Главная Калейдоскоп Ушкуйники против Орды

Ушкуйники против Орды

«Читайте летописи, господа! – так в разговоре с автором этих строк воскликнул однажды «патриарх Старой Ладоги» археолог Анатолий Николаевич Кирпичников, говоря о попытках Великого Новгорода застолбить за собой статус первого стольного града Древней Руси. – В летописях однозначно утверждается, что в 862 году Рюрик пришел не в Новгород (его тогда еще не было в помине), а в Ладогу. Новгород возник позже, в середине X века, и это установили археологи. А из Ладоги, спустя два-три года, Рюрик переместился в Хольмгард (в переводе – «островной город» или «город на острове»), как его называли скандинавы. Речь идет о Рюриковом городище, в трех километрах от нынешнего Новгорода».

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

 

ДЕРЖАВА РЮРИКОВИЧЕЙ

«В 882 году Олег Вещий, продолжатель дела Рюрика, переместил свою «ставку» в Киев. И объявил: «Да будет это мать городов русских», – продолжал Анатолий Николаевич. – Так всего за двадцать лет, энергично и быстро, возникла крупнейшая держава в Европе. Причем практически бескровно, путем добровольного вхождения в нее разрозненных славянских племен, страдавших от набегов враждебных соседей на юге и на севере. Так что налицо был своего рода «конвейер» создания русской государственности: сначала – Ладога, потом Рюриково городище, а затем Киев…».

При Рюриковичах была одна большая держава – от Ладоги и Новгорода, через среднее Приднепровье с Киевом, Черниговом и Переяславлем до степи. Там власть Рюриковичей кончалась, начинался мир кочевых народов, с которыми были сложные отношения дружбы-вражды.

Держава Рюриковичей была надэтнической общностью. Славян на этой территории проживало уже тогда большинство. На севере и востоке были финно-угры. Даже тюрки в определенные моменты служили Рюриковичам.

Своего рода стержнем их владений стал торговый путь «из варяг в греки». Он шел из Северной Европы, через Финский залив, по Неве, Ладожскому озеру, затем по Волхову в озеро Ильмень. Далее от реки Ловать корабли волоком тащили до верховьев Днепра, затем путь продолжался по Днепру, через Киев, до Черного моря. По нему уже в Константинополь – столицу Византии.

После того, как центром объединенного государства стал Киев, сохранялась его тесная связь с Новгородом. Именно там киевские князья сажали править своих сыновей. Так было даже в XII веке, то есть уже после распада единого государства: в Новгороде долго княжили старшие Мономаховичи, то есть потомки киевского князя Мстислава Великого, старшего сына Владимира Мономаха.

Кстати говоря, когда новгородским князем был Владимир Ярославич, старший сын Ярослава Мудрого, там был построен Софийский собор. Вообще, как отмечает историк Варвара Вовина, это был яркий символ единства всех частей Руси того времени. Три Софии – примерно одного времени, архитектурной традиции, культуры: первая – в Киеве, вторая – в Новгороде, третья – в Полоцке.

РУСЬ ПОСЛЕ РАЗОРЕНИЯ

Что произошло дальше, хорошо известно из школьных учебников. Сначала, в начале XII века, – пресловутая «раздробленность». Многие историки считают этот термин устаревшим, тем не менее, факт налицо: постепенно правители отдельных земель начинали считать себя самостоятельными. И, соответственно, действовать исходя из этого принципа. Исследователи по сей день используют термин «раздробленность», чтобы показать, что изначально была единая держава, а потом – некоторая совокупность отдельных княжеств.

«В середине XII века все больше обособлялись отдельные земли, становясь постепенно независимыми княжествами, князья «прирастали» к своей земле, они уже не перемещались так часто из города в город и даже не стремились к Киеву. А значит, он перестал быть «старшим». В момент перед ордынским нашествием его политическое значение совершенно упало. Наиболее могущественные князья правили уже во Владимире на Клязьме (если говорить о Севере) или в Галиче (если говорить о Юге)», – отмечает историк Варвара Вовина.

Затем – татаро-монгольское нашествие, которое разорило Русь и сделало из нее вассала Орды. Киев после этого разорения пришел в упадок, а потом и вовсе перешел под власть Великого княжества Литовского. В конце XIII века митрополит со всем своим двором покинул Киев, переехав сначала во Владимир, а потом в Москву, которая уже начинала претендовать на главенство. И с начала XIV века киевские митрополиты фактически жили в Москве…

У Великого княжества Литовского – роль особая: оно ведь вовсе не было этническим государством литовцев. Как отмечают сегодня историки, едва ли не девять десятых его территории были русские земли, пострадавшие от татаро-монгольского нашествия. С период с конца XIII по начало XV века под власть Великого княжества Литовского и Польского королевства попали западные и южные русские земли – Киевская, Черниговская, Смоленская, Волынская, Галицкая, Полоцкая, Пинская, Переяславская.

