Главная 30 лет Ленинградскому областному Совету народных депутатов 21-го созыва

30 лет Ленинградскому областному Совету народных депутатов 21-го созыва

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Тридцать лет минуло с момента избрания Ленинградского областного Совета народных депутатов 21 созыва. Это было непростое время перехода от советской эпохи к демократической. Нужно было действовать быстро, но последовательно. 21 созыв Совета народных депутатов ознаменовался методичной, ответственной работой. Все основополагающие вопросы на этом этапе были урегулированы, необходимые документы приняты. За всеми результатами стояли бурные дискуссии, заседания рабочих групп и согласительных комиссий, проведение круглых столов и депутатских слушаний. Парламентарии изнутри знали многие сферы жизни нашего региона - в состав Совета вошли работники образования и здравоохранения, представители крупных промышленных и строительных предприятий региона, железной дороги и сельского хозяйства. Все они внесли достойный вклад в развитие региона, стояли на защите прав и интересов граждан, своим каждодневным трудом способствовали успешному развитию страны в целом. И сегодня в работе областного парламента, мы — депутаты, во многом руководствуемся принципами, заложенными нашими предшественниками, сохраняя традиции и следуя современным вызовам для решения новых задач. Впереди много работы по привлечению инвестиций, развитию инфраструктурных проектов, поддержке муниципальных образований, бизнеса и социальной сферы. Потенциал региона огромен, его нужно развивать. Ленинградская область - один из самых ярких субъектов не только в Северо-Западном федеральном округе, но и в стране. Сергей БЕБЕНИН, председатель Законодательного собрания Ленинградской области   ВНИМАНИЕ! В связи с опасностью распространения коронавирусной инфекции принято решение об отмене юбилейной встречи, посвященной 30-летию избрания депутатов Ленинградского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва 20 марта 2020 года в 12.00.   ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Выборы в Советы всех уровней 1990-го года стали последними в истории КПСС и первыми, по свидетельству всех без исключения участников тех событий, альтернативными демократическими выборами в стране. Именно депутатский корпус, сформированный по результатам волеизъявления народа в те дни, положил начало новым принципам работы законодательных органов. Ему выпало работать в насыщенный политическими событиями и чрезвычайно сложный в экономическом плане период, но народным депутатам удалось сохранить стабильную ситуацию, заложить основы для развития представительной власти и создания нового законодательства. 27 октября 1989 года Верховный Совет РСФСР принял постановление о назначении выборов народных депутатов РСФСР и местных Советов народных депутатов. Было признано целесообразным провести выборы в местные Советы всех уровней и в Верховный Совет одновременно. Выборы были назначены на 4 марта 1990 года. Сформированы избирательные округа и избирательные комиссии. По выборам в Ленинградский областной Совет народных депутатов образовано 250 избирательных округов. В трудовых коллективах, общественных организациях, в воинских подразделениях началось выдвижение кандидатов в депутаты. В ходе выборов в Ленинградский областной Совет народных депутатов 21-го созыва всего на 250 мандатов кандидатов в народные депутаты было выдвинуто 835 человек, из них 714 – трудовыми коллективами, 90 – от общественных организаций, 17 – по месту жительства. В голосовании по выборам депутатов Ленинградского областного Совета народных депутатов 21-го созыва 4 марта 1990 года приняло участие 76% избирателей. В результате было выбрано 248 депутатов. Качественный состав Ленинградского областного Совета народных депутатов: - 101 работников промышленности, строительства, транспорта и связи; - 48 работников агропромышленного комплекса; - 23 работника исполкомов и Советов народных депутатов; - 19 работников науки и просвещения; - 16 партийных работников; - 16 работников народного здравоохранения; - 15 военнослужащих; - 