Архив номеров

Последние новости

Нет новостей.
 

09/11/2016
«ТОТ САМЫЙ ВИЦИН, КОТОРЫЙ…»

    0 баллов

Как только его ни называли: Трус Всея Руси, грустный комик, мудрый клоун. 15 лет назад ушел из жизни Георгий Михайлович Вицин. В истории нашего кино и зрительской памяти он навсегда останется как блестящий комедийный артист. Смеяться, говорил, это естественная потребность нормального человека. «А отсутствие чувства юмора – это болезнь… ненормального человека».

МОГ БЫ ИГРАТЬ РОЛИ СЛЕЗОТОЧИВЫЕ, НО ЗАЧЕМ ТРАВИТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ? КОМЕДИЯ НУЖНЕЕ ЛЮДЯМ…

Его кинокарьера, между прочим, началась с роли не просто серьезной, а, можно сказать, эпохальной и архиответственной – сыграл самого Гоголя Николая Васильевича в фильме Григория Козинцева «Белинский». Получилось убедительно, немедленно последовало приглашение от другого киноклассика Григория Александрова – на роль… Гоголя в фильме «Композитор Глинка». Позже оба режиссера невольно «скрестят шпаги на почве Вицина». Козинцев, мечтавший сделать из Вицина положительного героя и даже видевший его в роли Гамлета, посмотрев какую-то комедию с артистом, печально заметит: «Какого драматического актера потеряли!» «Зато какого комедийного нашли!» – парировал Александров. 

Англичане, похоже, с Александровым были согласны. Вицин сыграл сэра Эндрю в фильме Яна Фрида «Двенадцатая ночь» – роль гротесковая, комичная. В Британии к постановкам по «Вильяму, нашему Шекспиру» всегда относились ревностно, придираясь, трепеща, критикуя. После показа советской ленты Би-би-си разразилась комплиментами, особенно отметив «русского актера Выпина (фамилия Вицина оказалась для англичан слишком трудной. – Ред.), точно ухватившего специфику английского юмора».

Сыграл более ста комедийных ролей. Амплуа – если посмотреть фильмографию – алкаш, тунеядец, человек в буфете… А еще – глупцы, проходимцы, недотепы, мелкие жулики… Гробовщик Безенчук: «Разве «Нимфа» кисть дает?!» Монтер Мечников: «Утром деньги – вечером стулья». Отец невесты – это по Зощенко, «Не может быть»: «Романтизьму нет, выпить не с кем!» «Йес, йес… ОБХС…» – а это уже «Джентльмены удачи». 

Джентльменов, впрочем, играть не часто звали. Вот какого-то полковника по фамилии Закусняк – пожалуйста. Почти все персонажи ничего общего не имели с артистом, с его внутренним миром. Разве что, кроме ранних ролей, – Васи Веснушкина из «Запасного игрока» и Кости Канарейкина из фильма «Она вас любит», скромных, талантливых и симпатичных. 

Сам он говорил, что всегда радуется, услышав, как кто-то из зрителей говорит: «Так это тот самый Вицин, который Трус…» Может, потому, что, работая над новой ролью, старался забыть сыгранные. Или… несыгранные. Ведь пробовался же в середине 50-х на главную роль в фильме «Овод» – снялся в итоге Олег Стриженов. 

Про Вицина говорили: он может сыграть даже дверную ручку. Между прочим, он ведь более 90 мультиков озвучил, и если и не сыграл дверную ручку, то всевозможные зайцы, ведьмы, стручки, гепарды, воробьи, домовенки – все его были. Очень любил эту работу, очень. 

Говорили: ему бы играть князя Мышкина. В театре имени Ермоловой, где проработал 30 лет, играл в постановках по Голдсмиту, Хикмету, Тургеневу. Аркашку Счастливцева в «Лесе», между прочим, сыграл. 

С Михаилом Чеховым его сравнивали – высший, как сегодня говорят, пилотаж. Великий артист, племянник Антона Павловича Чехова, на Западе и по сию пору весьма почитаем, его книга «О технике актера» стала учебником для многих голливудских звезд, в числе которых Мэрилин Монро, Юл Бриннер, Клинт Иствуд. С Чеховым Вицина сравнила сама Серафима Бирман – актриса невероятного таланта, суровая, строгая, часто беспощадная. Перед ней преклонялись многие, в том числе Эйзенштейн. Она же преклонялась перед сценой, чего и от других требовала. Вицину повезло несказанно: он начинал свою жизнь в искусстве во времена, когда даже обычный проход по сцене, пустой и темной, даже никто не репетировал, мог обернуться грандиозным скандалом. «Как вы могли, – устроила однажды Бирман разнос молодой артистке, – просто так, бесцельно, вразвалочку, пройтись по сцене?! Станиславский ходил по сцене на цыпочках!» Вицин слышал это своими ушами. Пиетет перед сценой сохранил на всю жизнь, даже предпочтя в итоге театру кинематограф. И был убежден: понятия «киноактер» не существует, есть – актер. 

