Главная Люди и судьбы Двойная игра господаря Валахии

Двойная игра господаря Валахии

ПЫТАЯСЬ ПЕРЕИГРАТЬ И РОССИЮ, И ОСМАНСКУЮ ИМПЕРИЮ, ОН БЫЛ ОБВИНЕН В ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ И РУССКИМИ, И ТУРКАМИ

Петр I на реке Прут. Акварель 1804 г.

Прутский поход Петра I, состоявшийся 310 лет назад, в 1711 году, был, пожалуй, самый неудачной военной операцией за все правление царя-реформатора. Попавшей в окружение русской армии, еще только недавно блиставшей в Полтавской баталии, грозил полный разгром, а самому русскому царю – плен… Естественно, был велик соблазн объяснить столь катастрофическую неудачу изменой и предательством. И таковым многие историки по сей день считают повинным в ней валашского правителя Константина Брынковяну.

УЛЬТИМАТУМ СУЛТАНА

В этот поход Петр отправился со славой победителя шведов и с превеликой надеждой, что он добьется молниеносного успеха над турками, давшими приют его злейшему врагу Карлу XII. Тот после разгрома шведской армии при Полтаве бежал к турецкому султану. Был там принят тепло, но на предложение немедленно начать войну с «московитами» получил сдержанный отказ. Петр тем временем отвоевал у шведов Лифляндию, Эстляндию, захватил Выборг, фактически установил протекторат над Речью Посполитой.

Недруги России, особенно шведы, всячески запугивали Турцию: мол, если русский царь так быстро сумел отобрать столько земель у Швеции, не решится ли он, воодушевленный своими победами, двинуть полки на Константинополь? Ведь мечта водрузить крест на Святой Софии и вернуть ей статус мировой столицы православия на Руси жила с давних пор и никуда не пропадала…

Османская империя долго не решалась выступить против России, взвешивая все «за» и «против». В конце концов султан Ахмет III отправил Петру ультиматум, требуя «ради сохранения мира» допустить в Южную Польшу турецкие гарнизоны для обеспечения безопасности мусульман, вернуть Азов, срыть Таганрог и другие причерноморские крепости. А еще – ни много ни мало: вернуть завоеванные территории шведам, уничтожить Петербург, расторгнуть союз с польским королем Августом и признать польским королем шведского ставленника Лещинского.

Война стала неизбежной. Для Петра было бы наиболее надежным занять оборону и отбиваться от турок, но это грозило обернуться затяжными боевыми действиями, а войска были нужны на шведском театре военных действий. Поэтому русский царь решил перейти в решительное наступление, занять Молдавию, воспользовавшись царившими там антитурецкими настроениями и, переправившись через Прут, следовать к Дунаю. Надежда была и на восстания христиан в турецком тылу: сербов, черногорцев, греков и болгар.

Петр лично возглавил армию, мобилизовав лучших офицеров и генералов, причем как иностранцев, так и русских. Подготовились и турки: они собрали 200 тысяч воинов со всех концов империи. Еще примерно 50 тысяч собрал на поддержку Османской империи крымский хан.

Ставка великого визиря под Прутом. Гравюра 1723 г.

 

«БОГАТ И СИЛЕН, У НЕГО МНОГО ВОЙСКА»

В этой сложнейшей военно-политической комбинации Константину Брынковяну выпала весьма нелегкая роль. Он встал на престол господаря Валахии (южной территории современной Румынии) в 1688 году. Валахия находилась в это время под господством Османской империя, одновременно на нее положили глаз австрийские правители – Габсбурги. Так что Брынковяну приходилось постоянно лавировать между турками, австрийцами и русскими.

От турецкого султана он добился права на пожизненное правление, но взамен был вынужден платить дань в Порту вдвое больше прежней. А когда в 1689 году австрийские войска вторглись в Валахию и захватили Бухарест, Брынковяну обратился за помощью к туркам и крымским татарам. Те пришли на помощь, и австрияки были разгромлены.

В то же время невозможно было игнорировать усиление России. Как отмечает историк Елена Белова, еще в 1698 году к Петру I прибыли представители Валахии: они просили защиты и покровительства. Брынковяну предлагал план совместного похода против турок весной – летом того же года. В случае успеха народы дунайских княжеств были бы не только освобождены от власти Османской империи, но и приведены их под покровительство России. Брынковяну прислал даже проект условий, на основании которых Валахия могла бы войти в состав России. Но – не сложилось…

В июле 1700 года, за несколько месяцев до начала Северной войны, Россия заключила с турками Константинопольский мир, по которому за Москвой остались Азов и построенные крепости Таганрог, Павловск, Миус. Перемирие было заключено на 30 лет. Получив долгожданное известие о мире с Турцией, Петр уже на следующий день решил выступить в поход против шведов.

