Главная «Чародеи»: самая новогодняя сказка 80-­х

«Чародеи»: самая новогодняя сказка 80-­х

В Новый год у россиян сложилась традиция …ходить в баню (нет) – смотреть «Иронию судьбы», а в Рождество – «Вечера на хуторе близ Диканьки» в классической версии 1961 года или в жанре кинокомедии-мюзикла 2001 года выпуска. И, увы, не многие вспоминают про советскую музыкальную комедию-киносказку «Чародеи». А ведь это один из фильмов, в котором не просто царит новогодняя атмосфера, но и случаются настоящие рождественские чудеса.

В этот Новый год фильму «Чародей» исполнилось уже 42 года. Двухсерийная музыкальная киносказка вышла на экраны 31 декабря 1982 года в постановке режиссера Константина Бромберга (известен также по работе над лентой «Приключения электроника»).

В основе сюжета – история любви Ивана Пухова (москвича, сотрудника фабрики музыкальных инструментов и музыканта) и его невесты Алёнушки Саниной, которая работает в Научном универсальном институте необыкновенных услуг в вымышленном городе Китежграде.

Молодые договорились, что после свадьбы, которая должна вот-вот состояться, Алёна переедет к будущему мужу в Москву. Но есть люди в Китежграде, которые не хотят ее отпускать. О ней мечтает заместитель директора института Аполлон Сатанеев. Он наговаривает на Алену директору института Кире Шемаханской, что та якобы хочет увести ее давнего поклонника и потенциального жениха, заместителя директора по науке Ивана Киврина. Ослепленная ревностью начальница, не разобравшись в ситуации, накладывает на Алену заклятие «зимнего сердца». С этого момента Алёна из добросердечной и любящей девушки превращается в настоящую ведьму – злую, бесчувственную и расчетливую карьеристку. Она забывает про своего возлюбленного и начинает расставлять сети на «перспективного» Сатанеева, чему тот, естественно, очень рад.

Коллеги Алёны, Виктор Ковров и Фома Брыль, быстро понимают, что дело нечисто, ведь Алена стала совсем не своя. Они узнают о проклятии и выясняют, что его можно снять, только если Алена до наступления Нового года добровольно поцелует того, кого по-настоящему любит… В общем, все как в настоящей сказке.

ВОЛШЕБСТВО НА КАЖДОМ ШАГУ

Если этот сюжет напомнил вам повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» – вам не почудилось. Имена отдельных героев и общая картина места действия (некий местечковый научный институт, где изучают волшебство и магию), а также некоторые отдельные детали действительно взяты из этой книги. И все же «Чародеи» не являются экранизацией и представляют собой самостоятельную историю с использованием сюжетных линий и атрибутов из всем известных сказок – про спящую красавицу, конька-горбунка, бременских музыкантов и других. Встречаются здесь и ведьма на метле, и кот ученый, и волшебная палочка, и скатерть-самобранка, и сапоги-скороходы, и шапка-невидимка, и волшебное зеркало, и лабиринт, из которого нет выхода…

А еще здесь волшебники могут проходить сквозь стены. Прямо как герои книг о Гарри Потере Джоан Роулинг: на вокзале Кингс-Кросс в Лондоне надо было пройти сквозь стену, чтобы попасть на платформу 9¾, от которой отъезжали поезда в Хогвартс. Помните, как Гарри не знал, как попасть на нужную платформу, и мама его будущего друга Рона подсказала: «Все, что тебе надо сделать, – это пойти прямо через разделительный барьер между платформами девять и десять. Самое главное – тебе нельзя останавливаться и нельзя бояться, что ты врежешься в барьер».

В «Чародеях» есть похожее наставление герою: «Для того, чтобы проходить сквозь стены есть три условия: видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий». Это тем более удивительно, ведь фильм был снят в 1982 году – задолго до публикации популярной серии книг про волшебников и «маглов».

