Главная Люди и судьбы Вляпавшийся в историю

Вляпавшийся в историю

БЕЖАВШИЙ НА ЗАПАД ЛЕТЧИК ВИКТОР БЕЛЕНКО ЖИЛ В СТРАХЕ И БОЯЛСЯ МЕСТИ

Удостоверение личности Виктора Ивановича Беленко

В нашей стране военный летчик Виктор Беленко, угнавший новейший сверхсекретный истребитель МиГ-25, был заочно осужден к высшей мере наказания за измену родине. В США же его сразу окружили вниманием, ему предоставили политическое убежище и гражданство: разрешение подписал лично президент Джимми Картер.

 Виктор Беленко с сыном

 

«ВЫ ЗНАЕТЕ, КАК ПОСТУПАЮТ С ПРЕДАТЕЛЯМИ!»

Случаи, когда летчики угоняли самолеты из Советского Союза, пытаясь убежать на Запад, были и еще, но этот, произошедший 45 лет назад, в сентябре 1976 года, оказался исключительным. Поскольку то, что совершил 29-летний Виктор Беленко, действительно, нанесло достаточно серьезный ущерб обороноспособности страны, тем более в условиях «холодной войны».

…Ничто не предвещало подобного развития события. Ранним утром 6 сентября 1976 года пара истребителей-перехватчиков МиГ-25П из состава 530-го авиационного полка 11-й отдельной армии ПВО поднялась в воздух с аэродрома Чугуевка в Приморье. Это был обычный тренировочный вылет. Но уже через десять минут самолет ведомого, старшего лейтенанта Беленко, пропал с экранов радаров, а сам он перестал отвечать на запросы диспетчера. Как выяснилось потом, он намеренно отстал от головного истребителя, после чего резко ушел вниз и, ведя истребитель в нескольких десятках метров над водой, двинулся в сторону Японии.

«Весь его план был рассчитан на то, что как только он нарушит воздушную границу Японии, японцы сразу вышлют ему навстречу американские перехватчики, которые принудят его к посадке. Однако он несколько опасался того, что по нему могут открыть огонь, как это приказано делать советским войскам ПВО в случае нарушения воздушного пространства СССР», — говорилось впоследствии в книге американского писателя Джона Баррона, написанной вместе с Беленко.

Самолет, летевший фактически на бреющем полете, не могли обнаружить ни советские, ни японские радары. Он пересек границу, однако топливо у него кончалось, и он совершил посадку на ближайшем аэродроме Хакодате, расположенном на острове Хоккайдо. После чего предупредил по-английски сбежавшихся служащих аэродрома, чтобы они не приближались к самолету, поскольку он является собственностью Соединенных Штатов Америки. В баках самолета оставалось топлива лишь на 30 секунд полета, а значит, повторного захода на посадку быть не могло.

В 9.15 о перебежчике из СССР уже сообщало японское радио. Почти сразу после перелета на Хоккайдо Беленко попросил политического убежища в США. Разразился страшный международный скандал. Американцы торжествовали: такого военного трофея у них давно не был. В СССР пытались, что говорится, сделать хорошую мину при плохой игре, ибо удар по моральной репутации Советского Союза был нанесен весьма ощутимый.

Когда из страны бежали диссиденты (или их высылали), то объяснение было простым и понятным, оно устраивало широкие массы трудящихся: подобных изменников можно было представить психически неуравновешенными людьми, привлеченными соблазнами «загнивающего Запада». Но здесь было совсем другое дело: Беленко — рабоче-крестьянского происхождения, никогда не бывавший за границей, офицер, коммунист, «настоящий советский человек». Если нельзя доверять даже таким трижды проверенным людям, то кому же тогда можно доверять? А если удачный побег Беленко вызовет цепную реакцию? И для всего мира не очень хороший сигнал: мол, если на Запад бежит человек с такими по советским меркам безупречными качествами, то значит, в СССР, действительно, не все в порядке…

Появилось официальное заявление, что советский летчик сбился с курса и совершил вынужденную посадку на территории Японии, а там его незаконно удерживают от возвращения на родину.

Советское посольство в Токио добилось, чтобы его сотрудникам разрешили встретиться с Беленко. Тот сразу же заявил: «Помощи от представителей СССР мне не нужно. Все, что я совершил, — сделал совершенно осознанно». «Предатель! — услышал он в ответ. — Вы знаете, как поступают с предателями! Рано или поздно мы вас вернем! Мы найдем вас!».

В ПОРОЧАЩИХ СВЯЗЯХ НЕ ЗАМЕЧЕН?

