Главная Истории любви Сбежавшая принцесса

Сбежавшая принцесса

ПРИДВОРНАЯ ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ СПЛЕТЕН И ИНТРИГ, СТАЛА ДЛЯ ЛУИЗЫ ТОСКАНСКОЙ НАСТОЯЩИМ НАКАЗАНИЕМ

Луиза (слева) с сестрой в костюмах времен Марии-Антуанетты

 

«В парижском «Matin» началось печатание мемуаров принцессы Луизы Тосканской, – сообщалось в газете «Русское слово» в начале сентября 1911 года. – Мемуары эти предназначены, по словам автора, для оправдания ее перед своим сыном, будущим королем саксонским… Как известно, принцесса Луиза была замужем за саксонским королем, но оставила его, предпочтя ему учителя музыки своего сына, итальянца Тозелли. Этот грандиозный скандал в свое время был злобой дня всей Европы».

«МЫ ЖИЛИ КАК В МОНАСТЫРЕ»

«Многочисленные слухи и домыслы, связанные с моей жизнью и моими поступками, циркулировали в обществе почти десять лет… До настоящего времени я хранила молчание, потому что считала ниже своего достоинства отвечать очернителям. Однако мне напомнили о том, что мои сыновья вступают в такой возраст, когда им могут передать распространяемые обо мне ложные слухи. Материнский долг призывает меня предать огласке истинные причины, приведшие к тому, что я покинула Дрезден и в конце концов была изгнана из Саксонии…», – с этих слов Луиза Тосканская начинала свои мемуары.

Родившаяся в декабре 1870 года в Зальцбурге, она была дочерью титулярного герцога Тосканского Фердинанда IV и его принцессы Алисы Бурбон-Пармской. По легенде, повитуха, принимавшая роды, сказала: «Этой девочке суждено носить корону, но в будущем ее ждут несчастья, и бесчисленные горести станут ее участью». И как в воду глядела…

«В моем детстве дворец (в Зальцбурге, в котором жила герцогская семья. – Ред.) был самым печальным и мрачным из всех мыслимых мест, – вспоминала Луиза. – Ходили мрачные слухи, что в этом тоскливом месте совершались тайные убийства; помню, как мы боялись в детстве, когда нам рассказывали, что картины в Большой галерее по ночам оживают и давно умершие принцы и принцессы выходят из рам и бродят из комнаты в комнату…

В сущности, мы жили как в монастыре; сходство с монашеской обителью усугублялось постоянным присутствием священнослужителей в наших покоях, а наши коллекции четок и молитвенников сделали бы честь какому-нибудь церковному музею… Реальной властью в Зальцбурге, как и во многих католических странах, обладали иезуиты… Они участвовали во всех семейных делах, и их по-настоящему боялись, хотя их влияние не всегда использовалось во благо…»

Однажды Луиза попросила отца разрешения брать уроки игры на скрипке, на что тот ответил: «Нет, принцессе неприлично играть на скрипке». А еще приходилось выслушивать постоянные назидания со стороны воспитателей: «Не садитесь таким образом в карету» или «Ваше императорское высочество, если вы хотите стать королевой, никогда не входите в комнату так, как вы… учитесь хладнокровию».

«Дворцовая жизнь – настоящая система мелкой тирании, где каждый терзает другого и пытается кем-то управлять. Придворные как будто считают, что их цель в жизни – приказывать и во всем подражать своим хозяевам. С раннего детства я понимала: во дворце широко распространены зависть, ненависть и злоба, а подлинно христианские добродетели там встречаются редко», – вспоминала Луиза.

И она бунтовала. Однажды ей в наказание за шалости запретили урок плавания. И тогда она, будучи на прогулке на озере в окрестностях Зальцбурга, выпрыгнула с катера. «…Я вернулась во дворец мокрая, но непобежденная», – вспоминала Луиза.

«НИКОМУ ВАС НЕ ВЫДАМ!»

Однако подходило время замужества. Увы, как и любая принцесса, Луиза и мечтать не могла о том, чтобы выйти замуж по любви. И когда ей исполнилось шестнадцать лет, начался «парад женихов». Первым стал принц Педро Август Саксен-Кобург-Готский, внук императора Бразилии.

По словам Луизы, он показался ей «довольно славным юношей, хотя мы не осуществили матримониальных надежд наших родственников. Он относился ко мне просто как к забавной девочке; мы с ним почти все время вместе шалили в парке. Бедный дом Педру! Через три года после нашего знакомства он сошел с ума и теперь содержится под присмотром в каком-то австрийском замке».

Вторым претендентом стал князь Болгарии Фердинанд. «Мы с ним познакомились за несколько лет до того на одном из семейных ужинов, – вспоминала Луиза. – Тогда меня, четырнадцатилетнюю девочку, посадили за столом между Фердинандом и его братом, Филиппом Кобургским. Весь вечер два принца не обращали на меня никакого внимания и переговаривались друг с другом поверх моей головы. Они беседовали на венгерском языке, который я прекрасно понимала. Их разговор в основном состоял из «послеобеденных историй» и весьма фривольных отчетов об их разнообразных любовных интрижках – подобные темы совершенно не годятся для детских ушей».