К слову о мистике. Члены съемочной группы «Чародеев» утверждали, что во время съемок над их головами завис неопознанный летающий объект. Но пока они разворачивали камеру, чтобы снять его, объект исчез на горизонте….

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК

И все же для современников одной из главных изюминок этой истории стали даже не волшебство и сказочные атрибуты, а «тонкий намек на толстые обстоятельства» – ироничный взгляд на приметы того времени, когда создавался фильм, его «болячки» и характерные черты.

Это были последние годы правления Леонида Брежнева. В экономике СССР накопилось много проблем, в том числе вечный дефицит продуктов и товаров народного потребления. На предприятиях предпринимались попытки создать качественные отечественные товары по европейским образцам, но зачастую оборачивалось все тем, что шапка-невидимка исчезла, скатерть-самобранка ведет себя, как хамоватые продавщицы в советских магазинах, ковер-самолет не летает, а волшебная палочка понимает команды слишком буквально. А один из главных героев Сатанеев очень напоминает типичного советского бюрократа.

ЗВЕЗДЫ «ЧАРОДЕЕВ»

Отдельного разговора стоит подбор актеров.

Например, зрители были в восторге от пары Александр Абдулов (Иван Пухов) – Александра Яковлева (Алена Санина). Но на их месте могли оказаться совсем другие актеры.

Алёнушка

На роль Аленушки режиссер Константин Бромберг искал актрису, которая смогла бы сыграть одновременно хрупкую, нежную и влюбленную девушку и ее антипод – жестокую и расчетливую стерву, настоящую ведьму. На эту роль пробовались многие известные советские красавицы и актрисы – Ирина Алфёрова, Елена Цыплакова, Ирина Муравьёва, Наталья Белохвостикова и другие. Но в Алферовой и Цыплаковой режиссер не смог разглядеть «темную сторону», Ирина Муравьева вписалась в образ, но была забракована из-за возраста, Наталью Белохвостикову Бромберг посчитал слишком утонченной и аристократичной для ведьмы. И в конечном итоге выбор режиссера пал на Александру Яковлеву. Актриса доказала, что может быть очень разной и добиваться своего во что бы то ни стало.

При этом на площадке ее принимали не все. Съемочную группу раздражало, что Александра очень придирчиво относилась к своей внешности, готовилась к съемкам буквально по несколько часов и часто путалась в тексте. Но на экране Аленушка в исполнении Яковлевой получилась действительно неотразимой.

Иванушка

Попробовать себя в роли возлюбленного Алены – Ивана Пухова – приглашались Олег Янковский, Сергей Проханов, Игорь Костолевский, Ивар Калныньш, Николай Ерёменко, Альберт Филозов, Игорь Старыгин, Михаил Боярский. Но из всех проб режиссера полностью удовлетворила только одна – с Александром Абдуловым.

Между тем телевизионное начальство не устраивала кандидатура Абдулова, утверждение затягивалось. Поэтому первые кадры с участием главного героя – например, в сценах поездки на тройках под мелодию «Три белых коня» – пришлось снимать с дублером. Однако даже когда Абдулова утвердили, возникли новые сложности. В это время актер был очень востребован и снимался сразу в пяти кинокартинах, плюс играл в спектаклях театра «Ленком». Чтобы как-то выкрутиться из ситуации, режиссер принял решение снимать сцены с Александром Абдуловым по ночам.

Директор Шемаханская

Образ Киры Анатольевны Шемаханской, директора НУИНУ, примеряли на себя Алиса Фрейндлих, Наталья Гундарева и Маргарита Терехова. Однако, когда в кадре появилась Екатерина Васильева, процесс поисков был тут же завершен, режиссер сразу понял – это она!

Режиссер не ошибся. Екатерина Васильева с ее импозантной внешностью и природным магнетизмом очень органично вписалась в образ суровой и преданной делу начальницы, могущественной чародейки и самой обычной женщины, которая влюбляется, ревнует и допускает ошибки.

