Чем занимаются современные дети на январских каникулах? Катаются с горы на ватрушках, надевают коньки и идут на каток. Или отправляются на весь день с родителями в торгово-развлекательный центр: пока взрослые «шопятся», ребятня отрывается в игровой зоне, на батутах или в веревочном парке, в дальнейшей программе – обед из фастфуда и поход в кино. Здорово, но чего-то не хватает. Спросите любую бабушку – она вам скажет: «Какие же каникулы без веселых шумных компаний, без игр на свежем воздухе? То ли дело, в наше время…»
Действительно, культура дворовых игр постепенно уходит из нашей жизни – и очень жалко. Ведь это отличный способ получить заряд энергии и бодрости, повод познакомиться с новыми ребятами, отвлечься от гаджетов и обрести важные навыки общения. На горках и в батутных центрах такому не научат – там каждый сам за себя.
Предлагаем взрослым собрать большую детскую компанию и вспомнить собственные юные годы. Устроить игровую сессию проще простого, достаточно кинуть сообщение в домовой чат или повесить объявление на стену в парадной. «Такого-то числа, в такое-то время встречаемся во дворе, приглашаются все желающие».
Вариантов, во что поиграть, — великое множество. Перечислим пару десятков игр, которые были популярны в нашей стране на протяжении десятилетий. В них можно играть и летом, но на пушистом снегу – особенно приятно. Некоторые были известны еще в царской России, другие родились в советское время. А для разнообразия добавим зарубежного опыта – несколько дворовых игр из разных стран, подходящих для зимней прогулки. Веселых каникул, дорогие читатели!
АЛИ-БАБА
Две команды игроков берутся за руки, образуя цепочку, и становятся друг против друга на расстоянии примерно 10 метров. Выбрав одного из команды соперников, они кричат им хором:
— Али-баба!
— О чем, слуга? – откликается вторая команда.
— Пятого, десятого… Сашу нам сюда! – выкрикивается имя выбранного игрока.
Тот, кого назвали, отделяется от своих, бежит к зовущим и с разбегу старается разомкнуть руки двоих из них и таким образом прорвать цепь. Если ему это удается, он возвращается в свою команду, забрав любого из противников, если нет, примыкает к их команде. Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется только один человек.
СВЕТОФОР
На расстоянии 3–6 метров друг от друга чертят две линии – между ними проходит дорога. Водящий – светофор – становится посреди дороги, все остальные – за одной из линий. Светофор, стоя спиной к играющим, называет любой цвет: красный, синий, фиолетовый, розовый и т.д. Те, у кого есть какая-то вещь этого цвета, предъявляют ее и получают право перейти дорогу. Остальные пытаются «нелегально» перебежать на другую сторону, а светофор должен их ловить. Тот, кого он поймал или хотя бы коснулся, возвращается обратно за черту. Последний, кто преодолеет дорогу или так и не сумеет этого сделать, становится новым светофором.
«ШТАНДЕР!»
Играющие становятся внутрь начерченного круга 3–5 метров диаметром, вокруг водящего. Тот, стоя в центре, подбрасывает мяч высоко вверх, называет имя любого игрока (если дети плохо знакомы, можно присвоить каждому номер) и отходит в сторону. Игрок, которого назвали, должен выбежать в центр и поймать мяч. Если он поймал, то становится водящим, и игра повторяется. Если нет, то с момента, как мяч коснется земли, все игроки покидают круг и разбегаются. Ловящий, подняв мяч, возвращается в круг и кричит: «Штандер!». В этот момент все замирают на месте. Стоящий в круге бросает мяч в любого из игроков. Тот не имеет права перемещаться, но может уворачиваться. Если мяч попал в него, он становится водящим, игра повторяется. В другой версии он покидает игру, а водящим становится тот, кто бросал в него мяч. Тогда в игре определяется победитель – тот, кто останется в конечном итоге один.
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
Двое водящих, стоя напротив друг друга, соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные берутся за руки, образуя цепочку и проходят под «воротами», а водящие напевают:
— Золотые воротá пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
На этих словах они опускают руки, и тот, кто оказался внутри ворот, отходи в сторонку. Когда пойманных становится двое, они берутся за руки и образуют вторые ворота. Таким образом, цепочка постепенно уменьшается. Игра заканчивается, когда все превращаются в ворота.
ПРЯТКИ
Все собираются вместе, и водящий, встав лицом к стене и закрыв глаза, громко и медленно считает до десяти (или другого числа, по договоренности). Другие в это время прячутся. Закончив счет словами «Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать!» водящий отправляется на поиски. Увидев кого-то из игроков, он должен первым добежать до места, где стоял, коснуться рукой стены и сказать: «Туки-туки» или «Чека». Каждый, кого нашли, старается обогнать его и сделать то же самое. Следующим водящим становится тот, кого нашли и «чекнули» первым, а если «воду» удалось опередить всем игрокам, он считает и ищет снова.
ПЯТНАШКИ, ДОГОНЯЛКИ ИЛИ САЛОЧКИ
Есть масса разновидностей игры, но суть неизменна: игроки убегают от ведущего. Классических вариантов три. В первом тот, кого догнали и запятнали (коснулись рукой), меняется ролями с ведущим и сам начинает ловить других. Во втором осаленный (запятнанный) участник выбывает из игры. В третьем он начинает помогать ведущему ловить остальных.
