Вся эта неделя, с 8 по 14 марта, – Масленичная. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным воскресеньем» или «прощеным днем».
В этот Поликарпов день (8 марта) незамужние девушки на Руси прибирали свои платья: «Убирай, девка, сундуки, закрывай наряды». Если свадьбу не сыграли до масленой, то дальше ждали уже конца весны. Но девушки все равно пытались привлечь женихов – дожидались появления молодого месяца, а увидев его, вертелись на правой пятке, приговаривая: «Млад месяц, увивай около меня женихов, как я увиваюсь около тебя». Также незаметно от всех вметали сор с улицы в избу, шепча при этом: «Гоню я в избу свою молодцов, не воров. Наезжайте ко мне женихи с чужих дворов». Возвращение холодов было еще очень возможно: «Март месяц любит куролесить, морозом гордится и на нос садится», вот и смотрели – если сорока лезет под стреху – быть вьюге.
9 марта – Иванов день – считается днем, когда птицы обретают гнезда – то есть начинают их строить, поэтому поправляли старые скворечники и сооружали новые. Женщины в этот день не стирали белье, чтобы птицы не испугались и не улетели обратно. Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне – лето будет холодным. Если вдруг в Иванов день запоет синица – это к теплу. А увидеть жаворонка или аиста в этот день считалось хорошей приметой. Снег на же в этот день сулил холодную Пасху.
10 марта – Тарас Бессонный. Нужно непременно помолиться Тарасию, иначе лихорадка вгонит человека в сон, а затем войдет в его тело. Поэтому в этот день не спали до захода солнца. От лихорадки пили сок осиновой коры, соскобленной с дерева непременно снизу вверх. И ни в коем случае нельзя было смотреть с улицы в дом через окно, иначе лихорадка могла поймать именно в этот момент.
Несмотря на приближение тепла, в марте опасность заморозков еще очень велика и о погоде на Порфирия Позднего (11 марта) судили по поведению птиц – если перелетные птицы уже вернулись домой, можно ждать хорошего урожая хлеба.
На Прокопа Перезимнего (12 марта), как правило, наступала настоящая весна, снег таял, начиналась распутица (отсюда и другое прозвание – Прокоп Дорогорушитель). «Прокоп Зимний дорогу прокопает, а Прокоп Перезимний порушит». Прислушивались к капели: если она была обильной, в долгий путь лучше было не отправляться, но зато можно было собираться в лес охотиться на зайцев. Если почки вербы начинают распускаться с макушки, то начинать сеять лучше пораньше, а если верба на макушке пушиться не спешит, то хорошим будет второй посев. А как только появлялись подснежники, значит пора начинать пахоту.
На Василия Капельника (13 марта) было принято приносить в дом сосновую ветку чтобы очистить воздух и дать здоровья всей семье. Из сосновой хвои и веток готовили целебные настои. В день Василия Капельника начинал таять снег на крышах: «Придет Василий – и зима заплачет». По сосулькам предсказывали каким будет урожай. Длинные капельники, например, обещали долгий лен. Если же в этот день шел дождь, то и лето должно было быть добрым. Если края проталин вокруг деревьев круты – то и весна должна быть крута, если пологи – то и весна протяжна.
По старому стилю день Евдокии Свистуньи (14 марта) приходился на 1 марта – на начало весны и праздновали его весело и торжественно, а святая получила прозвище Весновка. На Евдокию женщины, девицы и дети залезали на крыши амбаров или просто на пригорки и пели: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!» У гусятников с этого дня начинались разговоры о гусиной охоте и о назначении дней, когда пускать гусей на бой. Назывался этот день также Авдотьей Плющихой – потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки. Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой.