Главная Власть МАРИНА ЛЯХОВА: «О КАЧЕСТВЕ НАШЕЙ РАБОТЫ ГОВОРИТ РОСТ ОБЪЕМА СРЕДСТВ, ВОЗВРАЩЕННЫХ В БЮДЖЕТ РЕГИОНА»

МАРИНА ЛЯХОВА: «О КАЧЕСТВЕ НАШЕЙ РАБОТЫ ГОВОРИТ РОСТ ОБЪЕМА СРЕДСТВ, ВОЗВРАЩЕННЫХ В БЮДЖЕТ РЕГИОНА»

В 2017 году Контрольно-счетная палата Ленинградской области устранила нарушений на сумму 0,48 млн рублей, в 2018 году – уже на сумму чуть более 5 млн рублей, а в 2019 году – на общую сумму свыше 7 млн рублей. Об этом в интервью нашему корреспонденту рассказала председатель Контрольно-счетной палаты 47-го региона Марина ЛЯХОВА.

– Марина Александровна, каждому налогоплательщику Ленинградской области небезразлично, как расходуются его средства, каким образом формируется бюджет региона. Именно Контрольно-счетная палата как орган внешнего государственного финансового контроля следит за исполнением бюджета. Какие организации вы проверяете? Много ли нарушений удалось выявить за минувший год?

– Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой Ленинградской области в отношении органов государственной власти Ленинградской области и государственных органов Ленинградской области, органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом Ленинградской области, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ленинградской области, органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств областного бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета Ленинградской области, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств областного бюджета, и (или) в случаях, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Ленинградской области.

В 2019 году Контрольно-счетной палатой проведено 61 мероприятие, из них: 8 контрольных и 53 экспертно-аналитических мероприятия, которыми было охвачено 125 объектов контроля.

В 2019 году выявлено 600 нарушений на общую сумму 140,5 млн руб.

Наибольший удельный вес в общем объеме выявленных нарушений по сумме приходился на нарушения при формировании и исполнении бюджетов (нарушения порядка и условий предоставления межбюджетных субсидий, нарушения порядка предоставления (использования) субсидий юридическим(и) лицам(и), нарушения порядка и условий оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений и другие) – 46,4% от общей суммы выявленных нарушений и нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 46,8%.

– Какие меры следуют после того, как выявлено нарушение? Что особенно запомнилось из практики прошедшего года?

– Нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия, фиксируются в актах проверки, которые направляются для сведения руководителям проверяемых органов и организаций. В случае наличия разногласий по актам проверки такие разногласия рассматриваются на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты.

По завершении мероприятия отчет или заключение о результатах мероприятия направляются для сведения Губернатору Ленинградской области и в Законодательное собрание Ленинградской области. Более того, отчеты по результатам проведения контрольных мероприятий подлежат рассмотрению на заседаниях Законодательного собрания Ленинградской области.

У Контрольно-счетной палаты как органа внешнего государственного финансового контроля имеется достаточный инструментарий для воздействия на объекты контроля как с целью своевременного устранения выявленных нарушений, так и привлечения физических и юридических лиц к ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере. Так, по итогам проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия в адрес объектов контроля могут быть направлены представления, предписания с требованиями о принятии мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению ущерба, причиненного бюджету Ленинградской области.

Контрольно-счетная палата также законодательно наделена полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях по целому ряду составов административных правонарушений. Также материалы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий могут передаваться в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Если говорить об основных итогах прошедшего года, то в органы государственной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления и проверяемые организации было внесено 8 представлений. Должностными лицами Контрольно-счетной палаты возбуждено 8 дел об административных правонарушениях, по пяти из них вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа. К дисциплинарной ответственности привлечены 16 должностных лиц объектов контроля.

Проводимая органами государственной власти работа по исполнению представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты, в том числе направленных в предшествующие годы, находится на постоянном контроле, который осуществляется нами до полного исполнения требований, содержащихся в представлениях и предписаниях.

Положительные результаты этой работы наглядно отражает рост в последние два года показателя объема средств, возвращенных в бюджет Ленинградской области. Если в 2017 году по результатам проведения мероприятий Контрольно-счетной палаты было устранено нарушений на сумму 0,48 млн рублей, то в 2018 году – уже на сумму чуть более 5,0 млн рублей, а в 2019 году – на общую сумму свыше 7 млн рублей.

