Главная Люди и судьбы «Память о павших воинах – священна!»

«Память о павших воинах – священна!»

Жительница поселка имени Тельмана в Тосненском районе Антонина Васильевна Назарова разыскивает места захоронения советских солдат, о судьбе которых до сих пор ничего не известно родственникам. Благодаря ее кропотливой работе, вырвано из беспамятства более 20 тысяч солдатских судеб.

– Ваша работа по восстановлению имен погибших солдат началась с малого: вы стали ухаживать за памятником в поселке им. Тельмана. Что вас подтолкнуло к этим действиям?

– Уважение к памяти погибших у меня с детства. На войне погиб мой родной дядя – Березин Николай Яковлевич. Погиб на Украине 23 января 1943 года. Было ему всего 35 лет. Мой отец пришел с войны без ноги. Воинское захоронение в нашем поселке до 2008 г. имело печальный вид. Там было обозначено всего 13 фамилий и зияли бетонные раковины. Сначала я ходила туда со своими детьми, которые учились в тельмановской школе. Во время уроков труда школьники поддерживали чистоту и порядок на воинском захоронении. Я им тоже в этом помогала. Ну а потом стала ходить одна. Для меня это было священным долгом по отношению к погибшим солдатам.

45 лет тому назад я с семьей переехала в поселок имени Тельмана. Вот уже много лет мы с сыном занимаемся поиском мест захоронения солдат, о судьбе которых до сих пор ничего не известно родственникам. Это наша благодарность советским солдатам, не дожившим до Победы.

Но и Красный Бор мне очень дорог. Этот поселок давно стал для меня родным. Во-первых, Красный Бор, он как «солдат», выживший во время страшной войны. Во-вторых, на мемориальных плитах его братских воинских захоронений увековечены имена многих воинов Красной Армии, списки которых мы с сыном передавали в поселковый военно-учетный стол.

– Я вижу на вашем столе десятки толстых папок. Это переписка с родственниками погибших и пропавших без вести солдат Красной Армии, запросы в инстанции и их ответы, уведомления родственникам о местах захоронения их сыновей и отцов. Сколько солдатских имен Вам удалось восстановить?

– С 2008 года мы с сыном стали работать с сайтом ОБД «Мемориал», распечатывать списки погибших, умерших в плену, которые считались пропавшими без вести, и рассылать по всем уголкам России, ближнего и дальнего зарубежья. Писали в российский и международный Красный Крест, в ФСБ. Писали губернаторам, в Министерство культуры, музеи, рассылали по администрациям, военкоматам.

С 2008 года прошло 13 лет. Но я до сих пор работаю с документами, с обобщенной базой данных “Мемориал“. Вношу исправления в Книги Памяти Тосненского района Ленинградской области (их всего 3 тома). К сожалению, в этих книгах допущено огромное количество ошибок.

Сколько имен удалось восстановить? Вообще-то, мы не вели точный подсчет. Но можно сказать, что счет идет на многие тысячи. Хочу передать огромные слова благодарности генеральному директору ООО «Ижора Плюс» Александру Николаевичу Храброву и бухгалтеру этой компании Ольге Анатольевне Збродовой, которые совершенно бескорыстно и по первой моей просьбе распечатывают все необходимые документы.

– Расскажите о себе. Откуда у вас появилось стремление восстанавливать имена погибших воинов? Из школьных учебников? От папы, от мамы?

– Родилась я 2 июня 1950 г., в деревне Коньково Маловишерского района Новгородской области. Детство прошло на родной земле. Когда мне исполнилось 15 лет, я уехала учиться в Мичуринское училище, в Ленинградскую область.

Мама меня воспитывала одна. Она была удивительный человек и большая труженица. Добрая, отзывчивая, справедливая. И меня воспитывала так, как сама жила. После окончания училища у меня началась трудовая жизнь. Работала в совхозе “Любань” Ленинградской области. Потом переехала в город Тосно, и работала в автотранспортном предприятии. Здесь же, в Тосно, я вышла замуж. Родился сын Алексей. Жили с родителями мужа. Но хотелось иметь свой угол. И в мае 1975 г. мы с мужем устроились на работу в совхоз имени Тельмана. Сынок ходил в садик, а мы работали. В 1976 г. родился второй сын – Андрей. После рождения второго сына нам дали двухкомнатную квартиру, в которой мы живем и сейчас. Здесь в 1991 году родилась и дочь Ольга.

– Кто Вам помогает, кроме сына? Ведь этот огромный пласт поисковой работы вдвоем одолеть сложно!

– Очень помогает мне Оксана Владимировна Платонова. Она стала для меня родным человеком. Она прекрасный руководитель и замечательный человек. Сегодня она является директором Тосненского районного Дворца культуры. Она тоже занималась увековечиванием памяти павших: вела поиск в обобщенной базе данных ОБД ”Мемориал”, проверяла точность списков, чтобы каждый солдат был увековечен на той земле, где он и нашел свое последнее упокоение.

