имеем ни малейшего шанса победить в борьбе с японцами».

НЕТ БЕЗЗАВЕТНОГО ЖЕЛАНИЯ

«Ухожу очень угнетенный, – писал Рожественский жене в октябре 1904 года. – Висит на шее эта гаагская Комиссия, будут волочить нас в грязи перед целым светом, заставят милостивого прощения просить, возьмут миллионы вознаграждения, а в конце концов, если дела так повернуться с нашим Порт-Артурским и Владивостокским флотом, что мы окажемся хоть чуточку по плечу японцам, англичане, наглумившиеся теперь над нами, станут открытою силою на сторону японцам. Дело это теперь совершенно выясняется. Я уверен, что англичане везде пойдут у нас по пятам, нисколько не справляясь, нравится ли нам такое положение, и как мы его называем. Словом, положение пиковое».

Тем не менее, под командованием Рожественского эскадра проделала изнурительный путь из Балтики в Японское море, не потеряв при этом ни одного корабля. Как отмечают историки флота, это был беспримерный поход на 18 тысяч миль целой армады разнотипных судов, да еще с «обозом» из транспортов.

Однако вот настрой моряков был не самым боевым, о чем сохранились самые разнообразные свидетельства. Судовой священник с крейсера «Аврора» отец Зиновий (Дроздов) вспоминал: «Нередко, облокотясь о решетку борта, мы по часам спорили, что ожидает нашу эскадру. Я был убежден, что мы в силе не уступаем японцам. У нас нет только беззаветного желания отдать себя в жертву отечеству. Все мы идем не с пламенным желанием во что бы ни стало победить, а потому что не идти нельзя, что нас «посылают» и тому подобные отговорки, которые если не высказываются, то ясно подразумеваются…»

Подойдя к Японскому морю и дождавшись эскадры Небогатова, Зиновий Рожественский принял решение прорваться через Корейский пролив к Владивостоку.

14 мая 1905 года японский флот атаковал эскадру Рожественского в Цусимском проливе. С самого начала сражение пошло для русского флота неудачно: флагманский корабль «Князь Суворов» был выведен из строя и потоплен, вице-адмирал Рожественский получил тяжелое ранение в голову. Управление эскадрой вскоре было потеряно, к утру следующего дня она перестала существовать. Миноносец «Бедовый», на котором находился раненый Рожественский и другие раненые русские офицеры, поднял белый флаг и флаг Красного креста, после чего сдался японцам.

Примеров подобного разгрома, как в Цусиме, история российского флота до сих пор еще не знала. Оставшиеся до заключения мира месяцы, воюющие стороны и на суше, и на море вели себя пассивно. Гибель 2-й Тихоокеанской эскадры перечеркнула все планы русского командования выиграть войну…

«ПОЗОР ПРЕСТУПЛЕНИЯ»

«…Не буду отпущен раньше заключения мира, а когда именно, едва ли кто знает, – писал Зиновий Рожественский жене из плена в июле 1905 года. – Мне вынули 12 июля кусочек треснувшей кости черепа. Сделали это под хлороформом, после того, как прождав 2 месяца, пришли к заключению, что кость без порядочной боли отделить нельзя. Надеюсь, что через месяц голова будет в порядке и к тому же времени поправятся ноги: сейчас могу уже держаться на правой, но еще не встаю. Всею душою желаю Тебе успокоения».

После подписания Портсмутского мира адмирал вернулся в Россию, где был восстановлен в своей прежней должности. Однако вскоре в газетах началась его ожесточенная травля. Флотоводца обвиняли в позоре, измене, предательстве, во всех смертных грехах.

В стране тогда бушевала Первая русская революция, и «критики самодержавия» утверждали, что именно прогнившая царская власть виновата в неслыханном поражении России в войне. Они были готовы посадить на «скамью подсудимых» и руководителей государства, и командующего эскадрой, и его офицеров, и даже простых моряков…

Первоначально Рожественский пытался оправдываться, но затем, в феврале 1906 года, подал в отставку с поста начальника Главного морского штаба. Однако волна критики не утихала, и адмирал потребовал провести над собой судебный процесс.

Обратите внимание, насколько высоким в ту пору и у военных, и у гражданского общества было доверие к суду. Именно суд в их глазах был инстанцией, которая должна была сказать правду и воздать справедливость.

На суде Рожественский оправдывал своих подчиненных, в особенности матросов, и просил для себя смертной казни, как для флотоводца, виновного в сдаче флагманского корабля в плен.

«Спешу оговориться, господа судьи, что я далек от мысли искать следов неприступности в приказании сдать «Бедовый», напротив, я хочу, чтобы позор этого преступления запечатлелся в памяти потомства… Виновником должен быть признан… один старший начальник, таким на «Бедовом» был я, господа судьи, флот и оскорбленный русский народ верит вам и ждут моей кары», – заявил Рожественский.

Обвинитель генерал-майор Вогак в своей речи подчеркнул, что в военно-морском уставе для сдачи корабля в плен есть только одно основание, когда абсолютно невозможно продолжать сопротивление. Сдача корабля, который на ходу, на котором находится исправное вооружение, на котором находится практически не пострадавшая команда – это военное преступление. В силу очевидной неправомерности приказа о сдаче корабля в боеспособном состоянии соучастниками становятся те, кто советовал командиру, кто высказывал мнение, которое могло подтолкнуть командира к этой сдаче.

