Главная Истории любви «Из твоих глубоких глаз мерцает целый таинственный мир»

«Из твоих глубоких глаз мерцает целый таинственный мир»

ТРИ МУЗЫ ХУДОЖНИКА ИВАНА АЙВАЗОВСКОГО

Иван Айвазовский с женой Юлией. Неизвестный художник

«Характер моего мужа и прикрытая лишь только наружным лоском, из опасения света, необузданная его натура, все более и более проявлялись в самом грубом и произвольном со мной обращении… Несправедливости и жестокость моего мужа ко мне, грубость и запальчивость внушили как мне, так и детям нашим, непреодолимое к нему чувство боязни и страха до того, что мы вздрагивали, когда слышали приближающиеся его шаги». Это строки из проникнутого отчаянием письма Юлии Гревс – жены знаменитого художника-мариниста Ивана Айвазовского. На своего супруга она пожаловалась самому государю императору Александру II.

РОЗОВАЯ БАЛЕТКА МАРИИ ТАЛЬОНИ

Юлия Гревс была первой женой Айвазовского – художника безумно талантливого, но отличавшегося, действительно, буйным нравом. Однако, судя по некоторые источникам, еще прежде романтические отношения связывали живописца с балериной Марией Тальони. Она блистала во всей Европе, к числу ее поклонников принадлежал даже сам государь. Современники отмечали, что ее танцы были воплощением грации и изящества, однако в то же время в воспоминаниях Авдотьи Панаевой говорилось, что Тальони «была очень некрасива, худенькая-прехуденькая, с маленьким желтым лицом в мелких морщинках»…

Балерина Мария Тальони, неизвестный художник

 

И хотя Тальони была старше Айвазовского на тринадцать лет, некоторые биографы приписывают им яркий роман, который будто бы начался с курьезного инцидента, случившегося в Петербурге. Якобы однажды Айвазвский, будучи еще тогда молодым студентом, попал под колеса кареты, в которой ехала Мария Тальони. К счастью, он не пострадал, зато ДТП стало поводом для знакомства.

После этого Айвазовский бывал на ее выступлениях, а затем в Венеции Айвазовский будто бы предложил ей руку и сердце, но получил отказ… Как отмечают исследователи, не обнаружено каких-либо писем, дневниковых записей, подтверждающих версию о романе Айвазовского и Тальони. Зато есть картина Айвазовского «Вид Венеции со стороны Лидо», на которой художник изобразил себя и Марию Тальони.

Биограф Айвазовского Юлия Андреева считает более вероятной версию, что знакомство произошло в Италии, когда художник уже стал знаменитым. Согласно одной из легенд, на прощание Мария подарила Айвазовскому розовую балетку, сказав, что именно она их разлучила, потому что ее страсть к танцу оказалась сильнее любви к мужчине…

Женился Айвазовский в 1848 году, уже став знаменитым живописцем. В один из приездов в Петербург его представили великосветской вдове, мечтавшей выдать замуж двух своих дочерей. Художник стал обучать их живописи, был весьма прилежен в занятиях, однако дело оказалось вовсе не в дочерях: сердце Айвазовского покорила гувернантка – Юлия Яковлевна Гревс. Недаром в обществе этот брак был воспринят как мезальянс.

Между тем, как отмечают исследователи, Юлия Гревс была девушкой весьма непростой. Она была дочерью британца Якова Гревса – штабс-врача на русской службе. Существует даже версия, что не просто врача, а личного доктора Александра I, загадочным образом исчезнувшего после его смерти. И если бы не исчезновение отца, Юлия могла бы стать фрейлиной императрицы.

Они поженились и поселились в родном городе Айвазовского – приморской Феодосии в Крыму. Биографы отмечают, что Юлия была разочарована: она мечтала блистать в свете, а в результате оказалась далеко от столиц. Однако известно и то, что она помогала мужу в его археологических изысканиях: вела учет находкам, готовила их к отправке в Петербург.

«Я СВЯТО ИСПОЛНИЛА СВОЙ СУПРУЖЕСКИЙ ДОЛГ»

Юлия родила Айвазовскому четырех дочерей. Образование им давали на самом высшем уровне: девочки изучали языки, играли на фортепиано, танцевали, занимались музыкой и литературой. Однако как быть дальше? Айвазовский не мыслил своей жизни вне любимой Феодосии, но Юлия понимала, что там дочерей вряд ли удастся удачно выдать замуж…

С 1860-х годов она на время размолвок с мужем уезжала с дочерьми в Одессу или Петербург. А 8 марта 1870 года она написала прошение Александру II с жалобой на своего супруга. Оно сохранилось в фонде III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, хранящемся в Государственном архиве РФ.

