В этот Новый год фильму «Чародей» исполнилось уже 42 года. Двухсерийная музыкальная киносказка вышла на экраны 31 декабря 1982 года в постановке режиссера Константина Бромберга (известен также по работе над лентой «Приключения электроника»).
В основе сюжета – история любви Ивана Пухова (москвича, сотрудника фабрики музыкальных инструментов и музыканта) и его невесты Алёнушки Саниной, которая работает в Научном универсальном институте необыкновенных услуг в вымышленном городе Китежграде.
Молодые договорились, что после свадьбы, которая должна вот-вот состояться, Алёна переедет к будущему мужу в Москву. Но есть люди в Китежграде, которые не хотят ее отпускать. О ней мечтает заместитель директора института Аполлон Сатанеев. Он наговаривает на Алену директору института Кире Шемаханской, что та якобы хочет увести ее давнего поклонника и потенциального жениха, заместителя директора по науке Ивана Киврина. Ослепленная ревностью начальница, не разобравшись в ситуации, накладывает на Алену заклятие «зимнего сердца». С этого момента Алёна из добросердечной и любящей девушки превращается в настоящую ведьму – злую, бесчувственную и расчетливую карьеристку. Она забывает про своего возлюбленного и начинает расставлять сети на «перспективного» Сатанеева, чему тот, естественно, очень рад.
Коллеги Алёны, Виктор Ковров и Фома Брыль, быстро понимают, что дело нечисто, ведь Алена стала совсем не своя. Они узнают о проклятии и выясняют, что его можно снять, только если Алена до наступления Нового года добровольно поцелует того, кого по-настоящему любит… В общем, все как в настоящей сказке.
ВОЛШЕБСТВО НА КАЖДОМ ШАГУ
Если этот сюжет напомнил вам повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» – вам не почудилось. Имена отдельных героев и общая картина места действия (некий местечковый научный институт, где изучают волшебство и магию), а также некоторые отдельные детали действительно взяты из этой книги. И все же «Чародеи» не являются экранизацией и представляют собой самостоятельную историю с использованием сюжетных линий и атрибутов из всем известных сказок – про спящую красавицу, конька-горбунка, бременских музыкантов и других. Встречаются здесь и ведьма на метле, и кот ученый, и волшебная палочка, и скатерть-самобранка, и сапоги-скороходы, и шапка-невидимка, и волшебное зеркало, и лабиринт, из которого нет выхода…
А еще здесь волшебники могут проходить сквозь стены. Прямо как герои книг о Гарри Потере Джоан Роулинг: на вокзале Кингс-Кросс в Лондоне надо было пройти сквозь стену, чтобы попасть на платформу 9¾, от которой отъезжали поезда в Хогвартс. Помните, как Гарри не знал, как попасть на нужную платформу, и мама его будущего друга Рона подсказала: «Все, что тебе надо сделать, – это пойти прямо через разделительный барьер между платформами девять и десять. Самое главное – тебе нельзя останавливаться и нельзя бояться, что ты врежешься в барьер».
В «Чародеях» есть похожее наставление герою: «Для того, чтобы проходить сквозь стены есть три условия: видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий». Это тем более удивительно, ведь фильм был снят в 1982 году – задолго до публикации популярной серии книг про волшебников и «маглов».
К слову о мистике. Члены съемочной группы «Чародеев» утверждали, что во время съемок над их головами завис неопознанный летающий объект. Но пока они разворачивали камеру, чтобы снять его, объект исчез на горизонте….
СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК
И все же для современников одной из главных изюминок этой истории стали даже не волшебство и сказочные атрибуты, а «тонкий намек на толстые обстоятельства» – ироничный взгляд на приметы того времени, когда создавался фильм, его «болячки» и характерные черты.
Это были последние годы правления Леонида Брежнева. В экономике СССР накопилось много проблем, в том числе вечный дефицит продуктов и товаров народного потребления. На предприятиях предпринимались попытки создать качественные отечественные товары по европейским образцам, но зачастую оборачивалось все тем, что шапка-невидимка исчезла, скатерть-самобранка ведет себя, как хамоватые продавщицы в советских магазинах, ковер-самолет не летает, а волшебная палочка понимает команды слишком буквально. А один из главных героев Сатанеев очень напоминает типичного советского бюрократа.
ЗВЕЗДЫ «ЧАРОДЕЕВ»
Отдельного разговора стоит подбор актеров.
