Главная Люди и судьбы «Ты царица этого мирка, а я его царь»

«Ты царица этого мирка, а я его царь»

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

 «Такая у меня явилась потребность тебя любить и с тобой жить душа в душу, что минутку свободную хочется отдать тебе… За каждодневными заботами, имея тебя под рукой, я, неблагодарный, меняю тебя на театр, а в разлуке не могу думать даже о театре». Это строчки из письма легендарного актера и театрального педагога Константина Станиславского своей жене Марии Лилиной.

Похитила кончик сердца

Мария Петровна Перевощикова, внучка московского профессора, дочь почетного нотариуса, окончила с золотой медалью Екатерининский институт благородных девиц, осталась там работать классной дамой… Но в тайне она мечтала о театре.

Нарушая правила института, она взяла себе псевдоним «Лилина» и вышла на сцену Московского общества искусства и литературы, которым в то время руководил Станиславский. Дебют оказался громким, о ней заговорила пресса и, разумеется, псевдоним не помог: Марию узнало начальство, и она лишилась работы. Однако на фоне встречи со Станиславским, определившим всю ее дальнейшую жизнь, потеря работы в Екатерининском институте было едва ли не сущей ерундой…

Константин Алексеев, более известный как Станиславский, тоже был фанатически предан театру. И его первая любовь также связана с театральным искусством: однажды на приеме у императора Константин встретил балерину Анну Иогансон, солистку Императорских театров, и влюбился в нее без памяти. По признанию самого Станиславского, она «успела похитить кончик моего сердца».

Но любовь к балерине была совершенно безответной. Юного театрала утешила горничная – Авдотья Копылова. Отношения зашли далеко, у Авдотьи родился сын. В семье его не отвергли, а всячески заботились, дали прекрасное образование. Владимир Сергеевич Сергеев впоследствии стал профессором истории.

Все попытки женить сына на приличной девушке оборачиваются провалом: он постоянно крутил романы с актрисами. В какой-то момент, Константин с головой ушел в работу: ему доверили управлять фабрикой, он провозгласил: «Алексееву в театре не место!». Однако через некоторое время на театральных подмостках появился молодой человек, весьма похожий на Константина, с приятным мягким голосом, статный, но по фамилии Станиславский. А затем, в феврале 1888 года, произошло его знакомство с Марией Лилиной.

Они играли влюбленных в постановке «Коварство и любовь». Зрители удивлялись, что им так легко давались романтические сны. А все было просто: им не надо было ничего изображать. «Мы слишком естественно целовались, — признавался потом Константин Станиславский. – И наш секрет открылся, в том числе и для нас самих».

Спустя год, 5 июля 1889 года, они обвенчались, после чего отправились в роскошное свадебное путешествие в Европу.

«Твой друг, раб и господин Костя»

«Фуфинька! Жду Вашей телеграммы, а Вы забыли и думать обо мне. Мое сердце в десять раз больше, чем вчера, — писал Станиславский будущей жене незадолго до свадьбы. — Удивительно, что со мной творится. Заснул вчера в 5 часов с Вашей карточкой в руке и с зажженной свечой. Проснулся в 9 и расхохотался, вспомнив, как Вы вчера смеялись, когда я рассказывал уж не помню что. Мне ужасно понравилось, как Вы смеялись. Пыхтел, пыхтел, но заснуть не мог, все из-за Вас. (Не могу писать на «вы», не взыщите.)…

В 10 1/2 часов я встал, и к родителям. Трогательная сцена. На этот раз папаня, очевидно, был не в красноречивом расположении духа, тем не менее счел не лишним указать на тяжелые стороны брака. Это обязанность отца, сказал он, ужасно довольный. Его ужасно порадовала новость, а мне стало досадно, что все идет как по маслу. Мне все-таки хочется увезти тебя. Придраться бы к чему-нибудь, да и поссориться.

В заключение папаня поручил мне поцеловать тебя от него, но вспомнив, что по этикету целоваться рано, просил поцеловать руку. Как ты думаешь, целовать ли руку или в губки бантиком… (по-моему, у тебя губки бантиком). Кажется, я этого не говорил ни разу!

Долго ждал маманю. Наконец дождался и пролил слезы умиления. Сцена была трогательная. Тут я не выдержал и показал все твои карточки. Нашли, что ты на карточках красавица и немного прикрашена. Стало быть, в жизни ты только хорошенькая, а, по-моему, у тебя просто глупая мордочка…».

