Главная Люди и судьбы Возмездие и прощение

Возмездие и прощение

С ОСЕНИ 1943 ГОДА НЕМАЛУЮ ЧАСТЬ БОЙЦОВ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ СОСТАВЛЯЛИ ТЕ, КТО ДО ЭТОГО СОТРУДНИЧАЛ С ОККУПАНТАМИ

Командир и комиссар 5-й Ленинградской партизанской бригады допрашивают сдавшихся в плен солдат Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова. Ленинградская область, сентябрь 1943 г.

На выставке про партизанское движение, открывшейся в Государственном музее политической истории России, мне особенно бросилась в глаза фотография из бывшего Партийного архива (ныне ЦГАИПД СПб), подписанная следующим образом: «Командир и комиссар 5-й Ленинградской партизанской бригады допрашивают сдавшихся в плен солдат Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова. Сентябрь 1943 г.» Но то, что запечатлено на фотографии, едва ли похоже на допрос: скорее, партизаны весьма доброжелательно беседуют с теми, у кого на рукавах нашивки РОА. Улыбаются друг другу…

 

«Вот их презренные имена…»

«А что вы хотите? – отвечает на мое недоумение один из создателей выставки, старший научный сотрудник Музея политической истории Андрей Мисько. - В 1943 году, после Сталинградской битвы, а особенно после разгрома немцев на Курской дуге, переход коллаборационистов на сторону советской армии стал едва ли не массовым явлением. И те, кто до этого, будучи военнопленными в концлагерях, вступал ради спасения жизни в формирования Русской освободительной армии, теперь бежал в партизанские отряды. Здесь им давали возможность, если на них не было крови мирных жителей, искупить свою вину и заслужить прощение Родины».

До этого, на протяжении 1941 и 1942 годов, переманить коллаборационистов было достаточно тяжело: чаша весов в войне еще не качнулась определенно в сторону Советского Союза. Хотя партизаны все время вели активную пропаганду, устраивали также акции возмездия: казнили (нередко публично) советских граждан, запятнавших себя предательством - участвовавших в деятельности оккупационной администрации. Но поначалу все-таки обещали им прощение в том случае, если они переходили на нашу сторону.

Впрочем, сама немецкая оккупационная политика действовала гораздо убедительнее любой пропаганды. Ведь начиная войну против Советского Союза, германское командование по сути дела попрало все нормы и обычаи ведения войны. Гитлеровцы шли вовсе не как освободители от большевизма, которыми себя провозглашали, а как завоеватели и грабители. Достаточно вспомнить план «Ост» - ограбления и эксплуатации советской территории…

Из листовки «К лицам, состоящим на службе у немцев», датированной 1942 годом и подписанной «Партизаны».

«Мы объявляем беспощадную борьбу против лиц, состоящих на службе у немцев: в карательных отрядах, полицейских органах, областных, уездных, районных и городских управлениях, волостных правлениях, уполномоченными деревень и прочих фашистских прислужников. Предупреждаем, что если вы в ближайшее время не бросите службу у немцев, мы будем беспощадно уничтожать вас и ваше имущество.

Если вы хотите сохранить жизнь, немедленно, любыми путями уходите с работы у немцев. Уходя от немцев, уносите с собой оружие и важные документы, передавайте их немедленно партизанам. Объединяйтесь в мелкие вооруженные группы… Ведите личный счет убитых вами врагов нашей родины, сохраняйте документы и другие доказательства об уничтоженных вами врагах Родины и нанесенном фашистам материальном уроне. Вы их предъявите, когда придет наша освободительница – Красная армия. Это время не за горами».

В листовке «К партизанам и партизанкам», датированной 1943 годом, говорилось: «В одном из партизанских отрядов Ленинградской области нашлась группа клятвопреступников и изменников Родины, покрывшая себя и своих родственников вечным позором и проклятием. Вот их презренные имена…». И дальше перечислялись имена и фамилии двенадцати человек. «Эти трусливые выродки, - говорилось далее, - у которых нет ни капли русской крови и патриотизма, опозорили почетное звание советского партизана. Боясь трудностей, они переметнулись в лагерь врага, надеясь спасти свою поганую шкуру… Родина, русский народ никогда не простят им совершенного преступления. Их постигнет позорная смерть!».

Суд партизан над предателем. Ленинградская область, 1943 г.

 

Последнее предупреждение

Еще в одной прокламации, обращенной «к старостам, к русским полицейским, к служащим городских управлений и комендатур» и выпущенной от имени командования войсками Северо-Западного фронта, уже после победы Красной армии на Курской дуге, подчеркивалось: «Мы говорим вам открыто и прямо: ваше преступление перед Родиной – велико. Если вы будете продолжать помогать немцам – вам не уйти от сурового наказания. Однако вы можете получить от советской власти прощение себе и вашим семьям, если начнете честно служить советскому народу».

