Главная Люди и судьбы Измена в высшем эшелоне

Измена в высшем эшелоне

Кто проложил дорогу террористам из «Народной воли» и сделал гибель Александра II неминуемой

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

Признаться, мне не по душе конспирологические версии, объясняющие исторические события заговорами и изменами. Однако в данном случае – речь об убийстве императора Александра II, случившемся 140 лет назад, в марте 1881 года, — без «теории заговоров» просто не обойтись. Да, царя убили представители партии «Народная воля», — в этом нет никаких сомнений. Но сопоставление исторических источников невольно наводит на мысль, что революционерами просто воспользовались те, кто тоже в не меньшей мере был заинтересован в устранении императора. Вот и получается, что убийство царя-реформатора стало результатом измены и заговора в высших эшелонах власти.

 

Победоносцев – душа заговора

Как известно, серию покушений на императора открыл выстрел Каракозова у Летнего сада, прозвучавший 4 апреля 1866 года. Спустя тринадцать лет, в 1879 году, смертный приговор царю вынес исполнительный комитет «Народной воли». Происходило это на фоне ухудшения отношений между наследником, его окружением и императором.

Получалась парадоксальная ситуация: в гибели императора были заинтересованы не только радикальные революционеры. Недовольство против царя назрело внутри самой правящей элиты. Более того, можно утверждать, что секретные службы знали о готовившемся покушении на царя и дали свершиться тому, чего можно было избежать. Иными словами, измена проникла в самые высшие уровни власти.

Как отмечал историк Борис Ананьич, между царем и наследником, будущим императором Александром III, сложились очень натянутые отношения. Немалую роль в этом сыграл наставник наследника обер-прокурор Синода Константин Победоносцев, без стеснения воспитывавший своего ученика в атмосфере враждебности по отношению к политике царствовавшего отца. Мол, не в ту сторону ведет отец корабль российской государственности, ослабляет самодержавные устои, сам же за это может и поплатиться!..

Ряд историков вообще полагает, что Победоносцева можно с полным правом считать душой заговора против Александра II. Сам он считал себя спасителем отечества, борцом за самодержавную идею... В конце 1878 года через министра Императорского Двора графа Александра Адлерберга Победоносцев узнал, что император склоняется в в пользу конституционного устройства России, хотя и в крайне усеченной форме и не сразу, а в перспективе.

Обер-прокурор считал, что все это будет означать гибель империи и самодержавия. Однако введение в освобожденной от турков Болгарии конституции, созданной под личным контролем Александра II и утвержденной в апреле 1879 года в городе Велико-Тырнове (поэтому она называлась «Тырновской»), убедило Победоносцева в серьезности намерений русского монарха.

Александр II не мог не замечать настроя Победоносцева, и тот чувствовал, что царь к нему стал относиться с подозрением. Однако обер-прокурор продолжал свою линию поведения, подогревая оппозиционные императору настроения у наследника и у его окружения.

В результате вокруг наследника постепенно объединилась значительная группа противников реформаторского курса Александра II. В декабре 1879 года Победоносцев уже не просто, как это бывало прежде, жаловался своим корреспондентам на то, что ему «надоели преобразования» императора, но отзывался о нем как о человеке ничтожном и ни на что не способном. Александр II, между тем, поддерживал и усиливал реформаторское влияние генерала Михаила Лорис-Меликова.

Был и еще один политический «игрок» — Александр Комаров, занимавший с 1878 года должность начальника Петербургского губернского жандармского управления. К середине 1879 года посредством своей агентуры он контролировал практически все революционное подполье Петербурга и Москвы. Действуя заодно с Победоносцевым, он знал едва ли не о каждом шаге «народовольцев».

Династический переворот?

Были у императорского двора и другие причины недовольства Александром II. Виной всему был роман императора с Екатериной Михайловной Долгоруковой. Александр II вообще был человеком весьма любвеобильным. «Умиление моего мужа» — так супруга Александра II Мария Александровна называла многочисленные любовные увлечения своего супруга.

Конфликт внутри царской семьи обострился после смерти Марии Александровны, случившейся 22 мая 1880 года. Прошло всего полтора месяца со дня ее кончины, и 6 июля 1880 года царь тайно обвенчался с Долгоруковой. Кстати говоря, разница между ними составляла больше тридцати лет.

Александр II даже подписал в Сенате акт о своем вступлении в морганатический брак с Долгоруковой и о предоставлении ей титула Светлости и имени княгини Юрьевской. То же имя и титул получили их дети – восьмилетний Георгий, семилетняя Ольга и двухгодовалая Екатерина.