Спустя несколько дней Станиславский писал Марии Лилиной: «Порыв к школьничеству несколько утих, и я спокоен и главное, что меня радует: уверен. Это чудное настроение. Я глубоко стал верить и в тебя, и в себя. От вчерашнего нашего райского вечера у меня нарисовалось в памяти художественное впечатление. Знаешь, что мне больше всего понравилось. Наш взаимный, бессловесный взгляд, один стоивший любовного бреда вчерашнего вечера. В эту минуту, когда я смотрел на тебя, в то время, как ты лежала головкой до подушки, я был Ромео, ты — Джульетта, способные на все, по крайней мере, я был таковым…

Нет сомнения, что ты меня излечила. Вот отчего мне стало невыносимо быть одному, и я дошел до того, что целую твои портреты, по утрам и вечерам здороваюсь с ними и прощаюсь, словно институтка. Вероятно, я всю жизнь буду так. Без тебя апатичный, как был раньше. При тебе школьник, каким был все эти дни».

А это – из письма, написанного Станиславским за полтора месяца до свадьбы: «Маруська! Спал хорошо. Проснулся поздно и чувствовал себя как будто уже женатым. Вероятно потому, что вся обстановка напоминала мне о твоем вчерашнем посещении. Сегодняшняя разлука представляется мне маленьким путешествием на Кавказ, куда я удеру, если ты меня будешь плохо любить».

И совсем уже перед самой свадьбой: «Маруська! Никогда я тебя так не любил, как сегодня. Вчерашний день оставил такое чудное впечатление, что я готов молиться на тебя. Теперь я не сомневаюсь, что мы рождены друг для друга. Прежде я только надеялся на это, но вчера я это почувствовал сердцем и проверил умом. Кажется, ты ничего особенно умного не сказала мне, но несколько твоих фраз до того определили мне как твою чуткость, так и простоту взгляда на жизнь, естественность ума, свойственную только хорошим и сердечным женщинам.

Такие женщины — мой идеал, и кроме них никто не может нравственно действовать на меня с такою силою, как они. Я готов верить, что, независимо от самой себя, ты будешь держать меня в руках, и я перестану быть Дон Кихотом. Воспоминания вчерашнего экстаза после сердечного разговора тоже восхитительны. Это женственно и даже красиво. Кроме того, вчера, по-моему, ты была красавицей. Стоит мне закрыть глаза, и ты стоишь передо мной такой, как была вчера в твоей симпатичной кофточке».

Подпись нередко была разной: «Твой Кокося», «Твой Ромео Кокося», «Люблю до сумасшествия и навсегда твой Костя»… И даже такая: «Твой друг, раб и господин Костя».

Неудача Айседоры Дункан

Отныне Мария Лилина стала его главной актрисой и в жизни, и в театре. Но при этом на репетициях он упорно звал ее по девичьей фамилии – Перевощикова, и не делал никаких поблажек. На вопрос, как ему удается противостоять вниманию стольких поклонниц, Станиславский отвечал: «В этом отношении я эгоист. Еще увлечешься, бросишь жену, детей…».

Знаменитая танцовщица Айседора Дункан рассказала в своих мемуарах, как она пыталась соблазнить Станиславского и как он, ответив на ее поцелуй, немедленно отстранился и спросил, что бы они стали делать с будущим ребенком. Он привык, чтобы дети воспитывались под его наблюдением, а «это бы оказалось затруднительным при моем настоящем семейном положении». Когда через несколько лет Айседора поведала этот эпизод Лилиной, та развеселилась и воскликнула: «О, но это на него так похоже! Ведь он относится к жизни очень серьезно».

«Беднюлька моя, слабушка! Как ты меня опечалила сегодняшним письмом, не могу тебе рассказать, — писал Станиславский жене в мае 1896 года. — Не тем ты меня огорчила, что ты чувствуешь себя не совсем хорошо. Я не ждал и не жду скорого исцеления и понимаю, что ни нервы, ни малокровие скоро не проходят, а тем ты меня огорчила, что ты уж очень падаешь духом и скоро раскисаешь. Ну можно ли так распускать свои нервушки. Голубоничка, не думай, что это упрек. Я отлично понимаю, что не хватает человеческого терпения переносить такую упорную болезнь; пишу же тебе, чтобы ты подбодрилась и не ухудшала своего положения распусканием нерв.

…Голубоничка, как ни грустно, а расставанье с тобой для меня очень полезно. Я всю эту неделю люблю тебя, как никогда не любил, даже женихом, и будь ты теперь здесь, я бы тебя, например в данную минуту, исцеловал и искомкал своими ласками, измучил бы своими любезностями…».