РУЧЕЁК
Выбирается водящий, остальные делятся на пары. Они сцепляют руки, поднимают их вверх и встают дуг за другом, образуя коридор. Водящий, наклонившись, пробегает по этому коридору и по дороге хватает за руку любого из стоящих, расцепляя его пару. Добежав вместе до конца «ручейка», новая пара встает там, подняв руки вверх, а освободившийся игрок становится водящим, бежит к началу и заходит в коридор. Теперь он выбирает себе пару, но нельзя брать того, с кем он стоял до этого. Игра продолжается, пока не надоест. Если игроков очень много, водящих может быть несколько.
ПОЙМАЙ РЫБКУ
Участники образуют круг, в центре которого стоит водящий – рыбак. Он держит в руках веревку, длина которой чуть превышает радиус круга, а к концу привязан любой небольшой груз. Игрок вращает ее по земле вокруг своей оси. Игроки подпрыгивают, когда она приближается к их ногам. Тот, кого зацепила веревка, становится пойманной рыбкой и выбывает из игры.
«ЧАЙ-ЧАЙ-ВЫРУЧАЙ!» ИЛИ КОЛДУНЧИКИ
Одна из версий догонялок. Игрок, которого коснулся ведущий, стоит на месте, «заколдованный», раскинув руки в стороны, и кричит другим убегающим: «Чай-чай— выручай!». Любой из них может хлопнуть его по руке и расколдовать – тогда он снова может убегать от «воды». Игра заканчивается, когда тому удастся заколдовать всех.
«ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ»
Водящий стоит на одном конце игрового поля, все остальные – на другом. Отвернувшись, «вода» произносит: «Тише едешь – дальше будешь, раз, два, три, стоп!» и оборачивается. Пока он говорит, игроки бегут к нему, как только скажет: «Стоп!», должны замереть. Тот, кто не успеет вовремя остановиться, возвращается на старт, а тот, кто первым добежит и дотронется до водящего, занимает его место. Неожиданность вносит правило, по которому водящий может обрывать фразу на любом слове (например: «Тише… стоп!»), но слово «стоп» он должен произнести обязательно и лишь после него может обернуться.
СНЕЖНЫЕ ВЫШИБАЛЫ, ШВЕЦИЯ
Игроки делятся на две команды. Игрок одной из них бросает снежок в противников. В случае промаха ход переходит к другой команде, а при попадании «убитый» выбывает из игры, и следующий снежок бросает другой член той же команды. Побеждает тот, кто останется на поле боя последним.
АКСАК-ТАУК («ХРОМАЯ КУРИЦА»), ТУРКМЕНИЯ
По сути это веселая эстафета. Играющие делятся на команды по три человека и становятся вдоль линии старта. В каждой тройке двое берутся за руки, а третий закидывает ногу на их соединенные руки, свои же руки кладет им на плечи. По сигналу каждая тройка на пяти ногах направляется к финишной черте, которая находится на расстоянии 20–30 метров от старта. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой.
«ДОБРОЕ УТРО, ОХОТНИК!», ШВЕЙЦАРИЯ
Игроки становятся в круг и выбирают охотника, который ходит за их спинами. Неожиданно он прикасается к плечу одного из стоящих. Тот, до кого дотронулись, поворачивается, говорит: «Доброе утро, охотник!» и тут же идет по кругу, но в направлении, противоположном тому, по которому двигается охотник. Когда они встречаются, игрок снова произносит: «Доброе утро, охотник!», и оба бегут обратно, чтобы занять оставшееся пустым место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.
«ТРИ. ТРИДЦАТЬ. ТРИСТА», ГЕРМАНИЯ
Участники встают в круг, посередине – ведущий. Он произносит числа: 3, 30 или 300. При слове «три» все разводят руки в стороны, «тридцать» — поднимают их вверх, «триста» — ставят на пояс. Чтобы запутать игроков, ведущий называет числа хаотично, в любом порядке, иногда повторяя одно и то же число. Тот, кто сделал неверное движение, выбывает. Побеждает игрок, который ни разу не ошибся.
(В оригинале игра называется «Три. Тринадцать. Тридцать» – все три числе по-немецки звучат похоже, с ударением на первый слог, но по-русски 13 будет выбиваться из ряда, поэтому предлагаем заменить его на 300).
«ПОЙМАЙ ДРАКОНА ЗА ХВОСТ», КИТАЙ
Играющие становятся в шеренгу, каждый кладет правую руку на плечо тому, кто находится впереди. Так рождается дракон. Его голова (самый первый игрок) пытается поймать собственный хвост (последнего в шеренге). Дракон находится в постоянном движении, тело послушно следует за головой, цепь не должна разрываться. Игроки, оказавшиеся ближе к хвосту, стараются помешать голове ухватить его, передняя же половина «туловища», наоборот, всячески содействует ловящему. Когда хвост пойман, тот, кто им был, идет вперед шеренги и превращается в голову, а новым хвостом становится игрок, который до этого был предпоследним.