За содействие в мирных переговорах Петр наградил Брынковяну орденом Андрея Первозванного. Русский посол в Османской империи Дмитрий Голицын заявил Брынковяну, что если турецкое правительство узнает о его сношениях с Москвой и лишит его должности, господарю предоставят политическое убежище в России. И Брынковяну продолжил действовать в пользу России, посылая сведения о политическом, военном, экономическом положении Оттоманской Порты. А после Полтавской битвы, когда подчиненные Османской империи народы стали надеяться на помощь окрепшей России, Брынковяну пообещал русскому царю, что, как только русские войска вступят в Валахию, он даст 30 тысяч добровольцев против турок.

Те догадывались, что Брынковяну ведет тайную игру, и решили в случае его измены сместить его и поставить Дмитрия Кантемира. Крымский хан, рекомендуя Кантемира, сказал султану: «Бранкован богат и силен, у него много войска, он предан русским; неосторожно при настоящих обстоятельствах оставить в его руках Валахию; ежеминутно должно ждать от него измены и помехи успеху нашего оружия. Надобно захватить его, потому что добровольно он не явится в Константинополь; только Димитрий Кантемир в состоянии исполнить это дело, и потому назначьте его молдавским князем…»

Константин Брынковяну

 

ИЛИ ВЫИГРАТЬ, ИЛИ УМЕРЕТЬ

Тем временем война с турками, начавшаяся в 1711 году, развивалась не по самому выгодному для Петра сценарию. Сербы не смогли прорваться к русскому войску, а Брынковяну, враждовавший с Кантемиром, не торопился выйти навстречу русской армии. Царь решил отправить к Брынковяну драгун с предложением немедленно перейти на сторону русских. Но тот, уличенный турками в сговоре с русскими, прекратил общение с Петром.

В июне на Балканах началось восстание. Сербские повстанцы подошли к Дунаю, где они надеялись соединиться с русскими войсками. Однако Брынковяну выдал план войны австрийским властям, и те запретили прохождение добровольцев через границу.

Между тем Петр попросил Рагузинского написать валашскому господарю, чтобы тот поспешил присоединиться к русскому войску и не забыл про свое обещание снабдить войско провиантом. В случае отказа он приказал поступать с Брынковяну как с неприятелем. Вскоре он него прибыл его племянник Фома Кантакузин, который сообщил Петру о действиях Брынковяну: «…в подданстве его царскому величеству весьма медлит и некоторые отговорки от того и несклонность являет, понеже зело богат, и не хочет себя в трудности и опасности вдавать».

Кантакузин убеждал царя, что как только русские вступят в Валахию, Брынковяну немедленно перейдет на сторону России. Обрадованный Петр писал Меншикову: «Мултянский гетман Кантакузин сюда прибыл с… обнадеживанием, что они все готовы, только б что-нибудь войска к ним послать… куды, не мешкав, отправлен генерал Рен со оным гетманом».

Но помощи так и не последовало. Поскольку турки имели четырехкратный перевес в живой силе, Петр был вынужден ограничиваться лишь обороной русского лагеря. Армия встала в прямоугольник, расположив в центре весь свой обоз – кареты, телеги, коляски и лошадей. С внешней стороны каре, чтобы обезопасить лагерь от турецкой конницы, выставили специальные заостренные рогатки.

Русское войско по сути оказалось в ловушке. По свидетельству очевидцев, очень скоро верхние части рогаток были сбиты сабельными ударами, и русские ожидали, что турки вот-вот ворвутся в лагерь. 10 июля положение стало критическим. Петр I позднее писал, что стрельба неприятеля час от часу «умножалась». Оставаться в лагере означало умереть под пулями или от голодной смерти, поскольку «фураж» весь вышел. «…Но пришло до того, – заключает царь: или выиграть, или умереть».

Петру пришлось идти на переговоры и уступки. Завершение Прутского похода тоже овеяно легендами. Согласно одной из них, супруга царя Екатерина настояла на мирном соглашении с турками, а самого великого визиря она подкупила богатыми подарками, отдав ему все свои драгоценности.

Недаром после избавления от беды Петр велел построить в честь своей жены корабль. В 1713 году на воду был спущен 60-пушечный корабль «Святая Екатерина». В 1714 году Петр Великий установил орден Святой Екатерины – «на память присутствия Ея Величества в сражении с турками при Пруте, в таковых опасных обстоятельствах, она оказала себя свыше обыкновенных женщин своего пола, и пред всеми явила твердость и мужество».