Например, зрители были в восторге от пары Александр Абдулов (Иван Пухов) – Александра Яковлева (Алена Санина). Но на их месте могли оказаться совсем другие актеры.
Алёнушка
На роль Аленушки режиссер Константин Бромберг искал актрису, которая смогла бы сыграть одновременно хрупкую, нежную и влюбленную девушку и ее антипод – жестокую и расчетливую стерву, настоящую ведьму. На эту роль пробовались многие известные советские красавицы и актрисы – Ирина Алфёрова, Елена Цыплакова, Ирина Муравьёва, Наталья Белохвостикова и другие. Но в Алферовой и Цыплаковой режиссер не смог разглядеть «темную сторону», Ирина Муравьева вписалась в образ, но была забракована из-за возраста, Наталью Белохвостикову Бромберг посчитал слишком утонченной и аристократичной для ведьмы. И в конечном итоге выбор режиссера пал на Александру Яковлеву. Актриса доказала, что может быть очень разной и добиваться своего во что бы то ни стало.
При этом на площадке ее принимали не все. Съемочную группу раздражало, что Александра очень придирчиво относилась к своей внешности, готовилась к съемкам буквально по несколько часов и часто путалась в тексте. Но на экране Аленушка в исполнении Яковлевой получилась действительно неотразимой.
Иванушка
Попробовать себя в роли возлюбленного Алены – Ивана Пухова – приглашались Олег Янковский, Сергей Проханов, Игорь Костолевский, Ивар Калныньш, Николай Ерёменко, Альберт Филозов, Игорь Старыгин, Михаил Боярский. Но из всех проб режиссера полностью удовлетворила только одна – с Александром Абдуловым.
Между тем телевизионное начальство не устраивала кандидатура Абдулова, утверждение затягивалось. Поэтому первые кадры с участием главного героя – например, в сценах поездки на тройках под мелодию «Три белых коня» – пришлось снимать с дублером. Однако даже когда Абдулова утвердили, возникли новые сложности. В это время актер был очень востребован и снимался сразу в пяти кинокартинах, плюс играл в спектаклях театра «Ленком». Чтобы как-то выкрутиться из ситуации, режиссер принял решение снимать сцены с Александром Абдуловым по ночам.
Директор Шемаханская
Образ Киры Анатольевны Шемаханской, директора НУИНУ, примеряли на себя Алиса Фрейндлих, Наталья Гундарева и Маргарита Терехова. Однако, когда в кадре появилась Екатерина Васильева, процесс поисков был тут же завершен, режиссер сразу понял – это она!
Режиссер не ошибся. Екатерина Васильева с ее импозантной внешностью и природным магнетизмом очень органично вписалась в образ суровой и преданной делу начальницы, могущественной чародейки и самой обычной женщины, которая влюбляется, ревнует и допускает ошибки.
Зрители с восторгом встретили любимую актрису в роли волшебницы, но, как говорят, сама Васильева не любит вспоминать съемки в фильме и тяготится ролью ведьмы. Дело в том, что в 90е годы популярная актриса связала свою жизнь с церковью и исполнение роли ведьмы стала считать своим грехом.
Аполлон Митрофанович Сатанеев
Заместителя директора НУИНУ по административно-хозяйственной части блистательно сыграл Валентин Гафт. Как отзывались после просмотра зрители, ему удалось создать образ злодея, который одновременно и комичен, и отталкивает.
По сюжету «Чародеев» его герой страстно влюблен в героиню Александры Яковлевой. Но, как рассказывали коллеги по съемочной площадке, на деле актер не то что общаться, даже в одном кадре не желал быть с актрисой. Якобы его раздражали ее манеры, что она часто опаздывала и забывала текст, ведь сам Гафт был перфекционистом в работе, свои реплики знал на зубок и ждал того же от коллег. Но сами актеры после съемок называли все возникавшие конфликты просто рабочими моментами и обычными творческими разногласиями, какие случаются между профессионалом и молодым актером.
Иван Киврин
На роль Ивана Киврина, поклонника Шемаханской, режиссер поначалу звал Николая Гринько, с которым он уже работал на съемках фильма «Приключения Электроника». Также на эту роль пробовался Олег Басилашвили. Но позже он решил изменить характер персонажа, сделав авторитетного и опытного мага более «человечным», искренним и не без чувства юмора. В этот образ прекрасно вписался актер Валерий Золотухин, что стало настоящим подарком для Екатерины Васильевой – актеры дружили долгие годы, еще со времен съемок в фильме «Бумбараш».
