Главная На 60-й широте На единственных в России подводных раскопках нашли уникальные артефакты

На единственных в России подводных раскопках нашли уникальные артефакты

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

В Финском заливе с затонувшего три века назад торгового судна «Архангел Рафаил» в начале осени подняли уникальные предметы — корабельный вымпел, псалтырь, одежду и личные вещи команды. Побывавший на подводных раскопках корреспондент «Вестей» выяснил, в чем уникальность экспедиции, и почему кораблем заинтересовался император Петр I.

С «Архангела Рафаила» сняли шляпу и подняли флаг

Палуба небольшого водолазного судна «Акванавт» полностью заставлена оборудованием, аквалангами, баллонами различных размеров, разноцветными гидрокостюмами и контейнерами. Команда исследователей и водолазов совершает последние приготовления и вот уже швартовые канаты убраны, и мы отправляемся в путь. Курс — на вход в пролив Бьеркезунд.

Проходит чуть больше часа, и мы на месте. Начинается швартовка судна. Капитан по рации сообщает на берег: «Встал на якорь около банки Верккоматала. Начало водолазных работ». Команде предстоит закрепить канаты на якорных буях. По два на носу и еще один на корме. Готово. Теперь можно приступать к погружению. Водолазы проходят медосмотр перед спуском на глубину. Затем методично надевают гидрокостюмы, шлемы, акваланги, берут инструмент. Один за другим с интервалом в десять минут они уходят на глубину, а оставшиеся на палубе ждут их возвращения с артефактами.

Количество находок на «Архангеле Рафаиле» за годы исследования судна уже перевалило за три сотни. Одним из поднятых со дна раритетов стал корабельный вымпел судна — полотнище, прикрепленное к древку, два с половиной метра в длину. Стяг обозначал принадлежность корабля к тому или иному городу. Другим ценным артефактом археологи считают псалтырь 1692 года. Старинная книга в кожаном переплете c деревянными вставками отлично сохранилась. Можно даже прочесть текст на страницах, а на кожаной обложке видны тисненые фигуры мужчины и женщины и фраза на латыни.

На затонувшем корабле найдено много одежды команды судна. Вот и в этот раз водолазы достали фетровую шляпу с широкими полями. «Эта стандартная часть одежды моряка пользовалась большой популярностью и была весьма удобна для работы в море. Она из тонкой шерсти и хорошо защищала от ветра и воды», — рассказывает подводный археолог-реставратор Центра подводных исследований РГО Роман Прохоров.

 

Все это время пролежала в воде другая одежда: меховая шапка, чулки матросов, варежка с декоративной кисточкой, кожаный ремень с серебряной бляшкой, а также рубаха и штаны юнги, который служил на корабле. На некоторых предметах одежды исследователи разглядели буквы «G.I.M.» — вероятно, инициалы владельца. Сохранилась даже еда! Невероятно, но на морском дне почти три столетия пролежали репа, зерно, горох, мясо и бочонок маринованных угрей. 

Сохранности находок способствовали уникальные свойства балтийской морской воды — слегка соленой и холодной, обладающей малокислородной средой. Но при крушении разлились бочки с дегтем, и многие вещи, которые сейчас поднимают на поверхность, пропитаны им насквозь. В результате, когда во время прошлой экспедиции удалось найти кафтан и штаны, ткань долго отмывали от дегтя в специальных растворах специалисты Государственного Эрмитажа. Найденную историческую одежду полностью очистили, восстановили изначальный горчичный цвет и сохранили все 90 пуговиц — их даже не потребовалось перешивать.

Судно XVIII века чистят «подводным пылесосом»

Зимой 2004 года Центр подводных исследований Русского географического общества провел первую экспедицию на затонувшее судно. Погружаясь под лед Финского залива, водолазы смогли сфотографировать корпус. Летом это сделать почти невозможно из-за мутной воды. Собрали тысячи снимков в фотосхему затонувшего корабля. По оценкам экспертов, примерная длина корабля — более 20 метров при ширине около семи.

Подводные раскопки при поддержке ПАО «Газпром» начались с 2014 года, с тех пор совершены уже семь экспедиций к затонувшему кораблю. После первых же погружениях подняли блюдо с изображением библейского Архангела Рафаила и цифрами «1696». Это дало первое представление об эпохе, стало ясно, что речь идет о петровских временах. Для определения точного возраста судна сделали радиоуглеродный анализ древесины, из которого оно было построено. Оказалось, что лес для этого корабля заготовили с 1650 по 1680 годы.

Специалисты провели анализ документов того времени, отправили запрос в Германию и в итоге пришли к выводу, что речь идет о трехмачтовом торговом немецком судне Die Engiel Raphail, построенном в Любеке. Как рассказал историк и научный консультант Центра подводных исследований РГО Русского Географического общества Андрей Лукошков, немецкие коллеги нашли в архивах информацию, что этот корабль ходил по морю уже в 1693 году. В 1724 году судно не успело уйти до холодов, было затерто льдами и затонуло на глубине 20 метров. Немногочисленная команда из восьми человек: капитан, штурман, четверо матросов и двое юнг, по льду сошли на берег.