6 работников средств массовой информации; - 4 работника культуры. Первая сессия Леноблсовета открылась 3 апреля 1990 года. Председателем был избран Юрий Федорович Яров. Было образовано 19 постоянных комиссий, избран их персональный состав: 1. Мандатная комиссия 2. По экономической реформе, планированию, финансам и ценам 3. По вопросам промышленности и научно-технического прогресса 4. По аграрным вопросам и продовольствию 5. По вопросам строительства и архитектуры 6. По вопросам жилищно-коммунального хозяйства 7. По транспорту, связи, энергетике и дорожному хозяйству 8. По товарам народного потребления, торговле, бытовым и другим услугам населения 9. По вопросам охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов 10. По вопросам законности и общественному порядку 11. По охране здоровья населения, материнства и детства 12. По народному образованию и воспитанию 13. По культуре 14. По делам молодежи и спорту 15. По социальной политике, делам ветеранов, инвалидов и пенсионеров 16. По национальным вопросам 17. По вопросам работы Советов, развитию самоуправления и сотрудничества с армией и общественными организациями 18. По гласности, информации, изучению общественного мнения и привилегиям 19. По правам человека Август 1991 года внес изменение в руководящий состав Ленинградского областного Совета народных депутатов. Юрий Федорович Яров был избран депутатом Верховного Совета РСФСР. В сентябре 1991 года на очередной сессии председателем Ленинградского областного Совета народных депутатов избран Вадим Анатольевич Густов, его заместителем – Виталий Николаевич Климов. Юрий ЯРОВ, в 1990-1991 годах — председатель Ленинградского областного Совета народных депутатов 21-го созыва: «ПЕРЕМЕНЫ БЫЛИ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫ» «Это был изумительный совет. Да, все мы были разные, да, непримиримые, отстаивали противоположные точки зрения, зачастую в резкой форме, но, тем не менее, находили оптимальные решения. Даже если депутаты знали, что находятся по разную сторону баррикад, врагами друг другу не становились. Жизнь била нас. Мы все учились тому, чего раньше никогда не было, учились выживать. Многое тогда было впервые, работать было нелегко. У каждого депутата – свои амбиции. Что-то из прошлого низвергали, что-то новое продвигали. Хотелось все и сразу. Да, это было сложное, но очень интересное время. И депутатам, и руководителям комитетов, пришлось сдавать исторический экзамен – как решать вопросы не криками и эмоциями, а спокойно и конструктивно, чтобы и область сохранить, и вперед двигаться. Сама жизнь подбрасывала повестку дня – это были весьма непростые вопросы. Ни денег, ни сырья не хватало. Помню, как возник острый недостаток рубероида. И на сессии мы единогласно приняли решение, чтобы расположенный на территории Ленобласти завод по производству рубероида в первую очередь обеспечил потребности нашего региона. Однажды мы столкнулись с тем, что зерна для птицефабрик оставалось всего на две недели. Пришлось обращаться в Правительство страны – не дайте умереть нашим птицам, рухнуть производству. И тогда нам пошли на помощь, выделили наряды. Я считаю, что, несмотря на негативные моменты, хорошего в то время все-таки было больше, чем плохого. Единственное, о чем я жалею, так это о том, что мы потеряли Советский Союз. На мой взгляд, можно было перейти на элементы рыночной экономики, не разваливая такую большую страну. Не все там было плохо. Молодые люди получали бесплатное высшее образование и знали перспективу. Сегодня все иначе, особенно в социальном плане. Недаром главные решения руководства страны направлены на решение именно социальных проблем. Конечно, в 1990 году мы предполагали, что изменения намечаются, и достаточно серьезные. Даже молодежь стали посылать в Финляндию учиться на фермеров. Но нужно было изучать всю структуру социального обслуживания у наших соседей – финнов. Невозможно менять только какой-то один аспект в стране, где идут столь масштабные исторические процессы. Я считаю, что потребкооперация в Союзе работала шикарно. И развивать предпринимательство, двигаться по этому пути, было правильно. Повторю – перемены были жизненно необходимы. И наш Леноблсовет 21 созыва сделал для этого очень много». Вадим ГУСТОВ, в 1991-1993 годах – председатель Ленинградского областного Совета народных депутатов 21-го созыва: «ЭТО БЫЛ УНИКАЛЬНЫЙ СОВЕТ…» «Областной Совет 21-го созыва избирали на волне страшного кризиса в стране и в то же время – абсолютной демократии. 