В тогдашней Литве господствовали русский язык и православие. Русские князья, подданные великих литовских князей, чувствовали себя достаточно вольно в таком литовско-русском государстве и не собирались переходить под власть Москвы. Ситуацию кардинально изменила Кревская уния, заключенная 14 августа 1385 года между Польшей и Великим княжеством Литовским. Она предусматривала брак польской королевны Ядвиги и литовского великого князя Ягайло, возведение его королем Польши и крещение самого Ягайло (а потом и всех литовцев) в католическую веру. Что и было сделано.

С этого периода начался процесс окатоличивания и ополячивания сначала самих литовских князей, знати и наконец, самой Литвы. Естественно, для местного русского населения вопрос сохранения веры имел принципиальный характер: речь шла о национальной идентичности, культуре и традициях. К концу XV века католическая экспансия на русское население, жившее в Литве, еще больше усилилось.

Два века, XIV и XV, литовские и московские князья боролись за право владения всеми обширными домонгольскими русскими территориями и княжествами. Причем чаша весов долгое время склонялась в сторону Литвы, а не Москвы…

ФОРПОСТ У ЛАДОЖСКОГО ОЗЕРА

Что же касается Новгородской республики, то она попала в зависимость от Орды, хотя татары ее не завоевывали. Особые климатические и природные условия (а может быть, божье провидение?) остановили татарские войска в 150-200 километрах от Новгорода. Но Александр Невский, будучи новгордским князем, вынужден был выбирать из двух зол. Одним были притязания на русские земли шведов и тевтонских рыцарей, другим – Золотая Орда.

Александр Ярославич отбился от западных соседей, выбрав подчинение Золотой Орде. За что его, кстати, не всегда принимали и современники, критикуют и нынешние историки, особенно новгородские, которые упрекают его в том, что он добровольно отдал татарам новгородскую вольницу…

Территория нынешней Ленинградской области была в ту пору дальней окраиной Господина Великого Новгорода, почти у самого рубежа со шведами. Дальней, но отнюдь не забытой. Здесь в ту пору уже стоял мощный форпост – крепость Ладога (ныне Старая Ладога). Ладога, наряду с Псковом и Новгород, была крупным торговым, ремесленным и культурным центром Новгородской земли. Через нее осуществлялись связи с Готландом и странами Северной и Западной Европы.

Как отмечал Анатолий Кирпичников, значение Ладоги как передового военного форпоста сохранялось вплоть до конца XVII века. Ладожская дружина участвовала во многих военных походах новгородцев, участвовала в Невской битве 1240 года и Раковорской битве 1268 года.

Да и затем, после небольшой мирной передышки, новгородцам приходилось отбиваться от воинственных северных соседей. В 1293 году шведские войска под командованием Торкеля Кнутссона основали замок-крепость, известный как Выборг. Часть местного населения была обращена в католичество и принесла присягу шведского королю. Спустя два года шведы покорили крепость Корелу (ныне Приозерск). В ответ на притязания шведов и немцев русские в 1297 году основали крепость Копорье.

Однако в 1300 году шведы вошли в Неву и основали в устье нынешней реки Охты крепость Ландскрону – «венец земли». Новгородское войско отступило, но уже в следующем году вместе с ладожанами и карелами во главе с сыном Александра Невского Андреем овладела крепостью и уничтожила ее.

Борьба продолжалась с переменным успехом. В 1311 году новгородские войска дошли до центра Южной Финляндии, а спустя два года шведы добрались до крепости Ладога, но овладеть ею не смогли.

В 1323 году русские основали крепость Орешек (ныне Шлиссельбург). Спустя четверть века шведы устроили поход против Орешка, даже на полгода захватили крепость, но в феврале 1349 году новгородцы взяли ее приступом. Шведы были изгнаны.

Крепость Орешек, восстановленная в 1352 году, стала шестой после Ладоги, Пскова, Новгорода, Изборска и Копорья полностью каменной крепостью и первым в регионе многобашенным укреплением. А на берегу реки Луги в 1384 году новгородцы возвели еще одну крепость – Ям, или Ямгород.