Военно-морской суд вынес следующий вердикт: Рожественский был оправдан по той причине, что получил в том бою тяжелое ранение и с той минуты не мог командовать вверенной ему эскадрой и не мог отвечать за поступки своих подчиненных.

В показаниях фельдшера Кудинова значилось: «На лбу адмирала была большая зияющая, сильно кровоточившая рана; обильно кровоточившая рана была также и под правой его лопаткой, на правом бедре часть мякоти вырвана, на левой пятки из порванной артерии фонтаном лилась кровь…».

Приговор суда гласил: «Капитан 1-го ранга Клапье-де-Колонг, полковник Филипповский, капитан 2-го ранга Баранов, а также минный офицер лейтенант Леонтьев, признаны виновными в том, что находясь на поврежденном миноносце «Буйный» умыслили… в случае встречи с неприятелем сдаться без боя и, перейдя на миноносец «Бедовый», вполне способный к бою, спустили флаг. Все трое подлежат смертной казни через расстреляние».

Вынеся этот приговор, суд обратился с просьбой заменить смертную казнь ввиду отличной службы заключением в крепости. Что и было сделано. Большинство обвиняемых из числа младших офицеров были оправданы.

УМЕР ПОЧТИ В БЕДНОСТИ

Тем не менее, оправдательный вердикт суда не спас репутацию Зиновия Рожественского. На долгие годы его имя стало символом позора не только русского флота, но и всей Российской империи. Как отмечают историки, русско-японская война подвела черту не только под его карьерой, но и под его биографией. После окончания процесса он жил затворником, почти не выходил из своей петербургской квартиры.

«В ночь на новый год скончался адмирал в отставке Зиновий Петрович Рожественский, имя которого так грустно было связано с катастрофой при Цусиме, – говорилось в январе 1909 года в газете «Русское слово». – В последнее время адмирал страдал астмой, припадки которой причиняли ему жестокие страдания. Здоровье его было, кроме того, расшатано также и тяжелыми поранениями при Цусиме… Похороны его состоятся 3-го января. Он умер почти в бедности, оставив вдову Ольгу Николаевну на обыкновенной пенсии, без всяких других средств».

«В советской исторической литературе закрепилась традиция рассматривать русско-японскую войну как изначально обреченную на неуспех и на суше, и на море. Рожественского считали типичным представителем царского военно-морского истеблишмента и предъявляли ему особый счет. Его имя отожествлялось с национальной катастрофой, он был одним из самых главных объектов критики в вопросе русского флота в период русско-японской войны, так как по принятым стандартам царских офицеров, генералов и адмиралов полагалось представлять читателю как людей заносчивых и бездарных», – отмечает историк Наталья Шабуцкая.

В 90-х годах XX века возникла дискуссия, посвященная Цусимскому сражению и деятельности Зиновия Рожественского. Ряд историков указывали на неточности и необъективное отношение к адмиралу, они поставили своей задачей восстановить историческую справедливость в отношении Рожественского. В 1995 году вышла книга историка-публициста Игоря Бунича «В огне войн и переворотов», в которой тот утверждал, что отрицательную оценку Зиновию Петровичу дали разгильдяи и неудачники. А роман Бунича «Мученик Цусимы» и вовсе стал апологией командующего 2-й Тихоокеанской эскадрой…

В последнее время появились и зарубежные работы, содержавшие новый взгляд на Цусимское сражение, судьбу 2-й Тихоокеанской эскадры и роль Зиновия Рожественского. И оценка его действий здесь гораздо более сочувственная, чем в отечественной литературе. Звучат мнения, что флотоводец Зиновий Рожественский – незаслуженно забытый, оклеветанный общественным мнением, ставший заложником общей военно-политической ситуации.

В свое время, когда Рожественский только начинал еще военную карьеру, был в чине лейтенанта, начальник штаба эскадры броненосных кораблей Балтийского флота вице-адмирал Григорий Иванович Бутаков отзывался о нем следующим образом: «Ужасно нервный человек, а бравый и очень хороший моряк».

Комментарии
0
Рекомендуем:
27 марта От Ленобласти до Заполярья: ФосАгро расширяет горизонты
27 марта Теракт в «Крокус Сити Холл» – трагедия всей страны
Новости Ленинградской области
27 марта Ленобласть скорбит о жертвах трагедии
Новости Ленинградской области
27 марта Меры безопасности усилены
Новости Ленинградской области
27 марта А за окном тепло
Новости Ленинградской области
27 марта Снежный слалом
Новости Ленинградской области
27 марта Спасибо за ваш ратный труд!
Новости Ленинградской области
27 марта Cалака пошла! Корюшка — на старте
Новости Ленинградской области
27 марта Меховая прелесть
Новости Ленинградской области
27 марта От творчества бобра много добра
Дорогие мои старики
27 марта «Я верну тебе здоровье, любимый внук!»
Дорогие мои старики
27 марта «Мошенников охватила золотая лихорадка!»
27 марта Договоримся «на берегу»
Калейдоскоп
27 марта Приметы весны: аисты возвращаются
Подворье
27 марта Первое свидание – первые заботы
Подворье
27 марта Клумба или грядка?
Подворье
27 марта Лунный календарь на 27 марта – 2 апреля
27 марта Если воротник поник
^