250 депутатов представляли даже самые отдаленные уголки области. Избирательных округов было много – в пять раз больше, чем сейчас. С одной стороны – такое большое количество депутатов – это плюс. Тогда еще не было конфетно-денежных технологий, листовки писали на тетрадных листочках. Встречаясь перед выборами в рабочих коллективах, мы не могли врать, ведь избиратели, как правило, знали своих депутатов в лицо. Мы ходили с ними по одним улицам, в одни магазины, в кино. Областные депутаты действительно были избраны народом. И ответственность, таким образом, была колоссальной. С другой стороны – такой многочисленный Совет не мог оперативно принимать важные решения. 250 человек чаще, чем один-два раза в месяц собрать было трудно. И тогда был создан Малый Совет, в который вошли наиболее активные депутаты. Малый Совет решал оперативные задачи, а наиболее важные вопросы рассматривались на общей сессии. В начале 90-х мы жили в абсолютном правовом вакууме. Поэтому, решая жизненно важные текущие вопросы, мы работали и на перспективу. Мы создали комиссию, которая работала над проектом нового Устава Ленинградской области, возглавляла ее Виктория Самуиловна Орлова. Мы должны были разработать правовые документы, по которым область будет функционировать в условиях рыночной экономики. Таким образом, ленинградские депутаты внесли свою лепту в становление новой России. Нельзя не сказать и о качественном составе областного Совета. Из его рядов выросли будущие главы районов, политики федерального уровня. Это были яркие, незаурядные личности, свято верившие в то, что должны сделать что-то очень важное для России, для родной Ленинградской области. Причем, делали это абсолютно бескорыстно: у них не было депутатских зарплат, служебных квартир, на заседания приезжали на трамвае. Областной Совет сыграл свою историческую роль. К сожалению, разрушительные процессы, происходившие в то время в стране, коснулись и нашего Совета. После разгона Верховного Совета, начало все рушиться и на местах. И этот трехлетний период деятельности областного Совета 21-го созыва был крайне необходим для осознания роли депутатского корпуса, для того чтобы понять, что такое демократия, чтобы до конца осознать, что необычайно важна эффективная система управления». Иван ХАБАРОВ, депутат Ленинградского областного Совета народных депутатов 21-го созыва, председатель Законодательного собрания Ленинградской области 4-го созыва, депутат 5-го и 6-го созывов: «Выборы 1990 года стали первыми демократическими выборами нового времени. Избраться было непросто – на КПСС тогда уже начались серьезные нападки, и настроения у людей были соответствующие, антикоммунистические. Я в то время работал первым секретарем Тосненского горкома. Район я знал хорошо, но тем не менее в преддверии выборов объехал все деревни и посёлки, много встречался с людьми: ранним утром приезжал в цех к механизаторам или на рассвете – на утреннюю дойку, чтобы пообщаться с доярками. Ходили по деревням. Помню, соберется вся деревня – сядем, чайку с пирожками попьём, поговорим про жизнь. Душевно было! Кандидатов в областной Совет было шестеро, но, несмотря на критику партии, меня избрали депутатом. Всего же от Тосненского района в Совет вошло семнадцать человек. К сожалению, многих уже нет с нами… В 90-е годы в стране была сложная обстановка. Зарплату бюджетникам задерживали по 3-4 месяца, вовремя не платили пенсии. Помню, взял кредит на 10 млн рублей, чтобы выплатить зарплату учителям – с трудом его погасили! Мы пытались выкручиваться, прикрепляли к ларькам пенсионеров – так они могли получить хоть какие-то продукты. В Петербурге (Ленинграду было возвращено историческое название Санкт-Петербург в 1991 году) тогда талоны