В самом конце ужина Луиза, повернувшись к Фердинанду, сказала по-венгерски: «Вам не кажется, что довольно неблагоразумно рассказывать о своих интрижках на иностранном языке, не убедившись предварительно, что ваша соседка ничего не понимает?». Фердинанд густо покраснел. «Не волнуйтесь, я никому вас не выдам!» – поспешила успокоить его Луиза.

Он смерил ее оценивающим взглядом и многозначительно заметил, обращаясь к Филиппу: «Не знал, что в Зальцбурге выращивают такие красивые цветочки!»… Возможно, Луиза и не отказалась бы стать княгиней Болгарии, но свое сердце она отдала наследному принцу Саксонскому Фридриху Августу, сыну короля Саксонии Георга и Марии Анны Португальской.

«В своем синем с золотом мундире он выглядел настоящим красавцем и был очень галантным, – вспоминала Луиза. – Мы несколько раз танцевали вместе… Я решила, что Фридрих-Август – само обаяние… Мой жених молод, красив и предан мне. Пусть даже он немного застенчив и неуклюж, эти недостатки легко исправимы, потому что они убедительно доказывали, что у Фридриха-Августа нет «романов» на стороне…»

Луиза и Фридрих-Август в день свадьбы, 1891 г.

 

Свадьба состоялось в Вене 21 ноября 1891 года. По словам Луизы, в то утро шел проливной дождь, и она испытала суеверный ужас: не предсказывает ли он неудачу в семейной жизни?..

Церемония была необычайно красивой и торжественной. Правда, опять не обошлось без дурных предзнаменований: один из эрцгерцогов в нетерпении нечаянно наступил на шлейф невесты. Деверь Луизы испуганно спросил у нее: «Известно ли вам старинное габсбургское суеверие? Согласно ему, любой, кто наступит невесте на шлейф, в том же году умрет». Увы, суеверие сбылось. Через две недели после свадьбы умерли эрцгерцоги Сигизмунд и Эрнест, а в конце декабря за ними последовал эрцгерцог Карл-Людвиг…

Тем не менее, тогда, в тот счастливый день свадьбы, Луизе казалось, что ее ждет безбрежное счастье. Однако все складывалось иначе. Принцессе, с детства бунтовавшей против придворного этикета, было неуютно в королевском дворе. Нарушая его правила, она приводила в неописуемую ярость своего свекра – короля Георга. И при этом она, лишенная чопорности и надменности, была очень популярна в Саксонии у местных жителей. Ее даже называли «наша Луиза». Недаром уже спустя век историки сравнивали ее с принцессой Дианой… Сама же Луиза сравнивала себя с Марией Антуанеттой, королевой Франции, которая так же, как и Луиза, не любила придворную жизнь и избегала официальных мероприятий.

Одна из анекдотических историй была связана… с велосипедом. Муж не возражал против того, чтобы Луиза брала уроки езды, однако против выступили король Альберт и королева Карола. «Велосипед – неподходящая забава для принцессы», – сказал король. «Я получила разрешение мужа, – возразила Луиза, – и сочла, что этого вполне достаточно». «Разрешение Фридриха-Августа значения не имеет, – возразила королева. – Очевидно, вы забыли правила этикета». Луизе пришлось смириться…

Да и какой тут уже велосипед! Луиза была беременной едва ли не каждый год, она одним за другим родила шестерых детей. По ее словам, в них она обрела счастье, о котором мечтала…

«Я НАМЕРЕН ВАС УДАЛИТЬ»

Однако конфликт с саксонским двором все больше нарастал. За Луизой шпионили придворные, распускали о ней грязные слухи, что Луиза будто бы завела роман с наставником своих сыновей. Луиза бросилась к мужу: «Поедем в Египет! С тобой я почувствую себя в безопасности и успокоюсь. Только ты можешь меня спасти. Умоляю, прошу тебя оградить меня от тех, кто пытается меня погубить!». Супруг заявил, что Луиза принимает все слишком близко к сердцу и слишком истерична, говорил, что не может покинуть Дрезден из-за состояния здоровья его отца…

Тогда недоброжелатели Луизы стали распускать слухи о том, что она повредилась рассудком. Король Георг без всякого стеснения заявил Луизе: «Мне более невыносимо иметь вас своей невесткой. Ваши взгляды и презрение к традициям нашего двора убедили меня в том, что вы совершенно не соответствуете моим представлениям об идеальной королеве Саксонии. Вы не нравитесь мне лично, никогда не нравились, и… одним словом, я намерен вас удалить. Жалею лишь о том, что нелепые современные законы не позволяют мне заключить вас в тюрьму пожизненно или, лучше того, сделать так, чтобы вы исчезли и никто не знал бы вашей судьбы. Вы выполнили свое предназначение, то есть произвели на свет принцев, которые продолжат наш род. Поэтому мне вы больше не нужны».

