Главная Блоги Марина Ляхова: «Постоянная работа над ошибками позволяет избежать нарушений в будущем»

Марина Ляхова: «Постоянная работа над ошибками позволяет избежать нарушений в будущем»

В эти дни Контрольно-счетная палата Ленинградской области отмечает четвертьвековой юбилей. Днем образования палаты принято считать 23 июля 1996 года, когда Губернатор Ленинградской области поддержал инициативу депутатов Законодательного собрания и подписал областной закон «О Контрольно-счетной палате Ленинградской области». С годами возрастали авторитет и значимость палаты как современного и демократического механизма бюджетного контроля. Во многом благодаря ее сотрудникам сегодня бюджетный процесс в Ленинградской области организован на высоком уровне, что неоднократно подтверждалось оценками Министерства финансов РФ.
Накануне юбилея председатель КСП Ленинградской области Марина Ляхова рассказала «Вестям» о проверках, выявленных нарушениях и потенциальных резервах повышения эффективности бюджетных расходов.

– Марина Александровна, Контрольно-счетная палата Ленинградской области проделала большую работу за последний год. Расскажите, каких результатов вам удалось добиться?
– Несмотря на ограничительные меры, принятые Правительством РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), Контрольно-счетной палатой Ленинградской области в полном объеме исполнен План работы на 2020 год.
За прошедший год проведено 8 контрольных и 50 экспертно-аналитических мероприятий. Проверками были охвачены 129 объектов, включая государственные органы Ленинградской области, органы государственной власти Ленинградской области и подведомственные им учреждения, орган управления территориальным государственным внебюджетным фондом Ленинградской области.
Проведены проверки законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию ряда государственных программ Ленинградской области и направлений деятельности органов государственной власти Ленинградской области, а также экспертно-аналитические мероприятия по внешней проверке годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета Ленинградской области за 2019 год, по итогам которых подготовлены 43 заключения (по каждому главному администратору средств областного бюджета).
Параллельно со Счетной палатой РФ проведен мониторинг осуществления федеральных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Ежеквартально проводился анализ оперативной информации об исполнении областного бюджета Ленинградской области в 2020 году, заключения по результатам которого направлялись в Законодательное собрание Ленинградской области, Губернатору Ленинградской области и в Комитет финансов Ленинградской области.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 9 областного закона от 14.10.2011 №77-оз «О контрольно-счетной палате Ленинградской области» Контрольно-счетной палатой осуществлялся анализ оперативной информации об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области в 2020 году.
В Законодательное собрание Ленинградской области направлено 124 заключения (в 2019 году – 104 заключения) на проекты областных законов и проекты постановлений Правительства Ленинградской области.
Объем проверенных бюджетных средств в 2020 году составил 7 694,2 млн рублей (в 2019 году – 5 739,8 млн рублей).
Общая сумма выявленных в 2020 году нарушений составила 704,9 млн рублей (в 2019 году – 140,6 млн рублей).
– Как бы вы оценили общую картину использования бюджетных средств в 47-м регионе? Какие есть возможности оптимизировать бюджетный процесс Ленинградкой области?
– В целом бюджетный процесс в Ленинградской области организован на достаточно хорошем уровне, что на протяжении последних лет подтверждается оценками Министерства финансов РФ о надлежащем качестве управления региональными финансами. При этом устранение нарушений и недостатков, выявляемых Контрольно-счетной палатой, будет способствовать оптимизации отдельных аспектов бюджетного процесса в Ленинградской области.
– Вы возглавляете Контрольно-счетную палату Ленинградской области уже более трех лет. Как за это время менялся круг и объем решаемых задач? Какие изменения претерпели формы финансового контроля?
– Прежде всего, хочу отметить, что в июле этого года Контрольно-счетной палате исполняется 25 лет. На протяжении последних лет Контрольно-счетной палатой совершенствовались методы работы в соответствии с изменениями федерального и областного законодательства, значительно расширился объем и круг решаемых задач, направленных на повышение качества управления государственными финансами, обеспечение достоверности бюджетной отчетности, устранение системных нарушений бюджетного законодательства.
Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. Указанные формы контроля закреплены в ст. 10 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который практически не обновлялся с момента его принятия.
Вместе с тем, в настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находится проект закона, которым предлагается передать контрольно-счетным органам полномочия по осуществлению внешнего муниципального контроля, по осуществлению оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития субъекта РФ, муниципального образования, предусмотренных документами стратегического планирования субъекта РФ, муниципального образования. Данное предложение согласуется со статьей 9 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в соответствии с которой контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований отнесены к участникам стратегического планирования на уровне субъекта РФ и муниципального образования.