были одни, в Ленобласти – другие. Потом Юрий Фёдорович Яров договорился с руководством города об одинаковом отоваривании талонов. Вопросов от населения стало меньше. Тосненский район до распада СССР являлся передовым в области и в России по производству овощей открытого и закрытого грунта, было развито животноводство. Потом, когда всё стало разваливаться, агропромышленный комплекс начал приходить в упадок, началась коммерциализация бытового обслуживания, районного потребительского общества. Но в Тосненском районе усилиями руководителей района, депутатов облсовета многое удалось сохранить. Работать было сложно, но интересно. Последний демократический Леноблсовет мыслил широко, свободно. Особенно отличались киришане – они даже создали группу против продолжения работы Киришского биохимического завода, который производил ядовитые выбросы. Завод, кстати, вскоре был закрыт. Очень активно работала комиссия по развитию местного самоуправления. Сегодня, в канун 30-летия Леноблсовета, вспоминается многое, что сделали полезного депутаты, участвуя в разработке и обсуждении планов социально-экономического развития региона, бюджета области. Главное – была постоянная связь с населением, избиратели строго спрашивали с депутатов исполнение их наказов по ремонту дорог, строительству социальных объектов. Депутаты Совета народных депутатов обладали огромным опытом, знали проблемы территорий и делали всё возможное для выхода из тяжелейшего социально-экономического кризиса, в котором оказалась страна. Многие из них впоследствии избрались в пришедший на смену Советам орган - Законодательное собрание Ленинградской области, где фактически с нуля создавали законодательную базу, заложившую фундамент развития региона». Поздравляю всех с 30-летием Леноблсовета! Будьте здоровы! Александр ВЕРНИКОВСКИЙ, депутат Ленинградского областного Совета народных депутатов 21-го созыва, депутат Законодательного собрания Ленинградской области 1, 2, 3 и 6-го созывов: «До того, как стать депутатом Лен­облсовета, я уже успел поработать и депутатом сельского совета, и депутатом городского совета, поэтому работу народного избранника знал не понаслышке. Я работал в комиссии по транспорту, связи, энергетике и дорожному хозяйству, т.к. всю свою жизнь отдал профессии связиста и почте, и свои основные задачи видел в налаживании качественной почтовой связи в регионе. В тот период было очень много различных движений и партий, и выборы в 21 созыв Областного совета были одни из самых демократических и настоящих: с альтернативными кандидатами и яркими речами. Это был мой первый такой большой политический опыт, и мне было интересно. Работа во власти любому руководителю дает определенные плюсы, лично мне в тот период это позволило сохранить почтовое имущество в государственной собственности и не дать развалить работу областной почты, даже сохранив ее рентабельность. Ведь в те времена закрытие почтового отделения где-нибудь в деревне расценивалось как «закрытие» самого населенного пункта, и мы прикладывали все усилия, чтобы этого избежать. Это был сложный переходный период для нашей страны, но мне кажется, что депутаты Леноблсовета 21 созыва справились со своей задачей». Виталий АЛЕШКЕВИЧ, депутат Ленинградского областного Совета народных депутатов 21-го созыва: «Мне в советское время пришлось быть депутатом и поселковых, и районных советов, и областного – того самого 21 созыва, юбилей которого мы сейчас отмечаем. Когда я слышу, что в те времена депутаты были назначаемы, потому что не существовало выбора, хочется возразить. Да, технически в бюллетене стояла одна фамилия, но это был далеко не случайный кандидат. Помню, когда я начинал депутатскую работу в Карелии – сначала в трехтысячном поселке, а затем и на районном уровне, действовала система, которую можно назвать «выборы до выборов». При формировании советов применялись негласные нормативы по соотношению мужчин и женщин, интеллигенции и рабочих, учитывался национальный состав. К примеру, не могло быть так, чтобы в депутатском корпусе на территории Карелии не оказалось ни одного карела. Отбор происходил