«Он в передней части более или менее цел, а корма развалилась. Сейчас мы работаем в средней части корабля. За сезон, а это где-то полтора месяца, мы размываем один, максимум три метра. Больше не получается, потому что в трюме корабля, примерно метровый слой ила, в котором замыты разные личные вещи экипажа и груз корабля», — рассказывает о ходе экспедиции подводный археолог-реставратор Роман Прохоров.

Работы проводятся водолазами вручную. Небольшими лопатками они откапывают ил и песок, собирая все лишнее пневмоэжектором — «подводным пылесосом».

Вот появляется на поверхности воды голова одного из водолазов. Знаками он дает понять, чтобы с корабля спустили кабину для подъема аквалангистов и груза из глубины. 

Тем временем усиливается боковой ветер, на корабле заметно чувствуется качка. Руководители экспедиции решают вернуться в Приморск. Дана команда о завершении работ. «Когда штормит видимость становится хуже», — объясняет водолаз-исследователь и исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин. На сегодня работа почти окончена, но исследовательская миссия команды Центра продолжится завтра, через месяц, через год. Неслучайно в небольшой и уютной кают-компании «Акванавта» висит портрет легендарного капитана Кусто. Команда корабля — это исследователи морей и покорители глубин, работа которых разгадывать тайны, скрывающиеся под вековым слоем морского ила.

 

Как Петр I контрабандистов упустил

По пути назад научный консультант ЦПИ РГО Андрей Лукошков рассказал историю последнего похода судна и поведал о причинах его гибели.

В начале октября 1724 года корабль «Архангел Рафаил» вышел из Петербурга и направился в немецкий порт Любек. Но намеренно отклонился от курса. Зашел на Красную Горку, именовавшееся в те годы не иначе как «сущее воровское место». Оно расположено вдалеке от Петербурга, там под видом погрузки балласта, на корабли попадали «серые» товары. Капитан Ян Шмит скупал у местных жителей товары в обход таможни. На лодках крестьяне переправляли ему юфть — мягкую кожу, которая высоко ценилась во всем мире. Больше месяца шла нелегальная торговля, и когда «Архангел Рафаил» направился в пролив Бьеркезунд, недалеко от современного Приморска, уже ударили морозы. Судно с контрабандным грузом оказалось в ледовом плену, выбраться из которого ему было не суждено.

В таможенном паспорте сказано, что на корабле должно было быть 97 кип и 33 полукипы юфти, одна кипа фламандского полотна, две кипы льняной пряжи, 30 бочек говяжьего сала и груз рогож. Но когда корабль погрузился под воду, крестьяне вытащили из него 350 (!) тюков юфти, и, по их словам, это была лишь «малая толика груза». 

Крестьяне мызы Сааренпя придумали простой способ достать груз с корабля. «Наши водолазы сейчас находят камни, обвязанные веревками. Скорее всего, летом крестьяне ныряли с крюком в одной руке и камнем с веревкой — в другой. Они спускались на дно, цепляли крюком тюк, бросали камень и всплывали. Так как глубина в принципе небольшая, таким образом они могли поднимать остатки груза», — рассказывает Андрей Лукошков.

Купец из Петербурга Герман Мейер заявил о том, что погибшее судно принадлежит ему и предъявил свои права на поднятый груз. А вице-адмирал Корнелиус Крюйс, крестьяне которого вытащили весь груз с корабля, предложил ему уплатить за третью часть груза. Началась тяжба, о которой стало известно Петру Великому, который повелел открыть специальное расследование о крушении. Впрочем, оно так и не было завершено — скорее всего, из-за смерти императора Петра Великого в январе 1725 года. Потом дело закрыли, а Герман Мейер выплатил владельцу той самой мызы Сааренпя 1200 рублей — огромные по тем временам деньги, якобы за спасенный груз, но на самом деле, чтобы замять неприятную историю с контрабандой.

Денис ЧУПРОВ. Фото автора

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
19 апреля Быть социально ответственным бизнесом – почетно
Здоровье
19 апреля Вернуть к нормальной жизни
Новости Ленинградской области
19 апреля Спортивные выходные в Ленобласти: покажем силу мышц и остроту ума
Новости Ленинградской области
19 апреля Ленобласть защищает права людей
Новости Ленинградской области
19 апреля Природный газ – в домах Приозерского района
Новости Ленинградской области
19 апреля Тепло добрых сердец
Новости Ленинградской области
19 апреля Разделяй отходы смолоду
Новости Ленинградской области
19 апреля Наведем порядок вместе
Новости Ленинградской области
19 апреля Бороться с огнем регион готов!
Новости Ленинградской области
19 апреля Благоустройство с умом
Новости Ленинградской области
19 апреля Состоялся Слет социальных предприятий Ленобласти
Криминальные вести
19 апреля Полиция расследует смерть пешехода в Гатчине
Криминальные вести
19 апреля Задержаны грабители, избившие жителя Мурино
Криминальные вести
19 апреля Студент из Мурино воспользовался банковской картой пенсионерки
Криминальные вести
19 апреля В Рощино ищут напавшего с молотком на подростка
Криминальные вести
19 апреля В Кировске мужчина едва не убил своего отчима
Криминальные вести
19 апреля В поселке Семрино охранник выстрелил в ногу петербуржцу
Криминальные вести
19 апреля Более трех килограммов наркотиков обнаружено в лесах у Вырицы
^