Архив номеров

Последние новости

Нет новостей.
 

03/02/2017
МЕХАНИЗАЦИИ ТОРФА. СИНЯВИНСКАЯ ЭПОХА

    0 баллов

В мемориальном зале музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» в Марьино открылась первая выставка нового масштабного проекта «Эпоха механизации торфа: Синявино». Она посвящена довоенной истории торфопредприятия «Синявино». В январе 1943-го, семьдесят четыре года назад, его поля стали ареной ожесточенных боев по прорыву блокады, увенчавшейся 18 января 1943 года встречей Ленинградского и Волховского фронтов.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ 1930-Х

«Первая выставка проекта «Эпоха механизации торфа: Синявино» задумана как скромное, но знаковое событие», - отмечает куратор проекта - старший научный сотрудник музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» Павел Апель. Подготовка совместной выставки музея-заповедника и Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга осуществлялась при поддержке Архивного управления Ленинградской области и Архивного комитета Санкт-Петербурга при информационной поддержке Ленинградской областной телекомпании.

Никогда прежде торфопредприятие «Синявино» не становилось предметом пристального внимания музейщиков. Экспонатами стали документы Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга. Впервые представлено более пятисот снимков испытаний торфяных машин и механизмов. Музейщики говорят, что были сами изумлены увиденному: шагающие краны, болотные катки, плужно-лопастные механизмы, торфяные тягачи, машины на лыжах… 

«Фонд ВИМТа в Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга составляет около тысячи дел. Фотографий в архивных делах так много, потому что их снимали не для красоты, а для отчетов. Самая ранняя фотография – 1933-й год, самая поздняя - июль 1941-го, там здания завода уже замаскированы, окна заклеены крест накрест…

Затронутая проектом тема развития отечественной промышленности перед Великой Отечественной войной, тема изыскания внутренних интеллектуальных, трудовых и энергетических ресурсов созвучна нашему времени. Она в высшей степени актуальна на фоне сегодняшней политики импортозамещения», - отмечает Павел Апель.

Впрочем, все это уже из эпохи 1930-х годов. А рождение синявинских торфоразработок было связано еще с австро-венгерскими военнопленными Первой мировой войны. В 1914 году близ старинного села Синявино, которого ныне не существует (оно было сметено с лица земли Великой Отечественной войной), была создана артель из военнопленных, которая заготавливала резной торф. Готовую продукцию гужевым транспортом отправляли на ситценабивную фабрику акционерного общества в Шлиссельбург.

После ленинского декрета 1918 года об использовании местного торфа, его добыча активизировалась и в этих местах. Впоследствии лидер Ленинграда Сергей Миронович Киров выбрал вблизи синявинских торфоразработок место для строительства 8-й ГЭС (не гидро, а государственной электрической станции). Она была крупнейшей тепловой станцией Советского Союза, работавшей на местном, дешевом торфяном топливе.

Строительство электростанции и торфоразработок «Синявино» было начато почти одновременно, в 1926-1928 годах, а к 1932 году оно уже полностью действовало. Торфопредприятие состояло из девяти (№ 1 - № 9) номерных Рабочих поселков и перед войной было вторым по объему добываемого торфа в стране. Административным центром был Рабочий поселок № 5. Здесь находилась опытная база и завод опытных машин Всесоюзного научно-исследовательского института механизации торфяной промышленности (сокращенно – ВИМТ). Чертежи торфяных машин, созданных и испытанных здесь,  распространялись по всему Советскому Союзу. Решалась исключительно важная задача – механизация всех операций по добыче, транспортировке и сушке торфа, что избавляло десятки тысяч людей от тяжелого физического труда. ВИМТ играл ведущую роль в механизации торфяной промышленности.

ТРУБА С ЛИНИИ ФРОНТА

ВИМТ был учрежден на основании приказа по Народному комиссариату местной  топливной промышленности РСФСР от 23 декабря 1934 года о реорганизации научно-исследовательских работ в торфяной промышленности и был организован согласно приказа Главторфа от 3 января 1935 года на базе Ленинградского филиала Научно-исследовательского института по технологии и переработке торфа (сокращенно - «Инсторф»). Ему передали Сектор механизации центрального Инсторфа со штатом, имуществом и научно-исследовательским архивом. Институт состоял в непосредственном ведении Народного комиссариата местной  топливной промышленности РСФСР.

В том же Рабочем поселке № 5, близ которого находился завод ВИМТа,  действовала школа фабрично-заводского обучения (ФЗО) на пятьсот человек, готовившая кадры для торфяной промышленности всей страны. Там же были баня, пекарня, Дом культуры имени Артема, стадион, больница, типография и даже редакция местной газеты «Торфяник»… Остальные восемь поселков предназначались для постоянных и сезонных работников: в 8-м жили «спецпереселенцы» (репрессированные и раскулаченные), 7-й был колонией заключенных, в остальных жили сезонные вербованные рабочие. Были проведены мелиоративные работы, проложено большое количество узкоколейных железнодорожных путей…

Помимо редких архивных фотографий, на выставке есть подлинные предметы, относящиеся к работе и быту торфоразработчиков. Это находки,  которые были сделаны поисковиками на месте бывших 5-го и 7-го Рабочих поселков. Самой главной стала довоенная труба гидроторфа, изрешеченная пулями и осколками. Громадная металлическая труба длиной почти три метра и диаметром 57 сантиметров… Этот редкий артефакт появился тут благодаря друзьям музея-заповедника - поисковику Владимиру Ярошенко из «Сестрорецкого рубежа» и энтузиастам из автоклуба «Все 4х4», которые вытаскивают военные реликвии из труднодоступных глухих лесов и болот.

