Архив номеров

Последние новости

Нет новостей.
 

19/02/2016
ДОРОГА ЖИЗНИ ПО ОБЕ СТОРОНЫ ЛАДОГИ

    0 баллов

О возможностях военно¬патриотического туризма в Ленинградской области шла речь на конференции «Мужественные военные традиции», состоявшейся в Гатчинском доме культуры в рамках старта всероссийской патриотической акции «Дороги Победы». Она проходит под эгидой Министерства культуры и Российского военно¬исторического общества и охватывает все субъекты Федерации. Проект начал свой путь по России именно с нашего региона – масштабной акцией «Дорога жизни».

ТУРИЗМ КАК ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ
Как подчеркнула директор департамента туризма и региональной политики Министерства культуры Ольга Ярилова, акция «Дороги Победы» призвана способствовать и развитию внутреннего российского туризма.
«Внутренний туризм – это, своего рода, импортозамещение: это то, что должно в какой­то степени в современных социальных и политических условиях заменить жителям России поездки за рубеж, – подчеркнула профессор Санкт¬Петербургского института культуры Галина Лескова, заведующая кафедрой туризма и социально­культурного сервиса. – Туризм должен стать социальным институтом воспитания и образования. Традиция водить детей на места битв известна еще со времен Древней Греции, это очень важный ритуал».
Представители музеев Ленинградской области, участвовавшие в гатчинской встрече, подчеркивали: чтобы эффективно заниматься массовым патриотическим туризмом, надо сначала тщательно подготовиться к этому. И маршрут по Дороге жизни можно сделать действительно масштабным, но к этому необходимо приложить еще немало усилий.
– Без Дороги жизни была невозможна победа в битве за Ленинград, в общей сложности она работала 775 дней, из них 522 дня – водная, 253 дня – ледовая, – подчеркнул старший научный сотрудник музея¬заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» Олег Суходымцев. – Однако подвиг Дороги жизни до сих пор не увековечен в должной мере. Недалеко от Осиновца практически забыт уникальный комплекс 101¬й артиллерийской батареи на мысе Сосновец. Во время блокады она защищала Дорогу жизни. В советское время бывшую территорию батареи занимал пионерский лагерь, теперь его давно уже нет, и все выглядит печально. А ведь там мог бы разместиться уникальный музей фортификации под открытым небом.
Как отметил Олег Суходымцев, туристский маршрут должен пролегать по всей Дороге жизни, а не только по ее маленькому отрезку от Ржевки до Осиновца, который находился внутри блокадного кольца. Однако именно этот кусок Дороги жизни – важный, но не единственный – является сегодня мемориальным. На нем установлено 45 памятных километровых столбов. Но ведь Дорога жизни не заканчивалась в Осиновце. Автомобильная дорога продолжалась от Кобоны до Вой¬бокало – на этом протяжении следовало бы поставить еще 36 таких же столбов.
Замечательно, что идет масштабная реконструкция, по сути, второе рождение музея Дороги жизни в Осиновце, – это филиал Центрального Военного­морского музея, находящегося в ведении Министерства обороны. Радует также, что в прошлом году в Кобоне открылся восстановленный после пожара 2010 года музей Дороги жизни – филиал музея¬заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».
Однако если про Осиновец и Кобону более­менее известно, то гораздо меньше внимания уделяется таким ключевым
пунктам Дороги жизни на Большой земле, как Лаврово, Дусьево (там, где установлен памятник блокадной полуторке), Жихарево и Войбокало, Новая Ладога. Увы, в плачевном состоянии дом в Новой Ладоге, где находился штаб Ладожской военной флотилии. Его бы привести в порядок и разместить в нем музей! Надо вспомнить также и о железнодорожной Дороге Победы, построенной за 18 дней сразу же после прорыва блокады. Было бы логично включить этот участок дороги в создаваемый музей­заповедник «Дорога жизни».
– Вообще же, стоит подумать о том, как связать единым маршрутом оба берега Дороги жизни на Ладоге, – предложил Олег Суходымцев. – В идеале он должен включить водный маршрут – около 30 километров, в ходе которого можно возлагать венки на местах гибели наших кораблей. И закончить путь, миновав Новую Ладогу, возле Волховской ГЭС, благодаря которой в сентябре 1942 года была прорвана энергетическая блокада Ленинграда…
По мнению замдиректора областного Музейного агентства Яны Седельниковой, о музеях как опорных точках патриотического воспитания можно будет говорить только тогда, когда будут решены стоящие перед ними неотложные проблемы. В первую очередь, связанные с текущим ремонтом музейных зданий и бытовыми, хозяйственными вопросами.
Замечательно, что благодаря строительству нового здания для панорамы «Прорыв» на диораму «Прорыв блокады Ленинграда» в Марьино придут блага цивилизации – газ и водопровод. Однако в серьезной реставрации нуждается холст на диораме, которому уже больше 30 лет. Первоначальная смета составляла 13 миллионов руб­лей, последние расчеты вывели на сумму в 29 миллионов.

ОХРАННАЯ ГРАМОТА ДЛЯ КАУРА
О пока еще невостребованном потенциале мемориальных объектов Карельского укреп­ленного района рассказал активист Клуба истории и фортификации Алексей Шварев.
«Любители фортификации отправляются, в основном, на «линию Маннергейма», а также на «линию Сталина» под Минском, но почему¬то до сих пор мало кто знает о том, что всего в 30¬40 километрах от нашего города есть уникальный комплекс, где тоже есть что посмотреть. Но он почему¬то забыт, – подчеркнул Алексей Шварев. – А ведь именно он во время войны защитил Ленинград с севера. До сих пор бытует мнение, что финские войска остановились на старой границе, но на самом деле они ее перешли, а прекратили наступление только тогда, когда уперлись в доты Карельского укрепрайона. Линия фронта стабилизировалась здесь до июня 1944 года. Таким образом, Карельский укрепрайон стал единственным довоенным укрепрайоном, который полностью выполнил свою боевую задачу, не был прорван противником и защитил Ленинград с северного направления.
Малоизвестность сооружений Карельского укрепрайона объясняется тем, что во время существования СССР он являлся законсервированным объектом Министерства обороны, и даже при строительстве известного мемориала «Лемболовская твердыня», в его комплекс был включен так называемый ложный дот, а настоящий находится буквально в 200 метрах от мемориала. После распада СССР сооружения Карельского укреп­района были брошены на произвол, разграблены и даже уничтожались».
Больше пяти лет назад активисты Клуба истории и фортификации (КИФ) взяли на себя миссию сохранения и популяризации объектов Карельского укрепрайона. Активисты проводят субботники, устанавливают памятные доски на дотах.
Как рассказал Алексей Шварев, при строительстве автодороги «Сортавала» возникла угроза уничтожения дотов, которые находились посреди планируемой развязки. К чести строителей автомагистрали, они откликнулись на предложение Клуба истории и фортификации и скорректировали трассу таким образом, что доты были сохранены. В результате, в 2012 году был создан мемориальный комплекс «Карельский укреп­район» на развязке автодороги «Сортавала» у деревни Керро. А в июне 2013 года во время торжественного открытия участка автодороги «Сортавала» вблизи поселка Васкелово был открыт мемориал с артиллерийскими дотами Карельского укрепрайона. В торжественном мероприятии принимал участие Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, также он побывал в артиллерийской огневой точке у реки Муратовка.
«Для введения в полноценный социокультурный оборот комплекса оборонительных сооружений Карельского укреп­района, находящихся на территории Всеволожского района Ленинградской области, – отметил Алексей Шварев, – требуется государственная поддержка: очистка сооружений, установка информационных стендов и памятных досок, выпуск информационных материалов, разработка туристических и экскурсионных маршрутов. Но в первую очередь требуется государственная защита: доты должны получить статус объектов культурного наследия. В настоящее время этим вопросом занимается наш «Клуб истории и фортификации» при поддержке Исторического клуба Ленинградской области при Губернаторе Александре Дрозденко. Наша цель – к 75¬й годовщине Победы в Великой Отечественной войне сооружения Карельского укрепрайона должны стать полноценными памятниками нашей истории».
Еще об одной проблеме, связанной с военно¬патриотичес­
ким туризмом, говорилось на конференции «Мужественные военные традиции». Речь идет о кадрах экскурсоводов.
«Качество патриотического воспитания в немалой степени зависит от кадров экскурсоводов, – подчеркнула профессор Санкт¬Петербургского Института культуры Галина Лескова. – Речь идет не только о глубине знаний, но и о том, что в воспитании важен принцип «не навреди»: надо хорошо понимать, о чем и когда можно говорить с детьми. Экскурсовод должен еще и обладать искусством риторики, уметь «глаголом жечь сердца людей». Также важнейший вопрос – выбор объектов показа экскурсионных программ. Люди хотят прикоснуться к живой истории, их интересует историческая правда и достоверность. Самую живую реакцию вызывают объекты «первого ряда». Это и подлинные объекты фортификации, и настоящий рельеф Невского пятачка, и результаты раскопок поисковиков».
«Патриотическое воспитание не обязательно должно быть военным, – обратила внимание директор Северо­Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская. – По сути дела, все туристические маршруты, уже проложенные по Ленинградской области, нацелены на развитие патриотизма, чувства уважения к родине. И это действительно работает: нередко даже молодежь, прошедшая по таким маршрутам, воспитывает затем своих родителей».

Сергей ЕВГЕНЬЕВ