Валерий Сергеевич показал своего героя человеком, который готов бороться за свою любовь и не столько за счет колдовства, сколько своей находчивостью и упорством.
Друзья и коллеги Виктор Ковров и Фома Брыль
Дуэт Коврова и Брыля в исполнении Эммануила Виторгана и Михаила Светина сразу полюбился зрителям. Но на эти роль претендовали и другие известные актеры. Так, на роль Коврова претендовали Александр Ширвиндт, Андрей Миронов, Георгий Бурков, Евгений Стеблов и Вениамин Смехов, а в списках претендентов на роль Брыля были Юрий Никулин, Спартак Мишулин, Михаил Боярский, Олег Анофриев и несколько других актеров.
Но когда Константин Бромберг увидел, как смотрятся вместе Виторган и Светин (Виторган со своим высоким ростом буквально нависал над Светиным, так что тому приходилось задирать голову, чтобы видеть глаза собеседника, это выглядело очень уморительно и при этом органично), у него отпали все сомнения.
Гость с юга
Харизматичного гостя с юга, заблудившегося в стенах института, сыграл актер Семен Фарада. За время съемок ему пришлось прошагать по лабиринтам коридоров не один десяток километров. Съемки проходили в телецентре Останкино. Все те, кто хоть раз там бывал, помнят его длинные однотипные коридоры со множеством ответвлений и тупиков. Даже режиссер Константин Бромберг сам однажды там заблудился.
Роль Семена Фарады в «Чародеях» небольшая и в общем-то задумывалась как эпизодическая, но для актера она стала знаковой и очень запоминающейся. По сути актер сам придумал себе роль, на ходу импровизируя и выдавая фразы, впоследствии ставшие крылатыми. Например, «Боже, как я похудел», «Ну кто так строит?! Кто так строит?», «Каждый заблуждается в меру своих возможностей» или «Здесь прошли люди, и я их найду».
Василий – кот ученый
По изначальному сценарию у говорящего кота Василия роль в фильме была гораздо серьезнее. Например, кот изобличал Сатанеева и уговаривал Ивана «поддаться природным инстинктам» и не бояться поцеловать заколдованную Аленушку. Но киноначальство не оценило этот образ, тем более что он чем-то напоминал булгаковского кота Бегемота, и потребовало вырезать большинство сцен с котом. В итоге ему оставили всего два слова – «Хам» и «Ура», что очень расстроило Георгия Вицина, который озвучивал этого персонажа.
Между прочим, на роль ученого кота тоже было много претендентов, всего отсмотрели 18 животных. Каждому смазывали мордочку сметаной и следили за тем насколько выразительно он «говорит» (облизывается).
ТРИ БЕЛЫХ КОНЯ
Музыка и песни к фильму – еще один из секретов успеха картины. После выхода киноленты на экраны они были выпущены фирмой «Мелодия» на виниловой пластинке под названием «Представь себе» и были очень популярны долгое время. А уж песня «Три белых коня» остается хитом для многих людей и по сей день.
Композитором был приглашен Евгений Крылатов, текст песен сочинил Леонид Дербенев, а музыкальное сопровождение обеспечили вокально-инструментальный ансамбль «Добры молодцы».
В фильме Эммануил Виторган, Михаил Светин, Семен Фарада и Александр Абдулов (за исключением «Серенады») сами исполняют свои песни. А вот за Александру Яковлеву, Екатерину Васильеву и Анну Ашимову пели Ирина Отиева, Жанна Рождественская и Ольга Рождественская (кроме песни «Три белых коня», которую исполнила Лариса Долина).
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЦИТАТЫ:
– Форме сегодня придается большое…
– …содержание.
Даром в этом мире никому ничего не дается. Даже дуракам…
– Алёна Игоревна у себя?
– У себя. Только, кажется, не в себе.
– Но ведь я замуж выхожу!
– Что так скоропостижно?..
– Трудно любить ведьму?
– Трудно, когда тебя не любят!
Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий!
Кровью скреплять не будем, чернила надежнее…
– Вы считаете меня ведьмой? Не по должности, а по сути?
– Конечно!
Ну что ж, меня ругают – значит я существую.
Главное, чтобы костюмчик сидел!
— Ну кто так строит?! Кто так строит?!
– Васенька, ну скажи им что-нибудь новогоднеее
Сделай так, чтобы мы встретили Новый год. А то эти взрослые со своей любовью совсем про него забыли…