Что же касается Брынковяну… Петр признавал, что при сложившихся обстоятельствах «…ежели бы получили викторию над неприятелем, тогда бы еще далее зашли и более бы… Иуде (Брынковяну. – Ред.) поверили, и так без сомнения злее было»…

ТУРКИ ИЗМЕНУ НЕ ПРОСТИЛИ

Прутский мир дорого обошелся России, которая была вынуждена передать Турции крепость Азов. Но в целом Петр считал, что эта потеря – ничто по сравнению с тем, что могло произойти с Россией, если бы визирь отверг предложение о мире.

Историки отмечают, что нельзя не поражаться необыкновенности происшедшего. С одной стороны, польстившись на русские деньги, великий визирь Мехмед-паша упустил возможность войти в мировую историю как полководец, уничтоживший или пленивший всю русскую армию во главе с царем. С другой стороны, совершенно невероятно, что всегда осторожный в военном деле Петр, устремился в столь авантюрный поход к константинопольским проливам…

Что же касается причин того, что Брынковяну так и не пришел на помощь русскому войску (по разумению Петра – совершил коварную измену), то, как считает историк Л.Е.Семенова, у того были свои резоны. Брынковяну опасался, что русские привезут в Румынию с собой нового господаря Фому Кантакузина, о чем ходили слухи.

История на Пруте поставила Брынковяну в чрезвычайную ситуацию: переход на сторону России однозначно привел бы к утрате им власти, к эмиграции в Россию. Поэтому он открыто не перешел на сторону России, но и не воевал вместе с турками.

Между тем султан не простил валашскому господарю двойную игру. Весной 1714 года турки отстранили Брынковяну от власти и со всей семьей привезли в Константинополь, где предложили ему жизнь в обмен на переход в мусульманство. Брынковяну отказался предавать народ и веру. Четыре месяца Константина и его сыновей мучили и пытали.

15 августа 1715 года в присутствии султана, послов иностранных государств – Австрии, России, Франции и Англии, жены и дочерей, турки привели на казнь Брынковяну и четырех его сыновей. Сначала они казнили трех старших. Последним должны были обезглавить двенадцатилетнего Матфея. Тот дрогнул и заявил, что согласен перейти в мусульманство. «Из нашего рода никто не потерял своей веры. Лучше умереть тысячу раз, чем оставить свою древнюю веру и прожить еще несколько лет на земле», – заявил отец.

После чего турки казни и Матфея, и его отца. Головы Константина Брынковяну и его сыновей они надели на пики и пронесли в назидание по улицам Константинополя, а тела мучеников бросили в Босфор. Рыбаки-христиане выловили тела и похоронили их в греческом монастыре на острове Халки. Жена Брынковяну и другие члены семьи, бывшие в тюрьме у турок, спаслись только благодаря огромному выкупу, собранному христианами. Вернувшись через два года на родину, супруга смогла переправить в Бухарест останки мужа и сыновей. Они были похоронены в церкви Георгия Нового.

В 1992 году Румынская православная церковь причислила замученного господаря Константина Брынковяну к лику святых. В Румынии его почитают как национального деятеля, много сделавшего для просвещения страны и пытавшегося отстоять ее независимость. Годы правления Контантина Брынковяну румыны называют эпохой расцвета церковной жизни, науки и архитектуры. У нас же его до сих пор, помня про несчастный Прутский поход, его зачастую считают предателем. Вот такая вот получается история: не бывает одного общего взгляда, каждый смотрит на историю со своей «колокольни».

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
19 апреля Быть социально ответственным бизнесом – почетно
Здоровье
19 апреля Вернуть к нормальной жизни
Новости Ленинградской области
19 апреля Спортивные выходные в Ленобласти: покажем силу мышц и остроту ума
Новости Ленинградской области
19 апреля Ленобласть защищает права людей
Новости Ленинградской области
19 апреля Природный газ – в домах Приозерского района
Новости Ленинградской области
19 апреля Тепло добрых сердец
Новости Ленинградской области
19 апреля Разделяй отходы смолоду
Новости Ленинградской области
19 апреля Наведем порядок вместе
Новости Ленинградской области
19 апреля Бороться с огнем регион готов!
Новости Ленинградской области
19 апреля Благоустройство с умом
Новости Ленинградской области
19 апреля Состоялся Слет социальных предприятий Ленобласти
Криминальные вести
19 апреля Полиция расследует смерть пешехода в Гатчине
Криминальные вести
19 апреля Задержаны грабители, избившие жителя Мурино
Криминальные вести
19 апреля Студент из Мурино воспользовался банковской картой пенсионерки
Криминальные вести
19 апреля В Рощино ищут напавшего с молотком на подростка
Криминальные вести
19 апреля В Кировске мужчина едва не убил своего отчима
Криминальные вести
19 апреля В поселке Семрино охранник выстрелил в ногу петербуржцу
Криминальные вести
19 апреля Более трех килограммов наркотиков обнаружено в лесах у Вырицы
^