Каждое письмо я пишу от руки и отправляю письма почтой России. В основном это заказные письма. Чтобы наверняка дошли до адресата. От руки вношу правки в Книги памяти. Не только в книги, я даже завела специальные тетради. В них записываю сведения по каждому солдату – фамилия, имя, отчество, и куда отправлено письмо или уведомление. Это – своеобразный алфавитный справочник по разным городам, областям и странам.

– В 2020 году поселку Красный Бор присвоено почетное звание Ленинградской области «Населенный пункт воинской доблести». Мне известно, что Вы причастны к подготовке аргументированной исторической справки о трудовой и ратной доблести красноборцев, а также о воинской доблести бойцов Красной Армии. Откройте секрет: – где Вы черпали эти факты?

– Все исторические документы мы с сыном брали на сайте Объединенной базы данных “Мемориал“ Центрального Архива Министерства обороны РФ.

Работая со списками солдат, останки которых захоронены в братских могилах в поселке имени Тельмана, я познакомилась с Андреем Михайловичем Ильницким, советником Министра обороны РФ. В воинском захоронении, расположенном в нашем поселке, захоронен его дед. Его имя увековечено на гранитных плитах. И когда ко мне за помощью обратилась глава администрации Красноборского городского поселения Оксана Владимировна Платонова (а это она инициатор ходатайства о присвоении Красному Бору почетного звания Ленинградской области “Населенный пункт воинской доблести”), я решила обратиться к Андрею Михайловичу с просьбой о содействии в предоставлении из Центрального архива Минобороны необходимой информации о сражениях Красной Армии под Красным Бором в 1941-1943 гг. И такую справку мы получили в кратчайшие сроки! Нам прислали диск со сведениями о боях с немецкими войсками под Красным Бором.

– Кстати, о Книгах Памяти. Вы рассказывали о том, как много ошибок допущено в них. Искажены фамилии, указаны неточные сведения. Бойцы 2-ой Ударной Армии, погибшие и похороненные на Новгородчине, записаны в местных Книгах Памяти. Вы рассказывали об историях, когда солдат живым вернулся с фронта, а его по ошибке занесли в Книги памяти погибших.

– Действительно, в Книгах Памяти Тосненского района Ленинградской области допущено немало ошибок. Попадаются в том числе сведения о солдатах, которые считаются погибшими. Но потом находится донесение, что он остался жив! Я не скажу, что это случается часто, но такие факты есть. А вот сведения с указанием места захоронения солдата, не совпадающие с реальным местом гибели бойца и местом, где он захоронен – это, к сожалению, очень распространенные ошибки в Книгах Памяти.

– А как относятся работники военкоматов к вашим поправкам?

– По-разному. Конечно, я им добавляю работы, но ведь это священная память! Не может быть боец 2-ой Ударной Армии, погибший под Мясным Бором, увековечен в Красном Бору! Не может его имя значиться в списках погибших и захороненных на территории поселения, где он не сражался. Не может быть так, например, что солдат Нарсов Николай Филиппович, погибший в Польше, значится похороненным в Красном Бору. Не все соглашаются с моей точкой зрения по этому вопросу. Мне приходилось слышать, и не раз: да какая разница – где? Значится в списке, увековечен, и не надо ничего исправлять! Но ведь так не должно быть! Если есть родственники погибшего солдата, и они захотят навестить его могилу, место его упокоения на этой земле, куда они должны приехать? У каждого погибшего должно быть фактическое место захоронения, а не вымышленное!

У меня в гостях бывали и бывают родственники погибших, захороненных на нашем мемориальном кладбище в поселке им. Тельмана. Общаясь с потомками погибших защитников Отечества, с людьми, нашедших места упокоения своих отцов, дедов, прадедов, я понимаю, что вся проделанная работа – не зря.

Беседовал Главный архивист ГКУ ЛОГАВ,
заместитель председателя общественного Совета
при Архивном управлении Ленинградской области
Геннадий МОСКВИН

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
23 апреля Заботливый бизнес
Новости Ленинградской области
14 апреля День собственника
Новости Ленинградской области
22 апреля Истории успеха молодых: оригинальные светильники в Ленинградской области
Новости Ленинградской области
21 апреля Поддержка самозанятых – от идеи к продвижению
Власть
24 апреля Александр Дрозденко: Наша главная задача – повышение качества жизни ленинградцев
Новости Ленинградской области
24 апреля Апрельский «День жестянщика»
Новости Ленинградской области
24 апреля От печали до радости, от зимы до весны
Власть
24 апреля Реновации по-волосовски
Криминальные вести
24 апреля ФСБ раскрыла схему хищения соцвыплат
Власть
24 апреля Благополучие жителей – прежде всего
Дорогие мои старики
24 апреля «Моя лодка села на мель!»
Дорогие мои старики
24 апреля Три старушки угодили в капкан жулика
Подворье
24 апреля Георгины, будто из сказки, осенних ноток аромат
Подворье
24 апреля Лунный календарь на 24–30 апреля
24 апреля Заметаем следы
24 апреля Выбрали мебель. Во что завернем?
Калейдоскоп
24 апреля Спасение утопающих – дело их рук и лап
Калейдоскоп
24 апреля Пираты подводного мира
^