Как именно? Дальше перечислялись способы: вредить оккупантам во всем, укрывать от них продовольствие, давать им ложные сведения, всяческим образом помогать партизанам, добывать оружие, истреблять врага. «Если будете действовать так – Родина, Советская власть простят вас, и ни один волос не упадет с вашей головы».

А вот строки из изданного тогда же, летом 1943 года, воззвания Ленинградского обкома ВКП(б) «К русским людям, находящимся на службе в немецких полицейских и карательных отрядах»: «Сегодня мы обращаемся к вам, даем возможность еще раз подумать, решить свою судьбу. Решайте: или вы перейдете к партизанам, повернете оружие против немцев, и тогда Родина простит ваши преступления и сохранит вам жизнь; или вы останетесь в полицейских и карательных отрядах, и тогда найдете скорую позорную смерть от руки народа…

Предупреждаем вас: мы уничтожим всякого, кто поднимет руку на партизан. Мы уничтожим не только его, - предателя, но и всю его семью, все имущество, чтобы с корнем вырвать подлых выродков. Сорную траву с поля вон! Черные имена изменников будут вычеркнуты из списка жизни и прокляты русским народом… Или вы останетесь полицейскими и карателями, и тогда народ уничтожит вас и ваши семьи, или вы пойдете к партизанам и сохраните свою честь, свою жизнь и жизнь своих семей. Выбирайте одно из двух. Мы вас ждем и гарантируем жизнь…».

Впрочем, информационная война была обоюдной. Оккупанты тоже пытались склонить партизан на свою сторону. На той же выставке в Музее политической истории можно увидеть немецкую листовку «Давайте поговорим по душам!», написанную от имени некоего Михаила Боброва к бойцам отрядов майора Яхонтова и Изоха с призывом сдаться германским войскам или вступать в ряды РОА.

«Ручаюсь, что ни один волос не упадет с вашей головы, - обещал «Михаил Бобров». – Конечно, свое преступление перед Родиной и народом вы должны будете искупить, но для этого вам будет дана возможность трудиться и бороться в наших рядах. Идите к нам, мы примем вас как братьев, но идите сейчас, немедленно, иначе будет поздно».

Пропагандистское давление нацистов еще больше усилилось, когда пошел разговор о формировании власовской Русской освободительной армии. Зимой 1943 года на оккупированных территориях началось распространение «Смоленского воззвания» – «Обращения Русского Комитета к бойцам и командирам Красной Армии, ко всему русскому народу и другим народам Советского Союза».

Среди тех, кто подписал документ, был попавший в плен и перешедший на сторону немцев генерал-лейтенант Андрей Власов. Конечно, иначе, как государственной изменой такой поступок назвать нельзя, однако невозможно игнорировать и тот факт, что во время Великой Отечественной войны для многих соотечественников, переживших репрессии 1930-х годов, коллективизацию, раскулачивание, антисталинские лозунги звучали достаточно привлекательно.

Начиналось воззвание словами: «Большевизм — враг русского народа». Главный смысл «Воззвания» заключался в том, чтобы программные принципы (13 пунктов) русских противников Сталина были сформулированы и получили как можно более широкую известность среди соотечественников. Главные цели и задачи — отказ от колхозной системы и передача земли крестьянам в частную собственность, ликвидация принудительного труда, свобода религиозной жизни, хозяйственной деятельности, слова, собраний, печати, освобождение России от режима власти Сталина и заключение почетного мира с Германией.

Конечно, хватало в «Декларации», особенно во вводной части, лживых штампов нацистской пропаганды — по поводу англо-американских капиталистов или о том, что Германия «не посягает на жизненное пространство Русского народа и его национально-политическую свободу».

«Сторонники «Смоленского воззвания» считали, что в той исторической ситуации более опасным врагом для России остаётся не иностранный завоеватель, а враг «со стажем» — Сталин и номенклатура большевистской партии, - отмечает историк Кирилл Александров. - Это была их принципиальная точка зрения, хотя и по поводу Рейха зимой 1943 года уже никаких иллюзий не существовало. Кстати, именно поэтому враги Сталина заявили в «Смоленском воззвании», что они выступают за почетный мир с Германией, из которого неизбежно следует равноправие заключающих его сторон».

 

Феномен Гиля-Родионова

Что же касается той фотографии, с которой мы начали наш разговор, то вот лишь один пример: события на юго-западе оккупированной Ленинградской области. Там осенью 1943 году на сторону партизан перешли части расквартированной там 207-й восточной кавалерийской дивизии, сформированной немцами из советских военнопленных. В основном это были казаки с юга и украинцы, все их называли добровольцами.

