В 2017 году Контрольно-счетная палата Ленинградской области устранила нарушений на сумму 0,48 млн рублей, в 2018 году – уже на сумму чуть более 5 млн рублей, а в 2019 году – на общую сумму свыше 7 млн рублей. Об этом в интервью нашему корреспонденту рассказала председатель Контрольно-счетной палаты 47-го региона Марина ЛЯХОВА.
– Марина Александровна, каждому налогоплательщику Ленинградской области небезразлично, как расходуются его средства, каким образом формируется бюджет региона. Именно Контрольно-счетная палата как орган внешнего государственного финансового контроля следит за исполнением бюджета. Какие организации вы проверяете? Много ли нарушений удалось выявить за минувший год?
– Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой Ленинградской области в отношении органов государственной власти Ленинградской области и государственных органов Ленинградской области, органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом Ленинградской области, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ленинградской области, органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств областного бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета Ленинградской области, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств областного бюджета, и (или) в случаях, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Ленинградской области.
В 2019 году Контрольно-счетной палатой проведено 61 мероприятие, из них: 8 контрольных и 53 экспертно-аналитических мероприятия, которыми было охвачено 125 объектов контроля.
В 2019 году выявлено 600 нарушений на общую сумму 140,5 млн руб.
Наибольший удельный вес в общем объеме выявленных нарушений по сумме приходился на нарушения при формировании и исполнении бюджетов (нарушения порядка и условий предоставления межбюджетных субсидий, нарушения порядка предоставления (использования) субсидий юридическим(и) лицам(и), нарушения порядка и условий оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений и другие) – 46,4% от общей суммы выявленных нарушений и нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 46,8%.
– Какие меры следуют после того, как выявлено нарушение? Что особенно запомнилось из практики прошедшего года?
– Нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия, фиксируются в актах проверки, которые направляются для сведения руководителям проверяемых органов и организаций. В случае наличия разногласий по актам проверки такие разногласия рассматриваются на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты.
По завершении мероприятия отчет или заключение о результатах мероприятия направляются для сведения Губернатору Ленинградской области и в Законодательное собрание Ленинградской области. Более того, отчеты по результатам проведения контрольных мероприятий подлежат рассмотрению на заседаниях Законодательного собрания Ленинградской области.
У Контрольно-счетной палаты как органа внешнего государственного финансового контроля имеется достаточный инструментарий для воздействия на объекты контроля как с целью своевременного устранения выявленных нарушений, так и привлечения физических и юридических лиц к ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере. Так, по итогам проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия в адрес объектов контроля могут быть направлены представления, предписания с требованиями о принятии мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению ущерба, причиненного бюджету Ленинградской области.
Контрольно-счетная палата также законодательно наделена полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях по целому ряду составов административных правонарушений. Также материалы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий могут передаваться в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.
Если говорить об основных итогах прошедшего года, то в органы государственной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления и проверяемые организации было внесено 8 представлений. Должностными лицами Контрольно-счетной палаты возбуждено 8 дел об административных правонарушениях, по пяти из них вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа. К дисциплинарной ответственности привлечены 16 должностных лиц объектов контроля.
Проводимая органами государственной власти работа по исполнению представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты, в том числе направленных в предшествующие годы, находится на постоянном контроле, который осуществляется нами до полного исполнения требований, содержащихся в представлениях и предписаниях.
Положительные результаты этой работы наглядно отражает рост в последние два года показателя объема средств, возвращенных в бюджет Ленинградской области. Если в 2017 году по результатам проведения мероприятий Контрольно-счетной палаты было устранено нарушений на сумму 0,48 млн рублей, то в 2018 году – уже на сумму чуть более 5,0 млн рублей, а в 2019 году – на общую сумму свыше 7 млн рублей.
Рядом государственных и муниципальных учреждений, отдельными органами исполнительной власти Ленинградской области и администрациями муниципальных образований в отношении подрядчиков, а также иных организаций ведется в досудебном и судебном порядке работа по взысканию денежных средств.
По итогам контроля мы отмечаем, что все большее количество предложений и рекомендаций Контрольно-счетной палаты находят реализацию в конкретных, принимаемых органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления, мерах по совершенствованию порядков предоставления и использования бюджетных средств, нормативно-правового регулирования в той или иной сфере, усилению мер внутреннего финансового контроля и аудита.
С целью устранения выявленных нарушений, реализации предложений Контрольно-счетной палаты органами исполнительной власти, подведомственными учреждениями принимаются и реализуются конкретные планы мероприятий. Все это говорит о высокой востребованности результатов работы Контрольно-счетной палаты, практической значимости подготавливаемых ею рекомендаций и предложений.
– Изменилась ли общая структура формирования и использования средств бюджета Ленинградской области в последнее время?
– За предыдущие годы общая структура формирования и использования бюджета Ленинградской области претерпела незначительные изменения.
