Фото Юлии ФЕДОТОВОЙ
Свобориным деревом (6 июня) называли шиповник: «Шиповник цветет – румянец года ведет». Шиповник – это символом молодости, красоты и любви. Есть легенда, что красивая молодая казачка полюбила парня, но станичный атаман соблазнился ее красотой, похитил девушку, а ее жениха отправил на войну. Пленница бежала и лишила себя жизни, а на ее могиле вырос куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Атаман увидел этот куст и решил отломить ветку, но она тотчас покрылась острыми шипами и ободрала руку врага в кровь. Всем известны лечебные свойства шиповника – лепестками врачевали раны, с помощью меда, сваренного на цветах, чистили кровь, отваром лечили простуду, если умыться водой, настоянной на цветах шиповника, то лицо станет светлым. В этот день начинались так называемые летние, или зеленые, Святки. Дождь в этот день к обилию грибов.
Сильная роса на Ивана – Медвяные росы (7 июня) обещала хороший урожай. С этого дня на растениях появляются «медвяные росы» – сладкие выделения тлей. Такие «росы» причиняют вред и детям, и скотине, и растениям: «Выпала медовая роса – моровая на скотину пошла». Если на рябине было много цветов в этот день – ждали урожая овса, а вот поздний расцвет рябины обещал долгую осень.
Говорят, что на Карпа Карполова (8 июня) хорошо ловятся его «тезки» – карпы, поэтому мужчины дружно выходили на рыбалку. В этот люди старались подышать воздухом рядом с шиповником – это помогает от разных болезней. Также на Карпа приглашали в дом печника, чтобы он осмотрел и подправил печь. После работы мастера угощали караваем, а один кусочек клали за печку – для домового, которого побеспокоили. Если в этот день было много комаров, то последние дни июня ожидались теплые, но дождливые.
Федору (9 июня) называли «колючей на язык» и, чтобы не накликать беды, в этот день запрещали бабам и девицам болтать друг с другом – сплетня или слух, пущенные в этот день, обойдут всю деревню: «Федора за углом норовит узнать о худом». «На Федору не выноси из избы сору». Кстати, избы в этот день и не мели, так как под веник забирается домовой, и неосторожная хозяйка может вымести его вместе с сором. Для домового ставили за печку горшочек каши и бросали несколько монет в надежде, что это принесет прибыль.
10 июня Никита Гусятник охраняет преимущественно гусят, а не взрослых птиц, и оберегает их от орлов, ястребов и других хищников. Второе название – Полудницы. Так называли духов, внешне похожих на обычных земных женщин. Они в жаркие дни летали над полями и завлекали работающих, чтобы измучить мужиков и лишить их мужской силы. Сердить этих духов было нельзя, иначе они высушат поля. Беременных же специально посылали в поле – чтобы ребенок обрел ту же крепость, какой обладает молодой колос. Если день выдавался тихим – ждали к осени хорошего урожая.
На Феодосью Колосятницу (11 июня) начинает колоситься рожь и идут первые боровики, которых называли колосовиками: «Колосится рожь – много грибов найдешь, а если знойный июнь – на колосовики плюнь». Когда зацветала рожь, холстов белить было нельзя, а детям запрещали скакать на досках (качелях), так как земля в это время «тяжела», и если по ней прыгать, это нанесет ей вред. С Феодосьи начинали кормить скотину печеными сочнями и хлебными баранками – чтобы она больше плодилась, а приплод был сильным и здоровым.
В Змеиный праздник (12 июня) «змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу». «Не ходи в этот день в травы, не тревожь лесные чащи, не пытай судьбы». Носили в ладанке кусочек марьина корня – ему приписывали свойство гнать змей. Если рано утром на солнечных опушках разбросать свежие веточки руты, то змеи устремятся к ним, все съедят и вскоре умрут. А вот ясень убить гада не мог – зато был способен лишить его силы и возможности кусаться. Считали, что вытопленное из змеи сало помогает от рожистых воспалений и от нагноения глаз, а змеиную шкуру прикладывали к нарывам.