Еще в 1876 году Александр II написал завещание, в котором оставил любовнице три миллиона рублей, положенные на ее счет в банке. Женившись на Долгоруковой через 40 дней после смерти супруги, особо оговорил ее право проживать в Зимнем дворце со своими детьми. Та оказалась дамой весьма расчетливой и прагматичной, и время это еще больше подтвердило…

Ставшее широко известным новое положение Юрьевской встретило оппозицию при дворе. Фрейлина Александра Андреевна Толстая, принадлежавшая к «партии императрицы», утверждала, что общественное мнение как во дворце, так и в городе возбуждено. Есть свидетельства о том, что Александр II задумывал коронацию княгини Юрьевской, причем образцом и прецедентом должна была послужить коронация Екатерины I. Поиск сведений об этом событии уже начался в московских архивах, а будущая императрица уже даже заказала в Париже мантию для своей коронации.

Наследник, будущий Александр III, не одобрял брак отца. Лорис-Меликов вспоминал, что однажды в порыве гнева царь даже заявил наследнику, что отправит его вместе с семьей в ссылку.

По словам Куломзина, близкого тогда ко Двору и занимавшего при Александре III пост управляющего делами Комитета министров, наследник объявил императору: если состоится коронация Юрьевской, он с женой и детьми уедет в Данию. На что последовала угроза со стороны Александра II в случае такого отъезда объявить наследником престола сына, рожденного до брака от Юрьевской – Георгия. Вот почему окружение наследника престола видело для себя в возможной коронации Юрьевской серьезную угрозу.

«Меня преследуют убийцы»

По всей видимости, Александр II предчувствовал беду. Причем он ощущал себя как в ловушке. С одной стороны, настоящую охоту на него объявили революционеры, с другой, — измена зрела среди собственных родственников, приближенных и высших сановников. Круг лиц, кому царь мог абсолютно доверять, становился все более узким.

Со слов придворного архиерея Никольского, фрейлине Толстой стали известны слова царя, произнесенные им тогда, когда он отдавал приказание подготовить все к обряду его венчания с Долгоруковой: «Я хочу умереть честным человеком и должен спешить, потому что меня преследуют убийцы».

Другая фрейлина императрицы, Дарья Тютчева, подавшая в конце 1880 года в отставку и покинувшая Зимний дворец, говорила Толстой, что у нее предчувствие, будто бы скоро все переменится: всего через три-четыре месяца «вся гадость будет выметена из Зимнего дворца». Что она имела в виду – сложно сказать. Но именно столько времени оставалось до рокового взрыва бомбы на Екатерининском канале…

Не секрет, что царю доставляли на ознакомление подпольную литературу, издававшуюся революционерами. Но он был человеком решительным и в определенной степени даже бесстрашным: об этом говорит и сам факт проведения им «Великих реформ», на которые он решился, в отличие от всех своих предшественников на посту императора. И даже после взрыва в Зимнем дворце, устроенном в феврале 1880 года Степаном Халтуриным, остался в Зимнем. В отличие от Александра III, который практически сразу же после убийства отца укрылся в Гатчине.

Знала ли царская охрана о готовившемся покушении народовольцев? Дмитриев-Мамонов, возглавлявший перед 1 марта 1881 года охрану царя и его семьи, вспоминал впоследствии, что в сообщениях о готовившемся покушении не было недостатка, однако все они были анонимны. Но утром 1 марта было получено подписанное сообщение, в котором место и обстоятельства покушения были названы, как потом оказалось, совершенно правильно.

Дмитриев-Мамонов, по его словам, отнес письмо министру императорскому двора графу Адлербергу, в подчинении которого находился, и доложил о необходимости отменить в этот день выезд или изменить маршрут. Тот ответил: государь, мол, приказал оставить его в покое и не докладывать ему о готовившихся покушениях.

Спустя несколько дней, уже после смерти Александра II, Адлерберг заявил, что ничего подобного покойный государь не приказывал. Дмитриев-Мамонов оказался «крайним» и был отправлен вице-губернатором в Омск. На этом посту он пробыл все царствование Александра III, считая себя сосланным.

Что же касается Александра Комарова, то его спустя почти два года после событий 1881 года тоже перевели подальше из Петербурга – в провинциальный Воронеж на должность начальника жандармского управления. Затем был переведен на аналогичную должность в Варшаву, в марте 1887 года был назначен губернатором Петроковской губернии с «зачислением по армейской пехоте». В 1889 году получил чин генерал-лейтенанта и в следующем году вышел в отставку.