В отдельное полномочие предлагается выделить проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг с целью учета положений статьи 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающих соответствующее полномочие контрольно-счетных органов.
– Назовите самые распространенные нарушения, которые выявляют инспекторы региональной КСП. Есть ли среди нарушителей такие, которые не выявлялись долгое время?
– Структура выявляемых нарушений остается достаточно стабильной. Наиболее распространенными нарушениями при формировании и исполнении бюджетов (38,9%), согласно Классификатору нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 17.12.2014 (далее — Классификатор нарушений), являлись:
нарушения порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели;
нарушения порядка определения объема и предоставления из областного бюджета субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
нарушения порядка и условий оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений;
нарушения при выполнении государственных (муниципальных) задач и функций государственными органами и органами местного самоуправления;
нарушения требований к договорам, заключенным в связи с предоставлением бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.
Наиболее распространенными нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (49,5%) (далее – законодательство о контрактной системе в сфере закупок) среди проверенных государственных и муниципальных заказчиков Ленинградской области, согласно Классификатору нарушений, являлись:
нарушения при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками;
нарушения при организации и проведении ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков;
нарушения условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации; приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, не соответствующих условиям контрактов (договоров);
внесение изменений в контракты (договоры) с нарушением требований, установленных законодательством;
неприменение мер ответственности по контрактам (договорам) (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафов) с недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При формировании плана работы на предстоящий год мы исходим, прежде всего, из того, чтобы проверочными мероприятиями были охвачены разные главные распорядители средств областного бюджета, относящиеся к различным отраслям экономики и социальной сферы. При этом внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета Ленинградской области ежегодно проводится Контрольно-счетной палатой в отношении абсолютно всех главных распорядителей бюджетных средств.
Однако, проверить каждый год все подведомственные учреждения по полному перечню вопросов, относящихся к компетенции Контрольно-счетной палаты, конечно, не представляется возможным.
Поэтому крайне важным представляется проведение органами исполнительной власти Ленинградской области по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты так называемой «работы над ошибками», в ходе которой внимательно изучаются, анализируются результаты проведенных мероприятий, информация о выявленных недостатках и нарушениях доводится до всех подведомственных учреждений с целью недопущения подобных нарушений в дальнейшем.
– Контрольно-счетная палата проводит внезапные проверки или о них всегда известно заранее?
– Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе годового плана работы, который размещается до начала очередного финансового года на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу www.ksplo.ru.
Годовой план работы состоит из двух разделов: экспертно-аналитическая деятельность и контрольная деятельность. Каждый пункт годового плана работы содержит: наименование мероприятия, срок проведения мероприятия, перечень ответственных за проведение мероприятия должностных лиц.
Таким образом, объекты контроля имеют возможность ознакомиться с планируемыми Контрольно-счетной палатой мероприятиями и сроками их проведения.
– Бывают ли случаи, когда проверяемая структура не согласна с результатами вашей работы? Как решается спорный вопрос?
– В соответствии со ст.15 областного закона от 14.10.2011 № 77-оз «О Контрольно-счетной палате Ленинградской области», по итогам проведенных контрольных мероприятий ответственные должностные лица Контрольно-счетной палаты составляют и подписывают акты, которые доводятся до сведения руководителей проверяемых органов (организаций).
В случае несогласия с содержанием акта (полностью или частично) руководитель проверяемого органа (организации) в течение 10 рабочих дней со дня получения акта представляет замечания (разногласия) к нему в Контрольно-счетную палату.
Полученные от руководителей органов (организаций), являвшихся объектами проверки, протоколы разногласий, пояснения, замечания рассматриваются на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты Ленинградской области с участием руководителей проверяемых органов (организаций), депутатов Законодательного собрания Ленинградской области, представителя финансового органа Ленинградской области.
По итогам рассмотрения протокола разногласий коллегия Контрольно-счетной палаты принимает решение об их обоснованности либо необоснованности и направляет его в письменной форме руководителю проверяемого органа (организации).
Кроме того, по результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетная палата вправе вносить в проверяемые органы (организации) и их должностным лицам представления и предписания, которые могут быть обжалованы в установленном действующим законодательством порядке.
– Часто ли приходится сталкиваться с фактами коррупции? Становится ли их меньше?