Так, доходную часть областного бюджета составляют налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления от других уровней бюджетной системы РФ и поступления от различных государственных и негосударственных организаций.
За последние три года налоговые и неналоговые доходы сформировали основную долю в общем объеме поступлений в областной бюджет: в 2017 году – 92,5%, в 2018 году – 91,6%, в 2019 году – 90,6%.
В структуре налоговых и неналоговых поступлений в областной бюджет значительную часть занимают доходы от налога на прибыль организаций (в 2017 году – 42,9%, в 2018 году – 50,4%, в 2019 году – 45,6%), налога на доходы физических лиц (в 2017 году – 25,2%, в 2018 году – 22%, в 2019 году – 22,8%), налога на имущество организаций (в 2017 году – 16,6%, в 2018 году – 15,6%, в 2019 году – 16,1%).
Среди безвозмездных поступлений в областной бюджет преобладают доходы от различных видов межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, бюджета Санкт-Петербурга, Пенсионного фонда РФ, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области.
На протяжении последних лет в структуре расходов областного бюджета Ленинградской области основную долю составляют расходы на социально-культурную сферу (образование, здравоохранение, социальная политика, культура, физическая культура и спорт): в 2017 году – 62,3%, в 2018 году – 62,9%, в 2019 году – 62,9% (или 88 676,1 млн руб.).
В разрезе видов расходов за период 2017-2019 годов наибольшую долю в структуре расходов областного бюджета составляют межбюджетные трансферты другим уровням бюджетной системы РФ (в 2017 году – 39%, в 2018 году – 38%, в 2019 году – 34,6%), в частности, муниципальным образованиям Ленинградской области в виде «нецелевых» дотаций, субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, субвенций на исполнение муниципальными образованиями переданных государственных полномочий, иных межбюджетных трансфертов.
Кроме того, за предыдущие три года 94% расходов средств областного бюджета осуществлялось в рамках государственных программ Ленинградской области. Программный принцип расходной части областного бюджета предполагает, что использование средств бюджета должно быть взаимоувязано с достижением конкретных целей и плановых значений целевых показателей, установленных в соответствующих государственных программах Ленинградской области. Учитывая социальную направленность областного бюджета Ленинградской области, основной объем расходов осуществляется в рамках государственных программ Ленинградской области «Современное образование Ленинградской области», «Развитие здравоохранения в Ленинградской области», «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области».
– Какие наиболее распространенные ошибки допускают распорядители бюджетных средств? Всегда ли удается вовремя пресечь нарушения? Есть ли среди нарушителей такие, которые остаются невыявленными долгое время?
– Структура выявляемых нарушений в последние два года остается достаточно стабильной. Наибольший процент в общей сумме выявленных нарушений приходится на нарушения в ходе формирования и исполнения бюджетов, а также нарушения при осуществлении государственных и муниципальных закупок. В прошедшем году на каждую из указанных групп нарушений приходилось чуть более 46%. Значительно меньшую долю в финансовом выражении составляли нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 6,6%. Однако по количеству таких нарушений было выявлено около 20% от общего числа нарушений.
Среди нарушений при формировании и исполнении бюджетов достаточно часто выявляются нарушения порядков и условий предоставления межбюджетных субсидий, субсидий юридическим лицам. Среди распространенных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, допускаемых как государственными, так и муниципальными заказчиками, можно отметить нарушения в части приемки и оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, не соответствующих условиям заключенных контрактов (договоров), непредставление или несвоевременное представление информации и документов в реестр контрактов, заключенных заказчиками, внесение изменений в контракты (договоры) с нарушением требований, установленных законодательством.
В случае, если в ходе контрольных мероприятий инспекторами Контрольно-счетной палаты выявляются нарушения, требующие принятия безотлагательных мер по их пресечению, а также предотвращению нанесения материального ущерба Ленинградской области или муниципальному образованию, Контрольно-счетная палата направляет в проверяемые органы или организации, их должностным лицам предписания с требованиями об устранении нарушений.
Кроме того, в случае выявления бюджетных нарушений к нарушителям могут быть применены бюджетные меры принуждения. С этой целью Контрольно-счетная палата наделена полномочиями по направлению в финансовый орган Ленинградской области соответствующих уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.
При формировании планов работ на предстоящий год мы исходим, прежде всего, из того, чтобы проверочными мероприятиями были охвачены разные главные распорядители средств областного бюджета, относящиеся к различным отраслям экономики и социальной сферы. Более того, например, внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета Ленинградской области ежегодно проводится Контрольно-счетной палатой в отношении абсолютно всех главных распорядителей бюджетных средств.
Однако проверить каждый год все подведомственные учреждения по полному перечню вопросов, относящихся к компетенции Контрольно-счетной палаты, конечно, не представляется возможным.