Рядом государственных и муниципальных учреждений, отдельными органами исполнительной власти Ленинградской области и администрациями муниципальных образований в отношении подрядчиков, а также иных организаций ведется в досудебном и судебном порядке работа по взысканию денежных средств.

По итогам контроля мы отмечаем, что все большее количество предложений и рекомендаций Контрольно-счетной палаты находят реализацию в конкретных, принимаемых органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления, мерах по совершенствованию порядков предоставления и использования бюджетных средств, нормативно-правового регулирования в той или иной сфере, усилению мер внутреннего финансового контроля и аудита.

С целью устранения выявленных нарушений, реализации предложений Контрольно-счетной палаты органами исполнительной власти, подведомственными учреждениями принимаются и реализуются конкретные планы мероприятий. Все это говорит о высокой востребованности результатов работы Контрольно-счетной палаты, практической значимости подготавливаемых ею рекомендаций и предложений.

– Изменилась ли общая структура формирования и использования средств бюджета Ленинградской области в последнее время?

– За предыдущие годы общая структура формирования и использования бюджета Ленинградской области претерпела незначительные изменения.

Так, доходную часть областного бюджета составляют налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления от других уровней бюджетной системы РФ и поступления от различных государственных и негосударственных организаций.

За последние три года налоговые и неналоговые доходы сформировали основную долю в общем объеме поступлений в областной бюджет: в 2017 году – 92,5%, в 2018 году – 91,6%, в 2019 году – 90,6%.

В структуре налоговых и неналоговых поступлений в областной бюджет значительную часть занимают доходы от налога на прибыль организаций (в 2017 году – 42,9%, в 2018 году – 50,4%, в 2019 году – 45,6%), налога на доходы физических лиц (в 2017 году – 25,2%, в 2018 году – 22%, в 2019 году – 22,8%), налога на имущество организаций (в 2017 году – 16,6%, в 2018 году – 15,6%, в 2019 году – 16,1%).

Среди безвозмездных поступлений в областной бюджет преобладают доходы от различных видов межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, бюджета Санкт-Петербурга, Пенсионного фонда РФ, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области.

На протяжении последних лет в структуре расходов областного бюджета Ленинградской области основную долю составляют расходы на социально-культурную сферу (образование, здравоохранение, социальная политика, культура, физическая культура и спорт): в 2017 году – 62,3%, в 2018 году – 62,9%, в 2019 году – 62,9% (или 88 676,1 млн руб.).

В разрезе видов расходов за период 2017-2019 годов наибольшую долю в структуре расходов областного бюджета составляют межбюджетные трансферты другим уровням бюджетной системы РФ (в 2017 году – 39%, в 2018 году – 38%, в 2019 году – 34,6%), в частности, муниципальным образованиям Ленинградской области в виде «нецелевых» дотаций, субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, субвенций на исполнение муниципальными образованиями переданных государственных полномочий, иных межбюджетных трансфертов.

Кроме того, за предыдущие три года 94% расходов средств областного бюджета осуществлялось в рамках государственных программ Ленинградской области. Программный принцип расходной части областного бюджета предполагает, что использование средств бюджета должно быть взаимоувязано с достижением конкретных целей и плановых значений целевых показателей, установленных в соответствующих государственных программах Ленинградской области. Учитывая социальную направленность областного бюджета Ленинградской области, основной объем расходов осуществляется в рамках государственных программ Ленинградской области «Современное образование Ленинградской области», «Развитие здравоохранения в Ленинградской области», «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области».

– Какие наиболее распространенные ошибки допускают распорядители бюджетных средств? Всегда ли удается вовремя пресечь нарушения? Есть ли среди нарушителей такие, которые остаются невыявленными долгое время?

– Структура выявляемых нарушений в последние два года остается достаточно стабильной. Наибольший процент в общей сумме выявленных нарушений приходится на нарушения в ходе формирования и исполнения бюджетов, а также нарушения при осуществлении государственных и муниципальных закупок. В прошедшем году на каждую из указанных групп нарушений приходилось чуть более 46%. Значительно меньшую долю в финансовом выражении составляли нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 6,6%. Однако по количеству таких нарушений было выявлено около 20% от общего числа нарушений.