– Полномочия Контрольно-счетной палаты Ленинградской области, как органа внешнего государственного финансового контроля, по выявлению признаков коррупционных правонарушений установлены федеральным и областным законодательством: к ним отнесено участие в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.
Как следует из ч. 8 ст. 16 областного закона от 14.10.2011 № 77-оз «О Контрольно-счетной палате Ленинградской области» в случае, если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств бюджета Ленинградской области и (или) местного бюджета, а также средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Ленинградской области, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, Контрольно-счетная палата в установленном порядке передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.
Таким образом, противодействие коррупции осуществляется в форме выявления коррупционных рисков, коррупционных признаков в действиях (бездействиях) должностных лиц объектов контроля.
Квалификация же коррупционных правонарушений в качестве уголовно наказуемого деяния (дача взятки, злоупотребление должностными полномочиями или превышение должностных полномочий, коммерческий подкуп и иное), в том числе установление признаков состава соответствующего преступления, наличие причиненного ущерба интересам государства и общества, а также получение личной выгоды конкретными должностными лицами не осуществляется в ходе контрольного мероприятия, поскольку относится к компетенции правоохранительных органов.
– Удалось ли благодаря вашей работе вернуть в бюджет финансовые средства, которые были ненадлежащим образом использованы?
– В случае установления в ходе контрольной деятельности фактов нарушений, свидетельствующих о незаконном использовании средств бюджета, требования о возврате денежных средств направляются Контрольно-счетной палатой в составе представлений, вносимых в проверяемые органы и организации.
В 2020 году Контрольно-счетной палатой Ленинградской области в адрес проверяемых органов, организаций внесено семь представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению причиненного бюджету Ленинградской области ущерба, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Проводимая органами государственной власти работа по исполнению представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты, в том числе направленных в предшествующие годы, находится на постоянном контроле, который осуществляется должностными лицами Контрольно-счетной палаты до полного исполнения требований, содержащихся в представлениях и предписаниях.
В результате этой работы устранено нарушений на общую сумму 667,8 млн рублей (в 2019 году – 7,3 млн рублей, в 2018 году – 5,1 млн рублей, в 2017 году – 0,5 млн рублей), в том числе устранено нарушений путем выполнения работ, а также приведения объемов и стоимости выполненных работ в соответствие с фактически выполненными работами – на общую сумму 30,1 млн рублей.
Обеспечен возврат средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ на общую сумму 12,6 млн рублей (в 2019 году – 5,8 млн рублей, в 2018 году – 4,9 млн рублей, в 2017 году – 0,5 млн рублей), из них в областной бюджет Ленинградской области – 11,5 млн рублей (в 2019 году – 5,8 млн рублей, в 2018 году – 4,1 млн рублей, в 2017 году – 0,5 млн рублей).

Комментарии
0
Рекомендуем:
Здоровье
28 сентября Коронавирус выявили в 95 городах и поселках Ленобласти (28.09)
Здоровье
27 сентября Коронавирус выявили в 100 городах и поселках Ленобласти (27.09)
Новости Ленинградской области
24 сентября Балтийский ветер инвестиций
Новости Ленинградской области
24 сентября Ленобласть готова к новым вызовам
Новости Ленинградской области
24 сентября Леноблизбирком установил результаты выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва
Здоровье
24 сентября Коронавирус в Ленобласти: в регионе снизились темпы вакцинации от COVID-19 (24.09)
Власть
24 сентября Александр Соклаков: «Благоустройство – лучший подарок на день рождения»
24 сентября Ленобласть ободряет тех, кто ищет работу
24 сентября Страна людьми славится! (24.09)
24 сентября Безопасный микрозаем: миф или реальность?
Ленинградская область: культурные события
24 сентября Культурные мероприятия – визитная карточка Ленобласти
Ленинградская область: культурные события
24 сентября Область раскрывает тайну гробницы Александра Невского
24 сентября Разъяснение законодательства (24.09)
Криминальные вести
24 сентября В Санкт-Петербурге членам организованной преступной группы предъявлено обвинение в совершении мошенничества с недвижимостью умерших граждан
Криминальные вести
24 сентября Пьяный житель Ленобласти устроил стрельбу ради развлечения
Криминальные вести
24 сентября Задержан петербуржец, похитивший девочку из Ленобласти
Криминальные вести
24 сентября Блогерше, которая подожгла бездомному волосы, грозит уголовка
Криминальные вести
24 сентября В Сланцах женщина чуть не убила подростка
^