«Молодой, не знающей жизнь и людей, я вышла замуж за художника Ивана Константиновича Айвазовского, с которым была знакома весьма короткое время. Ревнивый и властолюбивый его характер приучил меня к покорности и боязни мужа, – сообщала Юлия Гревс. – Вскоре он повез меня в Феодосию, где я была принуждена жить в продолжение двенадцати лет в кругу многочисленного его семейства, пропитанного воспитанием и нравами восточными – во всем противоположными полученному мной воспитанию, и я подпала под совершенную от них зависимость, под влиянием всех возможных с их стороны интриг с целью поселить раздор между мужем и мной и удалить его от меня и детей для своекорыстных целей…

Постоянные эти волнения и душевные огорчения, невыносимые нравственные страдания и угнетения мало-помалу подточили мое здоровье и наконец вызвали, при других еще причинах, тяжкую болезнь, которая продолжалась три года, и последствия которой до настоящего времени кажутся неизлечимыми…

О перенесенных мной физических страданиях может свидетельствовать одно уже то обстоятельство, что для успокоения невыносимых болей я употребила под руководством медика двадцать восемь фунтов хлороформа.

Болезнь моя, не вызывая сострадания, лишь только усилила озлобление и необузданность моего мужа до варварства, и я нередко подвергалась насилиям, следы которых были видны на всем теле и даже на лице».

Дальше Юлия описывала душераздирающие случаи: мол, однажды муж бросил ее «оземь», причем «от падения и нравственного потрясения кровь пошла у меня горлом». В другой раз набросился с бритвой, угрожая зарезать, в третий – «в припадке бешенства» схватил за горло и начать душить…

«Убежденная по совести, перед Богом, что я свято исполнила свой супружеский долг, что я переносила от мужа сверх своих сил, и не желая срамить отца моих детей судебным преследованием и обнаружением сокровенных семейных тайн – я припадаю к стопам Вашего Величества, моля о справедливости и ограждении моего материнского достоинства, моих человеческих прав, дарованных щедротами Вашими каждой вышедшей из крепостной зависимости крестьянке. Я молю для себя и детей моих одного только спокойствия и ограждения от грубого произвола!», – призывала императора Юлия Гревс.

ТРИСТА РУБЛЕЙ НА ЖЕНУ

До Александра II письмо не дошло: оно застряло в недрах III отделения. Карл-Крамер Кноп, начальник жандармского управления Одессы, и шеф Отдельного корпуса жандармов Петр Шувалов провели проверку того, о чем говорилось в письме Юлии Гревс.

14 марта 1870 года наблюдавший ее и дочерей одесский врач Иларий Гроховский сообщал подполковнику Кнопу: «Состоя в качестве домашнего врача в этом семействе более двух лет, мне нельзя было не заметить каждый раз, что за получением письма от ее супруга болезненные явления у матери ухудшались, и часто такое же ухудшение происходило только от одного ожидания подобного письма. После же каждого приезда супруга в круг семейства такое ухудшение проявлялось в громадных и угрожающих самой жизни размерах…».

Спустя месяц Кноп докладывал Шувалову: «Имею честь донести, что художник И.К. Айвазовский прибыл в Одессу вечером 3 сего апреля и остановился отдельно от семейства, в гостинице. Дочерям, встретившим его на дебаркадере железной дороги, он высказал большое озлобление против их матери, поступок которой называл подлым, но вместе с тем с полной уверенностью объявил, что он на другой день пойдет к генерал-губернатору и покажет жене, что значит на него жаловаться».

На другой день он действительно явился с визитом к генерал-губернатору Новороссии и Бессарабии Павлу Коцебу и был немало удивлен тем, что тот одобрил поступок его жены и знал все подробности его семейной жизни. Айвазовский едва сдерживал свое бешенство, оправдывался тем, что докажет, что жена его жила ему изменяла.

Однако в итоге художник подписал обязательство: «Признавая необходимость жить отдельно от моего семейства, я, нижеподписавшийся, даю сию расписку в том, что я: 1) добровольно разрешаю моей жене Юлии Яковлевой Айвазовской вместе с четырьмя нашими дочерями: Еленой, Марией, Александрой и Иоанной – жить в г. Одессе или в другом городе, по ее усмотрению, а также, в случае надобности, временно выехать за границу, и с этой целью выдаю бессрочный вид на свободное ее с дочерями жительство; 2) на содержание жены моей с дочерями я обязуюсь выдавать ей ежемесячно впредь по триста рублей, а также передать моей жене или уполномоченному ей лицу, принадлежащее ей имение Кринички; 3) выслать моей жене тотчас по приезде моем в Феодосию метрические свидетельства о рождении и крещении наших дочерей.

Условия эти обязуюсь исполнить свято и ненарушимо; но ежели жена и дети пожелают приехать ко мне в Феодосию временно или на постоянное жительство, то я приму их с удовольствием, в чем подписываюсь г. Одесса, апреля 7 дня 1870 года».

После расставания с Юлией Айвазвский пытался возобновить их отношения, но она не соглашалась. В 1877 году они развелись.