Среди нарушений при формировании и исполнении бюджетов достаточно часто выявляются нарушения порядков и условий предоставления межбюджетных субсидий, субсидий юридическим лицам. Среди распространенных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, допускаемых как государственными, так и муниципальными заказчиками, можно отметить нарушения в части приемки и оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, не соответствующих условиям заключенных контрактов (договоров), непредставление или несвоевременное представление информации и документов в реестр контрактов, заключенных заказчиками, внесение изменений в контракты (договоры) с нарушением требований, установленных законодательством.

В случае, если в ходе контрольных мероприятий инспекторами Контрольно-счетной палаты выявляются нарушения, требующие принятия безотлагательных мер по их пресечению, а также предотвращению нанесения материального ущерба Ленинградской области или муниципальному образованию, Контрольно-счетная палата направляет в проверяемые органы или организации, их должностным лицам предписания с требованиями об устранении нарушений.

Кроме того, в случае выявления бюджетных нарушений к нарушителям могут быть применены бюджетные меры принуждения. С этой целью Контрольно-счетная палата наделена полномочиями по направлению в финансовый орган Ленинградской области соответствующих уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.

При формировании планов работ на предстоящий год мы исходим, прежде всего, из того, чтобы проверочными мероприятиями были охвачены разные главные распорядители средств областного бюджета, относящиеся к различным отраслям экономики и социальной сферы. Более того, например, внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета Ленинградской области ежегодно проводится Контрольно-счетной палатой в отношении абсолютно всех главных распорядителей бюджетных средств.

Однако проверить каждый год все подведомственные учреждения по полному перечню вопросов, относящихся к компетенции Контрольно-счетной палаты, конечно, не представляется возможным.

Поэтому крайне важным представляется проведение органами исполнительной власти Ленинградской области по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты так называемой «работы над ошибками», в ходе которой внимательно изучаются, анализируются результаты проведенных мероприятий, информация о выявленных недостатках и нарушениях доводится до всех подведомственных учреждений с целью недопущения подобных нарушений в дальнейшем.

– Часто ли приходится сталкиваться с фактами коррупции? Становится ли их меньше?

– Полномочия Контрольно-счетной палаты Ленинградской области как органа внешнего государственного финансового контроля по выявлению признаков коррупционных правонарушений установлены федеральным и областным законодательством. К ним отнесено участие в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции. В случае, если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств бюджета Ленинградской области и(или) местного бюджета, а также средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Ленинградской области, в которых усматриваются признаки коррупционного правонарушения, Контрольно-счетная палата Ленинградской области незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.

Таким образом, противодействие коррупции осуществляется в форме выявления коррупционных рисков, коррупционных признаков в действиях (бездействиях) должностных лиц объектов контроля.

Если усматривается наличие признаков коррупции, то Контрольно-счетная палата Ленинградской области направляет представления об устранении выявленных нарушений. По результатам проверки может быть принято решение обратиться в прокуратуру или в иные правоохранительные органы.

Квалификация же коррупционных правонарушений в качестве уголовно наказуемого деяния (дача взятки, зло­употребление должностными полномочиями или превышение должностных полномочий, коммерческий подкуп и иное), в том числе установление признаков состава соответствующего преступления, наличие причиненного ущерба интересам государства и общества, а также получение личной выгоды конкретными должностными лицами не осуществляется в ходе контрольного мероприятия, поскольку относится к компетенции правоохранительных органов.

– Ваши специалисты могут внезапно прийти с проверкой в любое время, или же вы заранее предупреждаете руководителей предприятий и организаций? Какова периодичность таких проверок?

– Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе годового плана работы, который размещается до начала очередного финансового года на своем официальном сайте в сети «Интернет» по адресу www.ksplo.ru.

Годовой план работы состоит из двух разделов: экспертно-аналитическая деятельность и контрольная деятельность. Каждый пункт годового плана работы содержит: наименование мероприятия, срок проведения мероприятия, перечень ответственных за проведение мероприятия должностных лиц.