Зрители с восторгом встретили любимую актрису в роли волшебницы, но, как говорят, сама Васильева не любит вспоминать съемки в фильме и тяготится ролью ведьмы. Дело в том, что в 90­е годы популярная актриса связала свою жизнь с церковью и исполнение роли ведьмы стала считать своим грехом.

Аполлон Митрофанович Сатанеев

Заместителя директора НУИНУ по административно-хозяйственной части блистательно сыграл Валентин Гафт. Как отзывались после просмотра зрители, ему удалось создать образ злодея, который одновременно и комичен, и отталкивает.

По сюжету «Чародеев» его герой страстно влюблен в героиню Александры Яковлевой. Но, как рассказывали коллеги по съемочной площадке, на деле актер не то что общаться, даже в одном кадре не желал быть с актрисой. Якобы его раздражали ее манеры, что она часто опаздывала и забывала текст, ведь сам Гафт был перфекционистом в работе, свои реплики знал на зубок и ждал того же от коллег. Но сами актеры после съемок называли все возникавшие конфликты просто рабочими моментами и обычными творческими разногласиями, какие случаются между профессионалом и молодым актером.

Иван Киврин

На роль Ивана Киврина, поклонника Шемаханской, режиссер поначалу звал Николая Гринько, с которым он уже работал на съемках фильма «Приключения Электроника». Также на эту роль пробовался Олег Басилашвили. Но позже он решил изменить характер персонажа, сделав авторитетного и опытного мага более «человечным», искренним и не без чувства юмора. В этот образ прекрасно вписался актер Валерий Золотухин, что стало настоящим подарком для Екатерины Васильевой – актеры дружили долгие годы, еще со времен съемок в фильме «Бумбараш».

Валерий Сергеевич показал своего героя человеком, который готов бороться за свою любовь и не столько за счет колдовства, сколько своей находчивостью и упорством.

Друзья и коллеги Виктор Ковров и Фома Брыль

Дуэт Коврова и Брыля в исполнении Эммануила Виторгана и Михаила Светина сразу полюбился зрителям. Но на эти роль претендовали и другие известные актеры. Так, на роль Коврова претендовали Александр Ширвиндт, Андрей Миронов, Георгий Бурков, Евгений Стеблов и Вениамин Смехов, а в списках претендентов на роль Брыля были Юрий Никулин, Спартак Мишулин, Михаил Боярский, Олег Анофриев и несколько других актеров.

Но когда Константин Бромберг увидел, как смотрятся вместе Виторган и Светин (Виторган со своим высоким ростом буквально нависал над Светиным, так что тому приходилось задирать голову, чтобы видеть глаза собеседника, это выглядело очень уморительно и при этом органично), у него отпали все сомнения.

Гость с юга

Харизматичного гостя с юга, заблудившегося в стенах института, сыграл актер Семен Фарада. За время съемок ему пришлось прошагать по лабиринтам коридоров не один десяток километров. Съемки проходили в телецентре Останкино. Все те, кто хоть раз там бывал, помнят его длинные однотипные коридоры со множеством ответвлений и тупиков. Даже режиссер Константин Бромберг сам однажды там заблудился.

Роль Семена Фарады в «Чародеях» небольшая и в общем-то задумывалась как эпизодическая, но для актера она стала знаковой и очень запоминающейся. По сути актер сам придумал себе роль, на ходу импровизируя и выдавая фразы, впоследствии ставшие крылатыми. Например, «Боже, как я похудел», «Ну кто так строит?! Кто так строит?», «Каждый заблуждается в меру своих возможностей» или «Здесь прошли люди, и я их найду».