И еще одна позволю себе привести одну цитату из письма Станиславского: «Прощай, голубоничка, ужасно тебя люблю и чувствую неудовлетворенность, так как не знаю, чем выразить любовь, куда ее направить. Кажется, мне даже доставляет удовольствие, или удовлетворение — приносить тебе жертвы, пожалуй, даже скучать для тебя; конечно, это только прицепки. На самом деле ужасно хочется — ласкать тебя, нежить, не ради дурного чувства, а ради выражения или избытка любви. Вот для чего эти отношения необходимы…».

Но при всем том окончание писем было таким же игривым, как и прежде: «Целую, люблю, обожаю. Котик», «Весь твой Котунчик», «Обнимая, душу и страшно люблю». Или так: «Весь твой, обожающий тебя и нежно сочувствующий и жалеющий Котик». А одно обращение чего стоит: «Красоточка моя, женушка ненаглядная, неземной ангелочек!».

«Самый уютный уголок в свете»

В семье Станиславского и Лилиной родилось трое детей, но дожить до совершеннолетия удалось только двоим: старшая дочь Ксения умерла от пневмонии в младенчестве, а о судьбе младшего сына Игоря, заболевшего туберкулезом, мало что известно. Осталась средняя дочь Кира. Станиславский писал другу в письме: «Вчера Бог послал нам дочку. Имя ей Кира Константиновна». Она родилась в 1891 году и прожила 86 лет. Актер не ошибся в своих надеждах: Кира оказалась его верной продолжательницей. Она стала живописцем, графиком, в последствии директором музея Константина Станиславского…

Как отмечал ее муж художник Роберт Фальк, Кира была одарена «бешеным талантом к живописи» и обладала чудесным меццо-сопрано. Их дочь, получившая необычное имя Кирилла, ставшая известным переводчиком на французский язык русских стихов и прозы.

Что же касается Станиславского и Лилиной, то настоящей драмой для них стали события 1917 года.. Спасение от непростых реалий жизни Константин Сергеевич и Мария Петровна находили в театре и в любви друг к другу. «Любовь к женщине — одно, а любовь к театру — другое, — отмечал Константин Станиславский в одном из своих писем. — Совсем два разных чувства, одно не уничтожает другое».

И – еще строчки из письма актера, адресованного жене: «Наш мирок — это самый уютный уголок в свете… Ты царица этого мирка, а я его царь, и вся прелесть его в том, что больше никого в нем нет, кроме нас двоих… Когда в большом мире холодно — у нас разводится тепленький огонек, и мы согреваем друг друга. Когда наружи слишком хлопотливо и суетно, мы обнимаем друг друга и отдыхаем, хоть часик, но в тепле и окруженные заботой и любовью. Когда там люди остервенятся до степени зверей и искусают нас, мы сходимся и зализываем, залечиваем раны, а когда сами наделаем ошибок и глупостей, мы не браним друг друга, как все, а с поцелуями выпрашиваем друг у друга раскаяния и обещания не повторять ошибок. Все окажутся бессильными против могущества нашей любви, и никакие враги и противники не страшны нам…».

 

Комментарии
0
Рекомендуем:
Власть
22 апреля Ответы на вопросы, поступившие Губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко (22.04)
Дорогие мои старики
22 апреля График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в МАЕ 2024 года
Новости Ленинградской области
19 апреля Быть социально ответственным бизнесом – почетно
Здоровье
19 апреля Вернуть к нормальной жизни
Новости Ленинградской области
19 апреля Спортивные выходные в Ленобласти: покажем силу мышц и остроту ума
Новости Ленинградской области
19 апреля Ленобласть защищает права людей
Новости Ленинградской области
19 апреля Природный газ – в домах Приозерского района
Новости Ленинградской области
19 апреля Тепло добрых сердец
Новости Ленинградской области
19 апреля Разделяй отходы смолоду
Новости Ленинградской области
19 апреля Наведем порядок вместе
Новости Ленинградской области
19 апреля Бороться с огнем регион готов!
Новости Ленинградской области
19 апреля Благоустройство с умом
Новости Ленинградской области
19 апреля Состоялся Слет социальных предприятий Ленобласти
Криминальные вести
19 апреля Полиция расследует смерть пешехода в Гатчине
Криминальные вести
19 апреля Задержаны грабители, избившие жителя Мурино
Криминальные вести
19 апреля Студент из Мурино воспользовался банковской картой пенсионерки
Криминальные вести
19 апреля В Рощино ищут напавшего с молотком на подростка
Криминальные вести
19 апреля В Кировске мужчина едва не убил своего отчима
^