На Родиона и Ераста (23 ноября) хоть обычно и устанавливался на реках лед, но он был еще непрочным и мог сломаться под ногами или полозьями саней. Поэтому святого Родиона называли Ледоломом. Да и погода в целом в этот день обычно непредсказуема и редко приятна: «Ераст на всё горазд: и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу». Если в этот день дождь с мокрым снегом, сильным ветром, метелью или морозом, нужно было выйти на крыльцо и поклониться зиме, чтобы не злилась на людей. На Ераста и Родиона освещали хлеб и соль, а потом скармливали их скотине, чтобы она не болела зимой.
24 ноября – Федор Студит землю студит. Этот день мудрые люди советовали провести дома – поближе к печке и горячим щам. А вот сырость на Федора предвещала продолжительные оттепели до самого Введения (4 декабря). По Федору судили о будущем урожае ягод и грибов. Если на небе было много звезд – к лету можно было запасать корзины и туеса. Чтобы примета сбылась, в этот день обязательно заваривали чай с сушеными ягодами – малиной, земляникой, черникой.
К 25 ноября на Ивана Милостивого заканчивались свадебные недели и следующие браки заключались уже только с окончанием зимы – на Масленицу либо на Красную горку, поэтому девушкам и юношам, не встретившим свою судьбу, приходилось ждать до весны и завидовать более удачливым подругам и друзьям. Если на Ивана выпадал снег или шел дождь, то можно было рассчитывать на продолжительные оттепели – до самого Введения (4 декабря). «Если на Ивана снега, то зима до Введенья с места не сдвинется».
26 ноября церковь отмечает праздник Иоанна Златоуста. С Иоанна начиналась «пельменная пора». Хозяйки делали фарш (в качестве начинки использовали не только мясо, но и рыбу, и грибы), вся семья занималась лепкой пельменей. Старались налепить их как можно больше, а замораживали их прямо на дворе. Также в этот день было принято молиться Иоанну Златоусту о справедливом суде над мздоимцами и обманщиками.
После Филиппова дня (27 ноября) начинался строгий Рождественский (Филипповский) пост. И хотя после Филиппова дня и заканчивались свадьбы и прочие шумные праздники, вечером можно было заняться гаданием: девушки оставляли от ужина кусок говядины и клали его себе под подушку, во сне можно было увидеть будущего жениха. С Филипповок начинались «бабьи засидки»: женщины собирались в одной избе, рукодельничали и пели тихие песни или беседовали. На Филиппа было принято выносить во двор еду, предназначавшуюся духам, оберегающим домашних животных. В этот день изгоняли тараканов: всей семьей вытягивали из избы за нитку таракана, привязанного за ногу. Иней на Филиппов день предвещал урожай овса, дождь – урожай пшеницы, карканье ворона – к оттепели, а облачная и снежная погода – ненастный май.
На Гурия (28 ноября) «зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всех нечистых» – злые духи боятся зимы, вот и убегают с земли, оставляя людей в покое до самых Святок. Родившемуся в этот день принято было дарить меру овса или воз сена, и этот дар даст здоровья лошадям. «Коли кони на Гурия ржут – это к добру». А еще считалось, что Гурий помогает лечению зубных болезней если в этот день обратиться к нему с соответствующей молитвой. Если на Гурия ляжет снег, то пролежит до половодья. Именно с этого дня начинается 40-дневный Рождественский пост.
Несмотря на строгий пост, на Матвея (29 ноября) любили ходить друг другу в гости: «Худ Матвей, коли не попотчевал гостей». Если в Матвеев день случалась оттепель, говорили: «На Матвея зима потеет: в белой шубе явилась, на ноябрь понадеялась». А вот если в этот день дули сильные ветры и вьюги, то такая погода должна была продолжаться до Николы Зимнего (19 декабря). Если облака шли низко – ждали стужи.