Фото: pixabay.com
С Прокла Плакальщика (25 июля) начинали выпадать большие росы. «На Прокла поле от росы промокло». Нужно было спешить и с заготовкой сена, ведь «проклова роса – сеногнойная». Роса, выпавшая на Прокла, считалась целебной. Советовали собирать росу по утру, умываться и протирать ею глаза, т.к. от такой процедуры улучшается зрение, лицо становится красивым, а ум – спокойным. Знахари считали росу, собранную в этот день, лучшим средством от бессонницы. Наши предки наделяли проклову росу мистическими свойствами – верили, что она «смывает» порчу и сглаз. Сильная роса и туман по утру предвещали ясные дни. Если же на Прокла не было росы ни на лугу, ни в низинах – это было верным признаком приближающегося ненастья.
26 июля – день Архангела Гавриила – «Архангел Гавриил на хлебное поле ступил. Золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает». Сухая погода в этот день обещала хорошую и сухую осень. Если начинались сильные дожди – нужно было опасаться гибели урожая.
В день Акилы или Дозоры (27 июля) было принято угождать Полевому. Чтобы на следующий год урожай был хорошим, у последней полосы жатвы для него оставляли горшок каши, а на самой полосе – пучок ржи. К этому времени погода становилась переменчивой с частыми ветрами, вихрями и дождями с грозами – поэтому урожай нужно было сторожить, выходить дозором. Чтобы не принять беса за невинное создание и не дать ему напакостить, внимательно наблюдали за полями, особенно в непогоду, заговаривали: «Ветры и вихри налетные, наносные, набродные, незаведомые, полдневные, лесовые, болотные, луговые, пошлю я вас во чисты поля, во сини моря, во гнилы болота. Не я вас высылаю, высылает вас Матушка Пресвятая Богородица». После обильных дождей начинали расти грибы, поэтому детей, не занятых в полевых работах, отправляли в лес.
День Кирика и Улиты (28 июля) – середина лета, в этот день солнце светит особенно ярко. В поле в этот день лучше было не выходить, так как считалось, что там гуляет нечистая сила.
Ко дню Афиногена, или Финогея (29 июля) лето проходит самую знойную пору. Начинали жать рожь, а первый сжатый сноп называли именинным и вечером его с песнями несли на гумно. С него начинали молотьбу, соломой этого снопа кормили заболевшую скотину, а зерном лечили людей. Если ботва у моркови к этому дню поникала – жди дождь. Частые туманы – пора собирать грибы. С этого дня на столе регулярно появлялись грибные блюда: гречневая каша с грибами и луком, котлеты из белых грибов, грибная икра и, конечно, жареная с грибами картошка.
День Марины с Лазарем (30 июля) считался временем зарниц, молний без грома и дождя, которые предвещали пожары. По легенде, морская царевна Марина сбежала от своего отца, Морского царя, на землю и с тех пор каждый год в день ее рождения отец вспоминает о непокорной дочери и гневается, пронзая небо огненными стрелами. Смотреть на эти молнии категорически запрещалось. Осень будет такой, как два последних дня июля и первый день августа.
С Омельянова дня (31 июля) заканчивалась жатва и начиналась пора активных заготовок на зиму: «Омельян пришел, грибов-ягод нашел, велит заготавливать». Лучшим отдыхом после страды была баня, где в этот день было принято париться вениками из ржаной соломы, полевых трав и цветов чтобы смыть всю усталость. А чтобы не обидеть банного духа, в баню заходили с поклоном.