«Вмешался не в свое дело»

Еще одна примечательная личность в той истории, которая оставалась в тени «большой политики», — помощник начальника «Охранной стражи» III Отделения Карл-Юлиус Иоганнович Кох. Службу свою он начал унтер-офицером в Алексопольском пеыхотном полку, участвовал в подавлении польского мятежа 1864 года, затем окончил Варшавское пехотное юнкерское училище. В декабре 1874 года добился перевода в Отдельный корпус жандармов, был зачислен в штат Санкт-Петербургского жандармского дивизиона.

Помощником начальника «Охранной стражи» он стал в 1876 году. Впервые имя Коха стало широко известно в России после того, как он спас императора во время покушения на него 2 апреля 1879 года, совершенного Соловьевым. После этого 33-летнего Карла-Юлиуса Коха назначили начальником «Охранной стражи».

«После смерти Александра II множество мемуаристов в один голос утверждали, что только их советы и действия могли спасти царя. Не остался в стороне и Кох», — отмечает историк Игорь Зимин, досконально изучивший отношения при императорском дворе. Много лет спустя Карл-Юлиус Кох писал министру императорского двора В.Б. Фредериксу, что пытался усилить личный состав «Охранной стражи» («стариков уволить, охрану увеличить»), но его обращения к министру внутренних дел графу Лорис-Меликову остались без ответа.

В момент последнего покушения, как следует из рапорта Коха, именно он сбил с ног Николая Рысакова, метнувшего первую бомбу, которая не нанесла царю вреда. Кох поставил террориста на колени, изъяв у него револьвер и кинжал. Затем, передав задержанного охране, он выхватил из ножен саблю и, предполагая, что в собравшейся толпе может быть сообщник, приказал казакам отгонять от царя людей.

«Но вмешавшийся не в свое дело полицмейстер полковник Дворжицкий (потом прославленный врун чуть ли не в герои) позволил, идя за Государем, крикнуть мне: «Капитан, что вы делаете, вложите вашу шашку в ножны – ведь это не 2 апреля Владимира получать». … Я вложил шашку в ножны, и мы успели пройти за Государем каких-нибудь 10-15 шагов, как из толпы сбежавшегося народа выделился второй злодей Гриневицкий и бросил под ноги государя бомбу», — вспоминал Кох.

Несмотря на полученную контузию (по свидетельству очевидцев, «взрыв растерзал шинель капитана и сорвал с его мундира все ордена»), Кох выступил на судебном процессе по делу 1 марта 1881 года в качестве свидетеля. Впоследствии он продолжил службу в Отдельном корпусе жандармов на второстепенных должностях. Несколько лет Кох находился в распоряжении коменданта Петропавловской крепости, где заведовал арестантами, содержащимися в Трубецком бастионе, затем возглавлял службу паспортного контроля в Петербургском морском порту. В сентябре 1889 года его перевели в резерв Штаба корпуса жандармов…

Сергей Евгеньев

Специально для «Вестей»

Комментарии
0
Рекомендуем:
29 марта Жительницу Волхова подозревают в организации борделя в Выборге
Криминальные вести
29 марта Пенсионерка стала пособницей мошенников, грабивших других пенсионеров
Криминальные вести
29 марта Оружие, поддельные документы и 15 кг кокаина: ФСБ задержала в Ленобласти продавца наркотиков
27 марта От Ленобласти до Заполярья: ФосАгро расширяет горизонты
27 марта Теракт в «Крокус Сити Холл» – трагедия всей страны
Новости Ленинградской области
27 марта Ленобласть скорбит о жертвах трагедии
Новости Ленинградской области
27 марта Меры безопасности усилены
Новости Ленинградской области
27 марта А за окном тепло
Новости Ленинградской области
27 марта Снежный слалом
Новости Ленинградской области
27 марта Спасибо за ваш ратный труд!
Новости Ленинградской области
27 марта Cалака пошла! Корюшка — на старте
Новости Ленинградской области
27 марта Меховая прелесть
Новости Ленинградской области
27 марта От творчества бобра много добра
Дорогие мои старики
27 марта «Я верну тебе здоровье, любимый внук!»
Дорогие мои старики
27 марта «Мошенников охватила золотая лихорадка!»
27 марта Договоримся «на берегу»
Калейдоскоп
27 марта Приметы весны: аисты возвращаются
Подворье
27 марта Первое свидание – первые заботы
^