Самая любимая роль в кино – Миша Бальзаминов в «Женитьбе Бальзаминова», фильме-легенде, где снимался цвет советского кино – Лилия Смирнова, Николай Крючков, Нонна Мордюкова, Надежда Румянцева, Инна Макарова, Ролан Быков, Екатерина Савинова, Людмила Гурченко, Тамара Носова, Жанна Прохоренко, Людмила Шагалова. Каждая роль – шедевр. Вицин – обычный гений. 

Он ждал эту роль почти десять лет. Десять лет! Герой – «молодой вьюнош», за десять лет ожидания артист может постареть, потолстеть, поседеть, полысеть, развестись, снова жениться, утратить блеск глаз, кураж, живость. Константин Воинов, режиссер, видел в роли Миши Бальзаминова только Вицина. Но съемки постоянно откладывались. Что-то мудрило там киношное начальство, не очень, видимо, веря в актуальность не самой известной пьесы Островского: ну, что, действительно, за история – молодой бедный чиновник страстно хочет жениться на богатой невесте. Все равно на какой – дуре, толстухе, красотке, старухе. «А мне, маменька, все богатые невесты на одно лицо кажутся». В результате, когда Воинову разрешили начать работать, исполнителю главной роли исполнилось… 47 лет. Пробовал было отказаться, но Воинов оказался настойчив: тебе на вид и 30 нет, гримом еще лет пять уберем, свет поставим… Грим Вицин сам сделал, веснушки нарисовал там, где морщинки. Подшучивал: «Женитьба Бальзамированного». 

…А СМЕХ, КАК УТВЕРЖДАЮТ ВРАЧИ, ПРОДЛЕВАЕТ ЖИЗНЬ. НЕ ЗНАЮ, КАК ЖИЗНЬ, А МОЛОДОСТЬ – ТОЧНО

Не-е-ет, возраст Вицина, или, точнее, отсутствие возраста, – это что-то феноменальное. Васю Веснушкина, юного футболиста двадцати лет, сыграл в 37. Сорока еще не было, когда снялся в роли 70-летнего старика в фильме «Максим Перепелица». Одновременно в театре играл 17-летнего школьника. 

Он долго выглядел очень молодо. Генетика? Здоровый образ жизни? Это же притча во языцех – отношение Георгия Михайловича к своему здоровью. Ел мало: кинет в рот пару орешков – и сыт. Не курил: как-то еще мальчишкой затянулся и – на всю жизнь хватило. Не пил, потому и посиделки не любил, говорил, что застолье – это самое страшное, что придумало человечество. (Вторым таким же злом считал… автомобиль. Собственной машины у звезды советского кино, народного артиста СССР не было никогда.) Но как правдоподобно играл алкоголиков! Наблюдателен был, все, что видел, слышал, все в копилочку, в копилочку. На съемках «Кавказской пленницы» отказался пить пиво, потребовал в кружку налить… отвар шиповника. Несколько дублей сделали, Вицин терпеливо потягивал свой шиповник. Пять кружек выпил – ох. А режиссер недоволен, оператор недоволен – в чем дело-то? Так пены-то нет, кто же поверит, что Трус пьет пиво?! Точку в творческом споре поставил Гайдай: «Нужно, Георгий Михайлович, сделать еще один дубль. С настоящим пивом». Пришлось актеру через силу пить пиво – экранной правды ради. 

Нонна Мордюкова как-то не выдержала: «Жора, ну что ты за мужик! Не пьешь, не куришь. Ты – труп!» Улыбнулся: «Я не труп, я – йог». Даже на съемках не пропускал занятия: дыхательная гимнастика по системе йогов, закаливание по системе йогов. Утверждал, что молодые герои удавались ему потому, что есть в йоге психологическое упражнение, позволяющее… запрограммировать себя на другой возраст. 

Объяснял: «Если бы я не занимался йогой, то многие мои роли в кино не были столь успешными. Процесс съемок – очень тяжелая, муторная вещь. В ожидании, когда тебя снимут, можно просидеть целый день, притом утомиться так, что весь юмор из тебя сам собой выдохнется. Как тогда играть? Но я во время съемок, несмотря на шум, крик, часто засыпал ровно на десять-пятнадцать минут, тем самым давая организму отдохнуть, расслабиться».

Рассказывают – правда или нет? – что режиссеры порой готовы были убить народного любимца, который мог в разгар работы неожиданно заявить: «Извините, но сейчас мне нужно семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». 

Йога, здоровое питание, поза лотоса… Важнее было другое. Знаете, как относился он к возрасту, ко всем, увы, естественным проблемам, со старением связанным? С философским юмором: «Зачем ставить протезы? Если пора сжигать мосты, не меняй их на пластмассовые». К врачам не ходил принципиально: мол, еще найдут какие-нибудь болячки, начнешь потом про них все время думать.

Девиз у него был: «Утром просыпаешься, еще глазки не открыл, и говоришь себе: я спокоен, весел, счастлив». А любимый афоризм: «Не суетись, жизнь отнимает у людей слишком много времени». 