Поэтому крайне важным представляется проведение органами исполнительной власти Ленинградской области по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты так называемой «работы над ошибками», в ходе которой внимательно изучаются, анализируются результаты проведенных мероприятий, информация о выявленных недостатках и нарушениях доводится до всех подведомственных учреждений с целью недопущения подобных нарушений в дальнейшем.
– Часто ли приходится сталкиваться с фактами коррупции? Становится ли их меньше?
– Полномочия Контрольно-счетной палаты Ленинградской области как органа внешнего государственного финансового контроля по выявлению признаков коррупционных правонарушений установлены федеральным и областным законодательством. К ним отнесено участие в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции. В случае, если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств бюджета Ленинградской области и(или) местного бюджета, а также средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Ленинградской области, в которых усматриваются признаки коррупционного правонарушения, Контрольно-счетная палата Ленинградской области незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.
Таким образом, противодействие коррупции осуществляется в форме выявления коррупционных рисков, коррупционных признаков в действиях (бездействиях) должностных лиц объектов контроля.
Если усматривается наличие признаков коррупции, то Контрольно-счетная палата Ленинградской области направляет представления об устранении выявленных нарушений. По результатам проверки может быть принято решение обратиться в прокуратуру или в иные правоохранительные органы.
Квалификация же коррупционных правонарушений в качестве уголовно наказуемого деяния (дача взятки, злоупотребление должностными полномочиями или превышение должностных полномочий, коммерческий подкуп и иное), в том числе установление признаков состава соответствующего преступления, наличие причиненного ущерба интересам государства и общества, а также получение личной выгоды конкретными должностными лицами не осуществляется в ходе контрольного мероприятия, поскольку относится к компетенции правоохранительных органов.
– Ваши специалисты могут внезапно прийти с проверкой в любое время, или же вы заранее предупреждаете руководителей предприятий и организаций? Какова периодичность таких проверок?
– Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе годового плана работы, который размещается до начала очередного финансового года на своем официальном сайте в сети «Интернет» по адресу www.ksplo.ru.
Годовой план работы состоит из двух разделов: экспертно-аналитическая деятельность и контрольная деятельность. Каждый пункт годового плана работы содержит: наименование мероприятия, срок проведения мероприятия, перечень ответственных за проведение мероприятия должностных лиц.
Таким образом, объекты контроля имеют возможность ознакомиться с планируемыми Контрольно-счетной палатой мероприятиями и сроками их проведения.
Действующим федеральным и региональным законодательством не установлены ограничения периодичности проведения контрольно-счетным органом проверок. Следует отметить, что планирование деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется с учетом результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Законодательного собрания Ленинградской области, предложений и запросов Губернатора Ленинградской области.
– Как обычному гражданину ознакомиться с работой Контрольно-счетной палаты Ленинградской области? Принимаете ли вы обращения от жителей региона? Если да, то с какими вопросами обычно обращаются?
– Информация о деятельности Контрольно-счетной палаты, в том числе сведения о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах публикуются Контрольно-счетной палатой на своем официальном сайте в сети «Интернет» по адресу www.ksplo.ru.
В 2019 году в Контрольно-счетную палату Ленинградской области поступило и было рассмотрено 41 обращение граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц.
Заявители в обращениях указывали в том числе на вопросы законности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на строительство и ремонт объектов социальной и инженерной инфраструктуры, соблюдение требований законодательства Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Ряд обращений содержали жалобы и информацию о возможных нарушениях в действиях должностных лиц государственных и муниципальных учреждений. Поступали обращения с просьбами о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений Ленинградской области.
Все обращения были рассмотрены в пределах компетенции Контрольно-счетной палаты Ленинградской области в установленные законодательством сроки.
Обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию Контрольно-счетной палаты, были направлены в установленные законодательством сроки в соответствующие органы (должностным лицам), в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителей о переадресации обращения.
– Каково, на ваш взгляд, качество бюджетного процесса в 47-м регионе? Нужно ли его оптимизировать?
– В целом бюджетный процесс в Ленинградской области организован на достаточно высоком уровне, что на протяжении последних лет подтверждается оценками Министерства финансов Российской Федерации о надлежащем качестве управления региональными финансами. Кроме того, качество бюджетного процесса в Ленинградской области подтверждается высокими позициями региона в рейтинге кредитоспособности субъектов ООО «Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» (в 2018 году – 3-е место, в 2019 году – 4-е место) и в кредитном рейтинге Международного рейтингового агентства «Standart&Poor`s» (по итогам 2018 и 2019 годов: «BB+», cтабильный).
При этом по результатам экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палатой систематически отмечаются некоторые нарушения и недостатки в процессе формирования и исполнения областного бюджета Ленинградской области.
Устранение и недопущение вышеуказанных недостатков будет способствовать оптимизации отдельных аспектов бюджетного процесса в Ленинградской области.
Специально для «Вестей»
Вопросы задавал
Михаил Козлов