А дальше король пообещал отправить Луизу в психиатрическую лечебницу. Понимая, что эта угроза весьма реальна, Луиза приняла решение бежать из Дрездена. И будучи беременным седьмым ребенком, она в декабре 1902 года сбежала. Она не хотела, чтобы ее ребенок родился в сумасшедшем доме.

«Меня называют легкомысленной женщиной и бессердечной матерью, которая самым жестоким образом бросила детей, – вспоминала впоследствии Луиза. – Предоставляю обществу судить, кто проявил большую жестокость – затравленная, преследуемая женщина, которая бежала к свободе, или ее бессовестные враги, оторвавшие ее от мужа, дома и детей? Я знала, что о детях хорошо позаботятся, и думала, что, спустя какое-то время можно будет устроить так, чтобы увидеться с детьми в Зальцбурге или каком-то другом месте, куда без труда можно попасть из Дрездена».

Луиза перебралась в Зальцбург, а затем в Швейцарию. Недоброжелатели, естественно, сразу же зашипели: мол, уехала из Саксонии вслед за своим любовником – воспитателем ее детей! Даже фигурировали любовные письма, которые Луиза якобы писала Жирону: по ее словам, все это были фальшивки. Дети остались в Саксонии у мужа, даже дочь Монику, которую Луиза родила уже после побега, саксонский двор заставил «вернуть».

«Мне указывали, что моя любовь эгоистична; просили не лишать мою дочь тех преимуществ, которыми она обладает по праву рождения, настаивая, чтобы она разделяла мой несчастный жребий, – вспоминала Луиза. – В конце концов я пришла к выводу: если ей все равно суждено уехать в Саксонию, для нее гораздо лучше ехать, пока она еще маленькая. Тогда никто не сможет упрекнуть меня в том, что я держала ее при себе, пока она не вырастет настолько, что ее можно будет настраивать против родственников. Я не хотела, чтобы дочь когда-нибудь обвиняла меня в том, что я лишила ее принадлежащих ей по праву привилегий. И хотя она, наверное, была со мной очень счастлива, мне показалось, что мой долг – вернуть ее отцу…»

В сентябре 1907 года Луиза вышла замуж за итальянского музыканта Энрико Тозелли. В браке с ним она родила сына – Карло Эммануэле. Однако семейная жизнь не задалась: через пять лет супруги развелись. Сын остался жить с отцом…

Луиза с младшей дочерью Анной-Моникой, которую пришлось «вернуть» саксонскому двору

 

В мемуарах, которые Луиза опубликовала в 1911 году, она обвинила саксонских политиков и своего свёкра: мол, они изгнали ее, поскольку боялись, что когда Луиза станет королевой, она будет иметь большое влияние на государственные дела.

Впрочем, монархии и империи доживали последние годы. После крушения австрийской монархии Луиза сама себе дала новый титул «графиня де Ysette». Сначала она переехала на Майорку, потом в Брюссель, где прожила долгую жизнь и скончалась уже после Второй мировой войны, в марте 1947 года. Кстати, любопытная деталь: ее первый муж, Фридрих Август, больше не женился, поскольку считал, что католическая церковь не разорвала его союза с Луизой.

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
19 апреля Быть социально ответственным бизнесом – почетно
Здоровье
19 апреля Вернуть к нормальной жизни
Новости Ленинградской области
19 апреля Спортивные выходные в Ленобласти: покажем силу мышц и остроту ума
Новости Ленинградской области
19 апреля Ленобласть защищает права людей
Новости Ленинградской области
19 апреля Природный газ – в домах Приозерского района
Новости Ленинградской области
19 апреля Тепло добрых сердец
Новости Ленинградской области
19 апреля Разделяй отходы смолоду
Новости Ленинградской области
19 апреля Наведем порядок вместе
Новости Ленинградской области
19 апреля Бороться с огнем регион готов!
Новости Ленинградской области
19 апреля Благоустройство с умом
Новости Ленинградской области
19 апреля Состоялся Слет социальных предприятий Ленобласти
Криминальные вести
19 апреля Полиция расследует смерть пешехода в Гатчине
Криминальные вести
19 апреля Задержаны грабители, избившие жителя Мурино
Криминальные вести
19 апреля Студент из Мурино воспользовался банковской картой пенсионерки
Криминальные вести
19 апреля В Рощино ищут напавшего с молотком на подростка
Криминальные вести
19 апреля В Кировске мужчина едва не убил своего отчима
Криминальные вести
19 апреля В поселке Семрино охранник выстрелил в ногу петербуржцу
Криминальные вести
19 апреля Более трех килограммов наркотиков обнаружено в лесах у Вырицы
^