По сообщениям на официальном информационном ресурсе Премьер-министра Республики Казахстан, 29 человек (в том числе трое детей) выжили, они госпитализированы: в многопрофильную областную больницу доставлено 27 пострадавших, из которых 13 – граждане Азербайджана, девять – России, два – Кыргызстана. Личности троих граждан устанавливаются. В детскую областную больницу поступило двое несовершеннолетних пассажира разбившегося самолета.
38 человек в результате крушения самолета погибли: 25 жертв – граждане Азербайджана (в том числе и трое – члены экипажа), семь – России, шесть (в том числе двое детей) – Казахстана.
По поручению Президента Касым-Жомарта Токаева, пострадавшим в полном объеме была предоставлена медицинская помощь, родным и близким погибших оказываются необходимые меры поддержки. Работают телефоны горячей линии, на которые уже поступило свыше тысячи звонков.
Также по линии санавиации из Астаны прибыли специалисты из Национального центра экстренной медицины и ведущих республиканских центров. Помимо казахстанских специалистов, прибыл спецборт МЧС РФ и бригада санавиации Республики Азербайджан.
Как сообщила 26 декабря пресс-служба Министерства здравоохранения России, по результатам осмотров и обследований, проведенных специалистами Федерального центра медицины катастроф Минздрава России, состояние троих пострадавших в авиакатастрофе в Актау россиян оценивается как крайне тяжелое, одна пациентка в тяжелом состоянии, еще пятеро, в том числе ребенок, – в состоянии средней степени тяжести. По поручению президента России и при содействии МИДа по результатам консилиума было принято решение об их эвакуации спецбортом МЧС ИЛ-76 (оснащен современным оборудованием и специальными медицинскими модулями, в том числе аппаратами искусственного дыхания и кардиомониторами) на лечение в стационары ведущих федеральных медицинских организаций Минздрава России, а также в медучреждение Департамента здравоохранения города Москвы. В полете пациентов сопровождала мультидисциплинарная бригада из 15 специалистов Федерального центра медицины катастроф Минздрава России и специалисты МЧС России. Для родственников пострадавших россиян круглосуточно работает телефон горячей линии МЧС России: 8 (800) 775-17-17. По нему можно обратиться за психологической поддержкой.
По информации МЧС Казахстана от 26 декабря, на работах по разбору конструкций самолета и ликвидации последствий ЧС было задействовано 306 человек, более 100 единиц техники, два воздушных судна и шесть кинологических расчетов. Привлечены сотрудники МЧС, МВД, МО и НГ, а также работники негосударственной противопожарной службы, Центра медицины катастроф, бригады скорой медицинской помощи и местные исполнительные органы, также МЧС Азербайджана. Также в городе Актау находится Правительственная комиссия по расследованию причин аварии.
Поисковой группой обнаружен черный ящик. Было организовано круглосуточное дежурство на месте происшествия. В Тупкараганском районе действует режим чрезвычайной ситуации техногенного характера местного масштаба.
ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ
По предварительным данным, летевший утренним рейсом самолет из Баку не смог сесть в Грозном из-за сильного тумана и был перенаправлен в Махачкалу, а затем в Актау, на один из запасных аэродромов.
В 8:35 мск борт подал сигнал бедствия в связи с отказом системы управления и запросил аварийную посадку в Актау, однако до полосы, где его уже ждали спасатели и врачи, не дотянул пару километров. Лайнер врезался в землю, после чего произошел взрыв. Передняя часть самолета была полностью разрушена и обгорела, заднюю часть отбросило на несколько десятков метров, она осталась относительно целой. Именно в хвостовой части самолета смогла спастись часть пассажиров. Судя по кадрам, которые выкладывали очевидцы в интернете, некоторые из них покинули самолет самостоятельно и даже помогали выбраться тем, кто получил травмы еще до момента, как приехали спасатели и врачи.
В качестве причины крушения самолета сразу была озвучена версия столкновения со стаей птиц, а также о возможных нарушениях в эксплуатации транспортного средства. Однако, возможны и другие варианты, в том числе внешнее воздействие (на видео с места крушения в уцелевшей хвостовой части явно видны многочисленные отверстия на корпусе). Также в Минздраве Казахстана звучало сообщение, что на борту «взорвался баллон». Все это предстоит установить следствию на основании всех обстоятельств, причин и условий произошедшего, изучения бортовых самописцев и проведения всех необходимых экспертиз. Уголовные дела по факту катастрофы возбуждены сразу в трех странах – в России, Азербайджане и Казахстане, на данный момент – по схожим статьям о нарушении правил безопасности при эксплуатации транспорта.
Пока известно, что разбившийся самолет, построенный в 2013 году находился в хорошем техническом состоянии, и экипаж также был достаточно опытным. Об этом говорит и тот факт, что экипаж, несмотря на явные проблемы с управлением, все-таки сумел дотянуть самолет до Актау.
По материалам пресс-служб МЧС России, МЧС Казахстана,
Минздрава России, официального сайта Премьер-министра
Республики Казахстан primeminister.kz
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ ГУБЕРНАТОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко выразил соболезнования родным и близким погибших в результате авиакатастрофы самолета в Актау:
– Глубоко скорблю вместе с родными погибших в авиакатастрофе рейса Баку-Грозный.
В этот трудный час ленинградцы разделяют боль утраты со всеми, кто потерял близких в этой трагедии, и передают слова поддержки, пожелания скорейшего выздоровления пострадавшим.