Василий – кот ученый

По изначальному сценарию у говорящего кота Василия роль в фильме была гораздо серьезнее. Например, кот изобличал Сатанеева и уговаривал Ивана «поддаться природным инстинктам» и не бояться поцеловать заколдованную Аленушку. Но киноначальство не оценило этот образ, тем более что он чем-то напоминал булгаковского кота Бегемота, и потребовало вырезать большинство сцен с котом. В итоге ему оставили всего два слова – «Хам» и «Ура», что очень расстроило Георгия Вицина, который озвучивал этого персонажа.

Между прочим, на роль ученого кота тоже было много претендентов, всего отсмотрели 18 животных. Каждому смазывали мордочку сметаной и следили за тем насколько выразительно он «говорит» (облизывается).

ТРИ БЕЛЫХ КОНЯ

Музыка и песни к фильму – еще один из секретов успеха картины. После выхода киноленты на экраны они были выпущены фирмой «Мелодия» на виниловой пластинке под названием «Представь себе» и были очень популярны долгое время. А уж песня «Три белых коня» остается хитом для многих людей и по сей день.

Композитором был приглашен Евгений Крылатов, текст песен сочинил Леонид Дербенев, а музыкальное сопровождение обеспечили вокально-инструментальный ансамбль «Добры молодцы».

В фильме Эммануил Виторган, Михаил Светин, Семен Фарада и Александр Абдулов (за исключением «Серенады») сами исполняют свои песни. А вот за Александру Яковлеву, Екатерину Васильеву и Анну Ашимову пели Ирина Отиева, Жанна Рождественская и Ольга Рождественская (кроме песни «Три белых коня», которую исполнила Лариса Долина).

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЦИТАТЫ:

– Форме сегодня придается большое…
– …содержание.

Даром в этом мире никому ничего не дается. Даже дуракам…

– Алёна Игоревна у себя?
– У себя. Только, кажется, не в себе.

– Но ведь я замуж выхожу!
– Что так скоропостижно?..

– Трудно любить ведьму?
– Трудно, когда тебя не любят!

Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий!

Кровью скреплять не будем, чернила надежнее…

– Вы считаете меня ведьмой? Не по должности, а по сути?
– Конечно!

Ну что ж, меня ругают – значит я существую.

Главное, чтобы костюмчик сидел!

— Ну кто так строит?! Кто так строит?!

– Васенька, ну скажи им что-нибудь новогоднеее

Сделай так, чтобы мы встретили Новый год. А то эти взрослые со своей любовью совсем про него забыли…

Комментарии
0
Рекомендуем:
03 января «Чародеи»: самая новогодняя сказка 80-­х
Новости Ленинградской области
01 января Умные, смелые, красивые
29 декабря Важные правила новогодних праздников и зимних каникул
29 декабря И зима сюда не раз еще вернется
Новости Ленинградской области
29 декабря «Елка желаний» исполняет мечты
Новости Ленинградской области
30 декабря Веселые каникулы под грифом «47»
Новости Ленинградской области
30 декабря Новогодние каникулы в Ленинградской области
Новости Ленинградской области
31 декабря С Новым 2025 годом!
Новости Ленинградской области
28 декабря Малому бизнесу Ленобласти – рост доходов
27 декабря 27 декабря – День спасателя Российской Федерации
Власть
27 декабря Александр Дрозденко: «Вера в маленькое чудо под Новый год поддерживает нас всех»
Новости Ленинградской области
27 декабря Спортивные каникулы в Ленобласти: зимние забавы на лыжах, коньках и в валенках
27 декабря Самолет с 67 людьми на борту потерпел крушение в Казахстане
Новости Ленинградской области
27 декабря Страна людьми славится!
Власть
27 декабря Александр Соклаков: «Сразу две наши футбольные команды вышли в финал Кубка Ленобласти»
Власть
27 декабря Сергей Тищенков: «В Первомайском – новые светильники, отремонтированные дороги и благоустроенные дворы»
Власть
27 декабря Дмитрий Майоров: «В Новом Девяткино – новый центр притяжения для всего региона»
Власть
27 декабря Татьяна Толстова: «Чтобы прийти на помощь, многого не нужно»
^