В августе 1941 года в соответствии с постановлением Совета по Эвакуации за и распоряжением Наркомата Электростанций ВИМТ и завод опытных машин ВИМТа были эвакуированы на Монетное торфопредприятие в Свердловской области.

«Завод ВИМТа успели эвакуировать, а вот металлические трубы, по которым в мирное время перекачивали торфомассу от места добычи на поля сушки, остались на полях, - поясняет Павел Апель. - И когда здесь развернулись ожесточенные бои, обе стороны использовали эти «орудия труда» для укрепления позиций… Из той трубы, что привезли нам поисковики, мы извлекли три ведра стреляных гильз. Ничего удивительного – она ведь с передовой! Гильзы тоже стали экспонатами выставки».

«В ходе боёв 1942-1943 годов все поселки торфопредприятия были уничтожены», - отмечает Павел Апель, для которого здешние места – часть семейной истории: его дед после войны разминировал синявинские торфяные поля.

Через Рабочие поселках № 1 и № 5 проходила дорога Шлиссельбург – Синявино, это была единственная артерия, по которой противник снабжал свою группировку у Шлиссельбурга. Поэтому немцы еще зимой 1941−1942 годов превратили Рабочий поселок № 5 в настоящую цитадель, приспособленную к круговой обороне. Его опоясывали траншеи, дзоты, противотанковые рвы, эскарпы и проволочные заграждения…

В феврале 1942 года приказом Народного комиссара электростанций было объявлено слияние ВИМТа и Инсторфа в один Всесоюзный научно-исследовательский институт торфяной промышленности «ВНИИТП». Он существует и сегодня, находится в Петербурге.

МУЗЕЙ НА РУИНАХ ЗАВОДА

После войны на синявинских торфяных болотах, вдоль и поперек перепаханных войной, жизнь практически не возродилась. Гиблые это места, большой кровью было за них заплачено… Вместо прежних рабочих поселков было построено только два, получивших названия Синявино 1 и 2 (на месте бывшего 8-го поселка). До неузнаваемости за многие годы изменился ландшафт. Там, где были поля, выросли леса, но почва так и осталась низкой, болотистой.

Пожалуй, единственное, что напоминает там о довоенном прошлом – это железобетонные конструкции завода ВИМТ. Когда-то там кипела мирная жизнь, потом грохотала война, а теперь руины, поросшие мхом, кажутся странным миражом посреди леса, в ста метрах от дороги, ведущей от Мурманского шоссе на Синявинские высоты…

Возле руин находится памятный знак, посвященный состоявшейся на этом рубеже встрече бойцов Ленинградского и Волховского фронтов в ходе прорыва блокады Ленинграда. В 2015 году памятник был отреставрирован, а площадка вокруг него благоустроена. С инициативой выступил Военный музей Карельского перешейка, помогли власти Ленинградской области.

Нынешняя выставка в музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» - первая из задуманного им масштабного проекта «Эпоха механизации торфа: Синявино». В перспективе – издание книги с архивными документами, посвященными истории торфоразработок.

«Открытие итоговой выставки проекта - «История Синявинских торфоразработок» - мы предполагаем приурочить к новой памятной дате - Дню памяти сожженных немецко-фашистскими оккупантами деревень Ленинградской области 30 октября 2017 года. В выставке примут участие материалы Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга и Ленинградского областного государственного архива в городе Выборге.

Завершающим этапом реализации выставочного проекта может явиться последовательная музеефикация (создание постоянной стендовой экспозиции под открытым небом) территории завода опытных машин ВИМТа, руины одного из цехов которого сохранились до наших дней. Эта территория является объектом культурного наследия регионального значения под названием «Памятное место, где в январе 1943 г. при прорыве блокады Ленинграда проходили ожесточенные бои советских войск».

Полная реализация выставочного проекта «Эпоха механизации торфа: Синявино» будет способствовать созданию условий для повышения туристической привлекательности и популяризации  транспортно доступного, но малоизвестного исторического памятника. Особенно важным представляется осуществление этого замысла в 2017 году, объявленном Годом истории (исторических памятников) в Ленинградской области», - отмечает заведующий музеем-заповедником «Прорыв блокады Ленинграда» Денис Пылёв.

«Пока же нет такого музея, нужно сделать хотя бы парковку для автомашин и автобусов напротив руин ВИМТа, - говорит старший научный сотрудник музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» Павел Апель. - И поставить яркий указатель у дороги. Тот, что есть сейчас, с надписью «Рабочий поселок № 5. Место прорыва блокады Ленинграда», установлен поисковиками чуть поодаль, зимой его вообще почти не видно: он сливается со снегом.

Сергей ЕВГЕНЬЕВ

* На фото: вывоз поисковиками трубы гидроторфа, ставшей экспонатом музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»

Фото предоставлено музеем-заповедником «Прорыв блокады Ленинграда»