Я ПРОСТО ЖИВУ, ТО ЕСТЬ – ЖИВУ ПРОСТО

Никому никогда не завидовал – качество в актерской среде редчайшее. Казалось, его мало волновала житейская мишура: у кого гонорар больше, чья роль главнее. Никто из коллег даже одного случая не мог вспомнить, чтобы Вицин ругался, конфликтовал. Говорил: « Я инстинктивно понимал, что мои коллеги, которые портят себе из-за этого нервы, заблуждаются. Я знал многих людей, которые из последних сил строили дачи, а вскоре после этого умирали в расцвете лет. Нельзя стараться сделать всё». 

Это совсем по классику: нельзя знать все, читать все, иметь мнение обо всем. Нельзя. Да и не нужно. 

Не суетись, человек… «Я вообще очень покладистый, терпеливый и неагрессивный. Всегда подставлю другую щёку и драться не буду… Просто потому, что это христианское мудрое правило».

Боюсь я страстей, говорил, температура у меня не такая. Ну, что значит «боюсь»? В молодости без страстей возможно ли? Вицин женщинам нравился – вроде красоты особой нет, худенький, улыбчивый, скромный. Глаза, они говорили о многом. Глубокие, умные, добрые. Мало кто знает, что молодой артист умудрился… отбить жену у знаменитого актера и режиссера Николая Хмелева. У своего, между прочим, учителя! У руководителя театра! Хмелев – слава, красота, статус, положение, а первая московская красавица Дина (Надежда) Тополева предпочла смущающегося, трогательного, беззаветно влюбленного, молодого и никому не известного артиста. Они прожили вместе почти двадцать лет. Им было хорошо, интересно и даже существенная разница в возрасте – Дина была намного старше Георгия – не имела никакого значения. Что поразительно: Хмелев зла на Вицина не держал, очень ценил его как артиста, давал главные роли в спектаклях.

А почему расстались? Расстались и все. Но Вицин, великий своей добротой и мудростью Вицин, даже женившись во второй раз, сумел сохранить с Диной самые нежные и теплые отношения. Более того, с ней дружила и его жена Тамара, с ней делилась своими девичьими секретами дочь Георгия Михайловича Наташа. А он до конца ее жизни заботился о ней, уже больной, одинокой, – покупал лекарства, приносил продукты. Когда Тополевой не стало, однажды в ответ на непростой дочкин вопрос, вдруг сказал: вот жаль, что Нади нет, она бы все объяснила, Надя была личностью. 

Личностью был он сам. Очень незаурядной, богато наделенной талантами – художественным, человеческим. Выдающийся актер. Прекрасный художник – его брат был учеником Веры Мухиной, дочь стала художником-графиком, и Георгий Михайлович с гордостью рассказывал, что дочь оформляла фильмы и спектакли с его участием. Переиграл сотни всяких прощелыг – был очень начитан, изучал труды Овидия, Горация, Плутония, Петрарки, увлекался астрономией и каждый вечер смотрел со своего балкона в телескоп. Легкий в общении. Обладавший отменным чувством юмора: в той же «Кавказской пленнице» именно Вицину обязаны мы трюком с рогаткой и огурцом, сценой, когда «несвятая» троица изображает живую стену на пути несущейся с Ниной машины. Закрытый от посторонних глаз: однажды перед каким-то юбилеем мягко, но твердо сказал настойчивым журналистам: «Если бы вы меня любили, давно бы оставили в покое». Популярный артист, любимец народа. Скромный плащик, кепка на глаза, очки. Бессребреник, отказывавшийся даже в непростые времена от помощи – есть люди, кому она нужнее. Сильная воля, непоколебимые принципы. В очередях узнавали, пропускали вперед, а он: «Я не артист, я его брат. Так что постою вместе с вами». 

А еще – доброта безмерная. Местных бомжей подкармливал – те, бывало, стоят по утрам у мусорных баков, ждут своего благодетеля. А он им – горячие сосиски, деньги. А зверье всякое как любил – фантастика. Таракана прихлопнуть не мог. Однажды долгое время выхаживал… божью коровку, тлю для нее зимой добывал, чтобы питомица ни в чем отказа не знала. Голуби арбатские его знали: Вицин из дома только выходит, а стая птиц уже кружит над ним. Все местные бродячие собаки его были. Он последние деньги мог потратить на хорошую колбасу для них. В семье Вициных жили попугаи, обожаемый пес Мальчик. Артист утверждал, что Мальчик умеет говорить слово «мама». Рассказывали, что, позвонив Вицину днем, можно было услышать в трубке голос его жены Тамары: «Не тревожьте Гошу. На нем спит собака. Она же дворняга. Столько перенесла. Пусть поспит…» Порой доходило до того, что Вицин спал… на полу, если Мальчик устраивался в его кровати. 

Счастливый он был человек, вот что. В счастье верят не все, в возможность его. А Вицин, нет, не верил, знал, что оно возможно. Говорил: «По-моему, пока жив, очень легко быть счастливым. А когда есть собака, жена, дочь и добрые воспоминания, это уже сверх нормы для пожилого человека!»

Маша КАССАНДРОВА