Фото: pixabay.com
На Федула Ветреника (18 апреля) начинают дуть теплые весенние ветры. «Пришел Федул – губы надул». С первыми весенними ветрами появляются бабочки-крапивницы и божьи коровки. На Федула избы проветривали, а окна открывали с заговорами, чтобы уберечь избу от гнилых ветров, от нечистой силы, от переполохов. «Кто раньше Федула оконницу растворил – тот ненастью угодил».
День 19 апреля получил название в честь двух святых – Евтихий Тихий да Ерема Пролетный. По погоде в этот день судили о будущем урожае хлеба. «Если Евтихий тихий – к урожаю ранних хлебов, а когда Ерема ветром бьет – колос собьет». На Евтихия обычно зацветают яблони. В этот день осматривали деревья после зимы: где надо подпереть ветки, чтобы они выдержали будущий урожай, где покрасить ствол для защиты от вредных насекомых.
Считалось, что на Акулину (20 апреля) просыпаются русалки. Чтобы отпугнуть русалок, которые, как считалось, могут защекотать человека до смерти, идя по воду, брали с собой пучок полыни. Если на Акулину дождливо – будет плохой урожай яровых, но «дождь на Акулину – хорошая калина». А если звезд много, то в лесу будет так же много грибов и ягод. Крепкий мороз и солнце предвещали урожай хлебов и гречихи.
21 апреля – Родион Ледолом. В это время активно ломается и тает лед. Если лед на реке становится грудами, то и хлеба будут груды. В этот день солнце встречается с месяцем и рассказывают друг другу новости, а бывает, что и ссорятся. Если встреча получится «доброй», то есть с ясным солнцем и светлым днем, то лето будет хорошим. «Худая» встреча, которая сопровождается туманом и пасмурным небом, – лето будет холодное и дождливое. В этот день обычно начинали пахоту: «Родион воды принес, ставь соху перепахать овес». А начинать сеять нужно тогда, когда кричит лягушка, либо когда кроты начинают выходить из нор, либо когда распускаются листья на березе и дубе.
В день Вадима Ключника (22 апреля) ходили к источникам и ключам, вычищали их после зимы приговаривая: «Подземная водица, отмыкаем тебе пути вешние». Затем набирали воду и, чтобы укрепить здоровье, умывались ею и пили ее.
Если в день Терентия Маревного (23 апреля) солнце всходило окруженным дымкой, маревом (отсюда и прозвание святого Терентия), то год должен был быть хлебородным, а если небо оказывалось ясным – считали, что придется поле перепахивать и снова засевать. «На Терентия дорога рушится».
Половодье обычно во время Антипа Водогона (24 апреля) было на самом пике и широкие разливы рек сулили продородный год. «Антип очищает реки ото льда». Если же к Антипову дню реки не вскрывались, ждали плохое лето и плохой же урожай. Дожди в этот день предвещали грибной год, а заморозки – обилие груздей. В Антипов день не сеяли и не сажали.