30 ноября, на Григория Зимоуказателя, и стар, и млад «закатывали зиму» – кувыркались по свежему снегу, славя солнце. Чем дальше удавалось укатиться, тем крепче и суровей должна была быть зима, но тем удачней – следующий год: «Катись колесом от последнего осеннего месяца – к ядреной погоде, на сильный мороз, на сильную жизнь».
Вот и наступил месяц декабрь, которому год провожать, зиму начинать. Месяц этот суровый, как говорили в народе: он и замостит, и загвоздит, и саням хода даст.
Каков Платон и Роман, а их день в народном календаре приходится на 1 декабря, такова и зима. Если погода стоит теплая, то и зима холодной не будет. Если же переменчив день Платона и Романа, то сколько раз он изменится, столько раз и зимой погода меняться будет. По утру судили о начале зимы, по полудню – о середине, по вечеру – о конце. «Гляди зиму с Платона и Романа, чтобы похвалить ее на Масленицу», – говорили старики. Если вдруг в доме в этот день обнаружится живой комар – надо в скором времени ждать оттепель. Если же вокруг месяца появится круг – будет сильный мороз.
Авдей покровительствует домашнему хозяйству и семейному благополучию на то он и Авдей Радетель (2 декабря). В этот день обухом топора обстукивали все дверные косяки и оконные рамы, чтобы нечисть не пробралась в дом. На Авдея «Метель дорогу перенимает, в щели земные, в трещины лихие болезни загоняет». Поэтому старались не выходить на улицу, а сидеть дома, поближе к теплой печке и, чтобы уберечься от простуды, пить горячий чай, да сбитень – напиток на основе меда и пряных трав.
3 декабря – день Прокла. И чтобы всякая нечить не выходила из-под земли, где она прячется от морозов, не вредила и не мешала спокойно зимовать. «На Прокла проклинай нечисть». Если в этот день идет снег, то 3 июня непременно пойдет дождь. Если на Прокла пел снегирь, а сорока пряталась под стреху, это предвещало скорую вьюгу.
А вообще приметы наступающего декабря такие: месяц в кругу – снег большой будет, месяц «в рукавицах» – к морозу. Хотя первый зимний месяц, который еще называли в старину Стужаево, или Студный, – самым холодный в году, зато многоснежный. Если в декабре снег привалил вплотную к постройкам – лето будет плохое; остался промежуток – доброе, урожайное. И вообще мокрый снег, большой иней, глубоко промерзшая земля – это к урожаю.
4 декабря православная церковь празднует в этот день Введение во храм Пресвятой Богородицы. Введение в народном календаре ассоциируется не столько с Богородицей, сколько с началом настоящей зимы: «Введенье пришло – зиму привело». Считается, что в этот день по улицам проезжает сама Зима – в белоснежной шубе, на тройке лошадей. Своим дыханием она морозит воздух, рисует снежные узора на окнах. Мороз и солнце в этот, доброму урожаю хлеба следующим летом. Если же погода выдавалась пасмурной и теплой, на плодородный год не надеялись. Если этот день окажется морозным, то и все рождественские дни будут холодными. Однако, введенские морозы зиму еще не ставят, потому что снег, выпавший до праздника, чаще всего таял. И лишь снег, выпавший после Введения, был надежен. С этого дня начинались Введенские ярмарки, делались пробные выезды на санях. Открывали гулянье обычно молодожены. Правил лошадьми молодой муж, подпоясанный ярким кушаком, а молодая жена наряжалась в лучшие одежды. Этот обряд в деревнях назывался «Казать молодую».
«Пришел Прокоп – разрыл сугроб, по снегу ступает, дорогу копает», – говорят, встречая 5 декабря – день Прокопа. В этот день крестьяне выходили всей деревней ставить вехи в близлежащих полях, чтобы путники не заблудились и смогли отыскать дорогу к дому в непогоду. Дорога, проложенная на Прокопия, держалась до самой весны: «Прокоп зимний дорогу прокопает, а Прокоп перезимний дорогу порушит». Начиная с Прокопьева дня, мужики «санничали» – изготовляли и чинили сани.
А вот 6 декабря, отмечая именины Митрофана, определяли летнюю погоду. Было замечено, что, «если 6 декабря снег, а ветер с севера задул, то и 6 июня тоже будет дуть северный ветер и обязательно дождь побрызгает». В Митрофанов день устраивали гуляния – собирали со всех домов муку, пекли пироги и варили пиво, устраивали застолье с разными играми. Кроме святого Митрофана, чествовали святого Александра Невского – великого русского князя и полководца, победившего тевтонских рыцарей на Чудском озере, и поминали павших воинов, гадали об ушедших на войну.