В условиях гонки вооружений для американцев было гораздо важнее получить не очередной политический дивиденд, а прямую выгоду — новейший советский боевой самолет, в классификации НАТО получивший название «Летучая лисица». «Самолет-невидимка», призрак, который мечтали заполучить разведки всего мира. Японцы передали МиГ-25 американцам, а те его досконально изучили, чтобы понять все его слабые и сильные стороны.

Советскому Союзу пришлось потратить немало усилий, чтобы боевую машину вернули. Произошло это спустя два месяца – после многочисленных дипломатических нот, переговоров на уровне министров иностранных дел, визита специальной делегации с участием авиаконструкторов. Правда, самолет был возвращен в разобранном виде, и ни для кого не было секретом, что ее изучили до винтика…

Естественно, после случившегося ЧП соответствующие службы вели тщательное расследование, чтобы понять, что могло побудить Беленко совершить предательство. Был ли он один, или речь идет о тайной организации предателей, изменников родины, которые могут нанести еще больший вред обороноспособности СССР?

Из личного дела Виктора Беленко известно, что после окончания школы в маленьком сибирском городке он уехал в Омск, там поступил в техникум, а позднее получил направление в Армавирское военное авиационное училище. Окончив учебный курс в 1971 году, попал в Ставропольское высшее военное авиационное училище, где служил летчиком-инструктором. В 1975-м Беленко перевели в боевую часть. Так он оказался в 530-м истребительном авиаполку ПВО, дислоцировавшемся на Дальнем Востоке, и стал летать на самолете-перехватчике МиГ-25П.

Расследование показало, что у него были причины для недовольства своим положением. Сослуживцы рассказали, что Беленко очень переживал в связи с тем, что задерживалось присвоение ему очередного воинского звания «капитан». Кроме того, когда Беленко переводили в авиаполк, ему обещали, что он будет вскоре назначен начальником штаба эскадрильи, однако этого не произошло. Беленко считал себя обманутым и обойденным. В 1975 году он обратился с рапортом к начальнику училища с просьбой уволить его из Советской армии, мотивируя тем, что не желает служить с командирами, которые постоянно злоупотребляют спиртными напитками.

Но во всем этом не было никакой политики. Следователи пришли к выводу, что Беленко совершил побег из материальных соображений. Мол, стал предателем за красивую жизнь за океаном, которую ему пообещали американцы.

Хотя внешне все было нормально. Беленко выглядел чуть ли не образцом советского офицера. В служебных характеристиках и аттестациях оценивался положительно, к служебным обязанностям относился добросовестно. Стал членом партии, его избирали в состав комсомольского и партийного бюро.

«Беленко не был замешан в каких-либо связях с диссидентами, никогда не выражал крамольных мыслей, — отмечал Джон Баррон. — Врачи, ежедневно проводившие медицинский осмотр пилотов, никогда не замечали у него психических или физических отклонений от нормы. Наоборот, он всегда славился отличным здоровьем, пил в меру, жил по средствам, не вступал ни в какие сомнительные связи, не изменял жене и имел по всем показателям репутацию честного, порядочного человека и образцового офицера. Инцидент с Беленко ошеломил всех, никто не мог поверить, что он добровольно совершил этот шаг».

Правда, как отмечал исследователь Валерий Меницкий, родные Беленко рассказывали, что тот после отъезда практически с ними не общался, поддерживал связь посредством очень редких писем, о подробностях своей жизни он не сообщал. Меницкий считает, что Беленко еще с молодых лет был завербован западными спецслужбами. Он заранее тщательно собирал «багаж» секретных данных, которые могли заинтересовать западные спецслужбы. Беленко, в отличие от многих других летчиков, тщательно разобрался во всей «начинке» МиГ-25.

СКОЛЬКО СТОИТ ИЗМЕНА?

Однако, если бы Беленко был, действительно, завербованным американским агентом, то в Штатах бы торжествовали, говоря о чрезвычайно успешно проведенной спецоперации. Но здесь этого не было: западные спецслужбы до сих пор отрицают, что работали с Беленко.

«Сумасшедшая амбициозность и вечное чувство, что его недооценивают, на определенном этапе переросли у Беленко в некую паранойю самолюбия. Он просто болел тем, что не весь в орденах, что он не обвешан большими звездами, что его не публикуют на первых страницах «Красной Звезды», что он не висит на досках почета», — считает военный эксперт Виктор Баранец.

Сам Беленко впоследствии в своих интервью так рассказывал о мотивах своего бегства: мол, в те времена советская пропаганда рисовала Америку как испорченное, загнивающее общество, но у него были сомнения на этот счет.

«Я сказал себе: «Хорошо, раз в США так плохо, как же они отправили человека на Луну и обратно? Русские могли отправить людей на Луну только в один конец. Если в США настолько всё плохо, как у них выходит производить лучшие истребители в мире? Если США уже развалились, откуда у них столько нобелевских лауреатов, больше чем дало прогрессивное коммунистическое общество? Тогда я не мог задать эти вопросы кому-либо. Если бы я это сделал в то время, в конце 1960-х, я бы оказался в психиатрическом учреждении. Поэтому я сам сделал вывод, что Соединённые Штаты не так уж плохи»», — поведал Беленко.

В благодарность за совершенную государственную измену Беленко получил не только деньги, но и место работы. Перебежчик работал инженером по аэрокосмической технике и консультировал военно-воздушные силы США. Его военный билет и полётный журнал хранятся в музее ЦРУ в Вашингтоне. В октябре 1980 года Конгресс США принял специальный закон «О предоставлении Виктору Ивановичу Беленко гражданства США».

Перебежчик выдал иностранцам много ценных сведений — информацию о советской системе опознавания «свой-чужой», применявшейся не только на самолетах, но и на кораблях. Пришлось срочно переделывать многие системы и приборы для «двадцать пятого», внедрять новую систему распознавания, дешифратор. Как охарактеризовал его один из офицеров разведки, который с ним работал, кроме предоставления американцам суперсовременного советского истребителя с массой секретного оборудования на борту, он сам по себе был «золотой жилой» технической, тактической и оперативной информации о советской авиации.

В СССР у Беленко остались мать, жена и маленький сын. Жена долгое время жила на Дальнем Востоке, потом переехала в Армавир. Но и после распада СССР Беленко так и не вышел на связь со своими близкими.

Всю жизнь на Западе он прожил в страхе и боялся мести, о чем есть немало свидетельств. Тем более что еще в 1983 году в советской прессе появилась заметка, что предатель-перебежчик погиб в авиакатастрофе в США. На самом деле он вполне успешно жил в Штатах: купил дом, женился. В 1980 году вместе с писателем Джоном Барроном он издал книгу «Пилот МиГа» (John Barron, «MIG Pilot»), на которой сумел еще и заработать.

Обложка книги Джона Барона «Пилот МиГа»

 

Как можно сегодня оценить поступок Виктора Беленко? Да, собственно говоря, точно так же, как и тогда, 45 лет назад: как тяжкое преступление, как государственную измену. Да, у Беленко, как и многих других советских граждан, были причины для недовольства коммунистическим режимом и правящей советской верхушкой. И они имели полное право на выражение своего недовольства. Даже «право на восстание против тирании и угнетения», зафиксированное в преамбуле ко Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году. Но то, что совершил Виктор Беленко, к бунту против «тоталитаризма» едва ли имеет какое-то отношение. Банальное предательство, которому нет срока давности.

«Что бы мы ни говорили о Беленко — это человек-тайна, — считает военный эксперт Владимир Баранец. — В историю он вляпался, а не вошел, мы его вспоминаем как мерзкую личность, как пример того, как можно нагадить на Отечество, на армию, на сослуживцев».

Комментарии
0
Рекомендуем:
17 апреля 21 апреля – День местного самоуправления
Власть
17 апреля Сергей Мухин: Жители поддержали курс на укрепление единства народа
Новости Ленинградской области
17 апреля После солнышка в четверг… ждем весенний снегопад
Власть
17 апреля Как подружить автобус с электричкой?
Власть
17 апреля О комфорте для инвалида
Власть
17 апреля «Школьные» вопросы из Усть-Луги
Власть
17 апреля «Мы прооперируем педагога из Енакиево у нас»
Власть
17 апреля «Дайте воду деревне Липки!»
Власть
17 апреля «Единственная надежда – на вашу помощь»
Власть
17 апреля Течет река Фенолка…
Новости Ленинградской области
17 апреля В Ленобласти появится «Парк северных животных»
Новости Ленинградской области
17 апреля Жизнь на воде
Криминальные вести
17 апреля Задержан замглавы Василеостровской администрации при получении взятки
Новости Ленинградской области
17 апреля Говорят, не повезет, если темный лось дорогу перейдет
Дорогие мои старики
17 апреля «Не расталкивайте коляской людей!»
Дорогие мои старики
17 апреля «От такой навязчивой заботы у меня помутился рассудок»
Дорогие мои старики
17 апреля «Меня оставили без денег, жилья и земли!»
Подворье
17 апреля Апрельские заботы – садовые работы
^