«ЖИТЬ ТЕПЕРЬ МНЕ СТАЛО СПОКОЙНО И СЧАСТЛИВО»

Но в жизни Ивана Айвазовского появилась еще одна прекрасная дама – Анна Саркисова. Их первая встреча тоже была случайной и мимолетной… Однажды экипаж художника остановила траурная процессия: хоронили известного в Феодосии купца Саркисова. Вслед за гробом шла его вдова – юная армянка поразительной красоты.

Анна Никитична Бурназян-Саркисова.
Картина Ивана Айвазовского, 1882 г.

 

Айвазовский влюбился как юноша. Через год, в 1882 году, Анна Саркисова стала его женой. Венчание прошл в армянской церкви Сурб Саркис в Феодосии. Художнику было уже 65 лет, она была младше его почти на сорок лет, но подобная разница в возрасте совершенно не мешала их чувствам. Их счастливая жизнь продлилась восемнадцать лет.

Год спустя Айвазовский поведал другу в письме: «Минувшим летом я вступил в брак с одной госпожой, вдовой-армянкой. Ранее с нею знаком не был, да вот о добром ее имени слышал премного. Жить теперь мне стало спокойно и счастливо. С первой женой уже 20 лет не живу и не вижусь с нею вот уже 14 лет. Пять лет тому назад Эчмиадзинский синод и католикос разрешили мне развод… Только вот очень страшился связать свою жизнь с женщиной другой нации, дабы слез не лить. Сие случилось Божьей милостью, и я сердечно благодарствую за поздравления».

Свою молодую жену Айвазовский запечатлел на картинах «Портрет Анны Бурназян-Саркисовой» и «Сбор фруктов в Крыму». В одном из писем жене Айвазовский признавался: «Моя душа должна постоянно вбирать красоту, чтобы потом воспроизводить ее на картинах. Я люблю тебя, и из твоих глубоких глаз для меня мерцает целый таинственный мир, имеющий почти колдовскую власть. И когда в тишине мастерской я не могу вспомнить твой взгляд, картина у меня выходит тусклая».

На картине «Сбор фруктов в Крыму» Айвазовский запечатлел свою жену Анну. 1882 г.

 

Айвазовский и Анна почти не расставались: они были неразлучны и во время путешествий, связанных с организацией выставок в России, Европе и Америке. Жена была его первой помощницей и советчицей. Очень тяжело далась Анне их поездка в Америку в 1892 году. «Жена ужасно тоскует, да и я тоже, пока был очень занят – не замечал, но теперь рад вернуться в Россию», – признавался он по возвращении.

Иван Айвазовский, «Вид Венеции со стороны Лидо», 1855 г.

 

Художник умер в 1900 году и, согласно своему завещанию, был похоронен во дворе армянской церкви в Феодосии, где его крестили и венчали. Анна пережила его больше чем на сорок лет.

После его смерти она стала добровольной затворницей, не делая никаких попыток устроить личную жизнь. Она оставалась в Крыму и во время Гражданской войны, и во время Великой Отечественной, когда полуостров оказался под немецкой оккупацией и ей приходилось менять последние драгоценности на хлеб и крупу… Она умерла в июле 1944 года в возрасте 88 лет и была похоронена рядом с мужем, в сквере армянской церкви, в которой они когда-то венчались.

Комментарии
0
Рекомендуем:
Здоровье
19 апреля Вернуть к нормальной жизни
Новости Ленинградской области
19 апреля Спортивные выходные в Ленобласти: покажем силу мышц и остроту ума
Новости Ленинградской области
19 апреля Ленобласть защищает права людей
Новости Ленинградской области
19 апреля Природный газ – в домах Приозерского района
Новости Ленинградской области
19 апреля Тепло добрых сердец
Новости Ленинградской области
19 апреля Разделяй отходы смолоду
Новости Ленинградской области
19 апреля Наведем порядок вместе
Новости Ленинградской области
19 апреля Бороться с огнем регион готов!
Новости Ленинградской области
19 апреля Благоустройство с умом
Новости Ленинградской области
19 апреля Состоялся Слет социальных предприятий Ленобласти
Криминальные вести
19 апреля Полиция расследует смерть пешехода в Гатчине
Криминальные вести
19 апреля Задержаны грабители, избившие жителя Мурино
Криминальные вести
19 апреля Студент из Мурино воспользовался банковской картой пенсионерки
Криминальные вести
19 апреля В Рощино ищут напавшего с молотком на подростка
Криминальные вести
19 апреля В Кировске мужчина едва не убил своего отчима
Криминальные вести
19 апреля В поселке Семрино охранник выстрелил в ногу петербуржцу
Криминальные вести
19 апреля Более трех килограммов наркотиков обнаружено в лесах у Вырицы
Криминальные вести
19 апреля Пьяная женщина столкнула девочек-подростков под поезд в Саблино
^