Как отмечал историк Всеволод Абрамов, дивизия была распылена по селам и деревням, что привело к усилению контактов ее бойцов с местными жителями и ее политическому разложению. Особенно эффективно это получилась у местных девушек на вечеринках и танцах. Они стыдили «добровольцев» за предательство, намекали, что не все потеряно, можно уйти к партизанам.

В итоге «добровольцы» взбунтовались и стали обращать оружие против немцев. «Следует сказать, что из «добровольцев» вышли прекрасные партизаны, - отмечает Всеволод Абрамов. – Это были физически здоровые люди, прошедшие хорошую выучку в советской и немецкой армиях. Они хорошо владели оружием врага, знали его тактику, многие говорили или понимали по-немецки. Сдаваться в плен к фашистам они не могли, ибо хорошо знали, что их там сразу же расстреляют».

Феноменом двойного предательства некоторые историки считают действия коллаборациониста Владимира Гиля (псевдоним Родионов или Радионов). В июле 1941 года он, будучи начальником штаба 229-й стрелковой дивизии, попал в Витебской области в плен (дивизия оказалась в окружении), где добровольно пошёл на сотрудничество с гитлеровской внешней разведкой СД.

Сначала, еще будучи в лагере военнопленных в Сувалках, осенью 1941 года под контролем администрации он создал «Национальную партию русского народа», в которую вошли 25 бывших командиров Красной армии. Весной 1942 года стал руководителем «Боевого союза русских националистов», в программе которого значились вооруженная борьба против советской власти и установление после войны в России порядка по германскому образцу.

С конца лета 1942 года батальон под командованием Гиль-Родионова активно участвовал в борьбе с партизанами. В конце июня 1943 года на его основе было закончено формирование 1-й Русской национальной бригады СС «Дружина». Задачи все те же – борьба с партизанами и теми, кто им сочувствовал. Летом 1943 года «Дружина» была переброшена в Докшицы на Витебщине и вела бои против партизанской бригады «Железняк».

Командир бригады Иван Титков агитировал Гиля порвать с немцами. В результате переговоров большая часть формирования перешла на сторону партизан. Она получила название «1-я Антифашистская партизанская бригада», а бойцы обязались «беспощадно истреблять фрицев до последнего их изгнания с русской земли». Немцы, служившие в бригаде, были казнены. В подразделения бригады были направлены коммунисты и комсомольцы.

Это трудно себе представить, но 16 сентября 1943 года подполковник Гиль, еще совсем недавно возглавлявший карательное формирование коллаборационистов, указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Красной Звезды - «за проявленные доблесть и мужество в борьбе против немецко-фашистских захватчиков». По всей видимости, был расчет на пропагандистский эффект, на то, что начнется разложение в рядах противника, что и другие коллаборационисты последуют примеру Гиль-Родионова…

Осень 1943-го, зиму и весну 1944-го бригада сражалась против немцев, затем была окружена противником. При прорыве в начале мая большая часть бойцов погибла, сам Гиль-Родионов был тяжело ранен и 14 мая 1944 года скончался от ран. В результате он остался героем-партизаном, а его гибель в глазах многих стала искуплением преступлений, которые он совершил, будучи коллаборационистом.

Комментарии
0
Рекомендуем:
17 апреля 21 апреля – День местного самоуправления
Власть
17 апреля Сергей Мухин: Жители поддержали курс на укрепление единства народа
Новости Ленинградской области
17 апреля После солнышка в четверг… ждем весенний снегопад
Власть
17 апреля Как подружить автобус с электричкой?
Власть
17 апреля О комфорте для инвалида
Власть
17 апреля «Школьные» вопросы из Усть-Луги
Власть
17 апреля «Мы прооперируем педагога из Енакиево у нас»
Власть
17 апреля «Дайте воду деревне Липки!»
Власть
17 апреля «Единственная надежда – на вашу помощь»
Власть
17 апреля Течет река Фенолка…
Новости Ленинградской области
17 апреля В Ленобласти появится «Парк северных животных»
Новости Ленинградской области
17 апреля Жизнь на воде
Криминальные вести
17 апреля Задержан замглавы Василеостровской администрации при получении взятки
Новости Ленинградской области
17 апреля Говорят, не повезет, если темный лось дорогу перейдет
Дорогие мои старики
17 апреля «Не расталкивайте коляской людей!»
Дорогие мои старики
17 апреля «От такой навязчивой заботы у меня помутился рассудок»
Дорогие мои старики
17 апреля «Меня оставили без денег, жилья и земли!»
Подворье
17 апреля Апрельские заботы – садовые работы
^