Таким образом, объекты контроля имеют возможность ознакомиться с планируемыми Контрольно-счетной палатой мероприятиями и сроками их проведения.

Действующим федеральным и региональным законодательством не установлены ограничения периодичности проведения контрольно-счетным органом проверок. Следует отметить, что планирование деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется с учетом результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Законодательного собрания Ленинградской области, предложений и запросов Губернатора Ленинградской области.

– Как обычному гражданину ознакомиться с работой Контрольно-счетной палаты Ленинградской области? Принимаете ли вы обращения от жителей региона? Если да, то с какими вопросами обычно обращаются?

– Информация о деятельности Контрольно-счетной палаты, в том числе сведения о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах публикуются Контрольно-счетной палатой на своем официальном сайте в сети «Интернет» по адресу www.ksplo.ru.

В 2019 году в Контрольно-счетную палату Ленинградской области поступило и было рассмотрено 41 обращение граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц.

Заявители в обращениях указывали в том числе на вопросы законности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на строительство и ремонт объектов социальной и инженерной инфраструктуры, соблюдение требований законодательства Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Ряд обращений содержали жалобы и информацию о возможных нарушениях в действиях должностных лиц государственных и муниципальных учреждений. Поступали обращения с просьбами о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений Ленинградской области.

Все обращения были рассмотрены в пределах компетенции Контрольно-счетной палаты Ленинградской области в установленные законодательством сроки.

Обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию Контрольно-счетной палаты, были направлены в установленные законодательством сроки в соответствующие органы (должностным лицам), в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителей о переадресации обращения.

– Каково, на ваш взгляд, качество бюджетного процесса в 47-м регионе? Нужно ли его оптимизировать?

– В целом бюджетный процесс в Ленинградской области организован на достаточно высоком уровне, что на протяжении последних лет подтверждается оценками Министерства финансов Российской Федерации о надлежащем качестве управления региональными финансами. Кроме того, качество бюджетного процесса в Ленинградской области подтверждается высокими позициями региона в рейтинге кредитоспособности субъектов ООО «Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» (в 2018 году – 3-е место, в 2019 году – 4-е место) и в кредитном рейтинге Международного рейтингового агентства «Standart&Poor`s» (по итогам 2018 и 2019 годов: «BB+», cтабильный).

При этом по результатам экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палатой систематически отмечаются некоторые нарушения и недостатки в процессе формирования и исполнения областного бюджета Ленинградской области.

Устранение и недопущение вышеуказанных недостатков будет способствовать оптимизации отдельных аспектов бюджетного процесса в Ленинградской области.

Специально для «Вестей»

Вопросы задавал

Михаил Козлов

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
19 апреля Быть социально ответственным бизнесом – почетно
Здоровье
19 апреля Вернуть к нормальной жизни
Новости Ленинградской области
19 апреля Спортивные выходные в Ленобласти: покажем силу мышц и остроту ума
Новости Ленинградской области
19 апреля Ленобласть защищает права людей
Новости Ленинградской области
19 апреля Природный газ – в домах Приозерского района
Новости Ленинградской области
19 апреля Тепло добрых сердец
Новости Ленинградской области
19 апреля Разделяй отходы смолоду
Новости Ленинградской области
19 апреля Наведем порядок вместе
Новости Ленинградской области
19 апреля Бороться с огнем регион готов!
Новости Ленинградской области
19 апреля Благоустройство с умом
Новости Ленинградской области
19 апреля Состоялся Слет социальных предприятий Ленобласти
Криминальные вести
19 апреля Полиция расследует смерть пешехода в Гатчине
Криминальные вести
19 апреля Задержаны грабители, избившие жителя Мурино
Криминальные вести
19 апреля Студент из Мурино воспользовался банковской картой пенсионерки
Криминальные вести
19 апреля В Рощино ищут напавшего с молотком на подростка
Криминальные вести
19 апреля В Кировске мужчина едва не убил своего отчима
Криминальные вести
19 апреля В поселке Семрино охранник выстрелил в ногу петербуржцу
Криминальные вести
19 апреля Более трех килограммов наркотиков обнаружено в лесах у Вырицы
^