ЛИХАЯ ВОЛЬНИЦА НОВГОРОДСКАЯ

Активны были новгородцы и на южных рубежах. Принято считать, что после того, как империя монголов, после ожесточенного сопротивления, разорила Русь, подчинила ее себе и заставила ее платить дань, русские смирились со своей участью. Ничего подобного, и подчас смелее остальных оказывались новгородцы. Может быть, потому, что они сами не испытали на себе страшной участи разоренных Батыем городов?..

Особенно на руку Руси были распри внутри Золотой Орды. Именно так произошло в середине XIV века – в русских источниках этот период был назван «великой замятней». Тогда центральное «правительство» Золотой Орды на какое-то время потеряло контроль над окраинными территориями, которые подчинила себе век назад. Фактически Орда распалась на мелкие владения.

А слабых, как известно, бьют. Причем даже те, кто еще совсем недавно сам был битым. Русские начали вторгаться в пределы ордынской территории, которая теперь стала восприниматься как лакомый объект грабежа. И первым громить и грабить некогда всесильных и могучих ордынцев отправились по Волге новгородские ушкуйники. Иными словами, лихие речные пираты. Как знать – наверное, среди них могли быть и ладожане…

Поначалу, как отмечает историк Юрий Селезнев, лихая новгородская вольница промышляла разбоем на окраинах владений Великого Новгорода. Ватаги «охочих людей» на легких речных судах – ушкуях или насадах – грабили земли Вятки и Перми, нередко добираясь до Уральских гор. При необходимости корабли переносили посуху через препятствия.

А в 1361 году целью новгородских ушкуйников стала территория Орды – булгарский город Жукотин (Джаке-Тау). Он находился близ современного города Чистополя в Республике Татарстан, на левом берегу Камы. Новгородцы захватили и разграбили его. Центральные ордынские власти были страшно разгневаны и велели русским князьям разобраться со своими подданными. Грабители были выловлены и переданы ханским послам…

Впрочем, воинственный пыл новгородцев это не охладило. В 1374 году ушкуйники отправились к городу Булгар (с конца XVIII века это уездный город Спасск, с 1991 года – город Болгар в Татарстане), разграбили посад. Затем, разоряя берега Волги, спустились до города Сарай. Разорительный набег на берега Волги новгородские ушкуйники повторили в следующем году.

Однако возле Астрахани местный князь Салчей, как значится в летописях, «начать ухищрять их лестью и многу честь и кормы даящи им». Новгородцы «начаша упиваться и быша пияни, аки мертвы». Иными словами, Салчей усыпил бдительность новгородцев и опоил их. Затем ночью он коварно напал на лагерь ушкуйников, не подозревавших об опасности, и все новгородцы-пираты были истреблены.

После такого страшного урока, преподнесенного ордынцами, набеги ушкуйников происходили редко. Тем не менее, в 1391 году они совершили разбойное нападение на Джаке-тау и Казань, а в 1409 году разорили Булгарский улус. Однако ордынцы дали отпор: русский отряд был разбит, а его предводитель, новгородский посадник боярин Анфал, попал в плен…

Новгородские ушкуйники, хоть и были разбойниками, но делали свое дело, шаг за шагом ослабляя власть Орды. Но освободиться от ее власти было под силу лишь сильному и мощному единому государству, каковым стала Московская Русь в XIV веке при Иване III. Об этом – наша следующая публикация.

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
23 апреля Заботливый бизнес
Новости Ленинградской области
14 апреля День собственника
Новости Ленинградской области
22 апреля Истории успеха молодых: оригинальные светильники в Ленинградской области
Новости Ленинградской области
21 апреля Поддержка самозанятых – от идеи к продвижению
Власть
24 апреля Александр Дрозденко: Наша главная задача – повышение качества жизни ленинградцев
Новости Ленинградской области
24 апреля Апрельский «День жестянщика»
Новости Ленинградской области
24 апреля От печали до радости, от зимы до весны
Власть
24 апреля Реновации по-волосовски
Криминальные вести
24 апреля ФСБ раскрыла схему хищения соцвыплат
Власть
24 апреля Благополучие жителей – прежде всего
Дорогие мои старики
24 апреля «Моя лодка села на мель!»
Дорогие мои старики
24 апреля Три старушки угодили в капкан жулика
Подворье
24 апреля Георгины, будто из сказки, осенних ноток аромат
Подворье
24 апреля Лунный календарь на 24–30 апреля
24 апреля Заметаем следы
24 апреля Выбрали мебель. Во что завернем?
Калейдоскоп
24 апреля Спасение утопающих – дело их рук и лап
Калейдоскоп
24 апреля Пираты подводного мира
^