задолго до публикации бюллетеня, и кандидатуру выдвигали реально достойную. В то время человек с уголовным прошлым, судимостью или другими негативными фактами своей биографии стать кандидатом в депутаты не мог в принципе. Отбирались лучшие кадры. Что касается совета 21 созыва, он уже сформировался не только по сути, но и формально на альтернативной, конкурсной основе. Это был совет реально выбираемый. И тогда в избирательном процессе еще не было понятия «деньги». Конкурсность заключалась в том, что человек мог пройти только исходя из своих профессиональных и деловых качеств, некоторые шли на волне критики партийных органов, руководителей. На мой взгляд, тот совет 1990 года был самым ярким. И обратите внимание – до него это были советы депутатов трудящихся, а с 21 созыва они стали называться советами народных депутатов. Подразумевалось участие в парламентской работе всех слоев населения. Из того совета выросли несколько губернаторов, среди которых – Вадим Густов, Александр Беляков, Георгий Полтавченко, Александр Худилайнен. В тот памятный созыв входили и будущие председатели областного Законодательного собрания. Я жалею о том, что из выборного процесса ушла искренность кандидатов. Я говорю о большинстве депутатов. Раньше многие шли в советы только потому, что действительно хотели принести пользу своему региону, своей стране. Было меньше тех, кто стремился таким способом решить какие-то свои проблемы или даже на этом заработать. Но избирательная система не стоит на месте, парламентаризм развивается, и я уверен, что с этого пути нам уже не свернуть». Виталий ВИНОГРАДОВ, депутат Ленинградского областного Совета народных депутатов 21-го созыва: «Выборы, которые проходили на всей территории Советского Союза в 1990 году, можно назвать эпохальными, ведь незадолго до этого высшее руководство страны объявило курс на перестройку. Это был исторически значимый период в жизни государства. Впервые каждый человек понял, что он имеет право выставить свою кандидатуру и пойти депутатом в советы разных уровней – будь то первичного, регионального, или даже в Верховный Совет республики или Союза. В моем 85-м округе в Выборгском районе Ленинградской области желающих стать кандидатами тоже было много, каждый выступал со своей программой, в том числе и я. Получив поддержку избирателей, я стал депутатом Леноблсовета 21 созыва. Приступив к работе, мы сразу образовали, ни много ни мало, 18 постоянных комиссий. Ваш покорный слуга возглавил комиссию по социальной политике, делам ветеранов, инвалидов и пенсионеров Ленобласти. Горжусь, что за тот временной период, который предоставила нам история, наша комиссия сделала очень много для того чтобы поднять проблемы слабо защищенных категорий граждан. Мы даже создали региональную программу, которую стали использовать в своей работе представители разных ветвей власти. С тех пор прошло 30 лет – для истории срок небольшой, а для человека это полжизни. Но не только с позиции того времени, а и сегодняшнего дня, скажу, что положительного в 90-е годы было больше, чем отрицательного. Люди верили в нас, избранных ими депутатов, и думали, что все заявленные планы будут выполнены. К сожалению, в связи с очередным решением руководства страны, наш созыв не смог отработать полный срок. Поэтому не все обещанное удалось исполнить. Но история есть история. В марте 1994 года я возглавил аппарат Законодательного собрания Ленинградской области – именно так стал называться новый региональный парламент. Депутатов в нем стало в десять раз меньше, чем было до этого в Леноблсовете – не 250, а 25 человек. Люди пришли с порывом работать, делать что-то хорошее для жителей региона, своих избирателей. Работать в 1990 году нам было в какой-то степени проще. Тогда еще существовало очень большое государство, которое решало многие социальные вопросы независимо от нас, депутатов. Сейчас же многие социальные гарантии переданы на региональный уровень. Я объехал все 11 субъектов Северо-Западного Федерального округа и увидел, что Ленинградская область – в числе лучших. Многие вопросы здесь решаются очень хорошо, в том числе и депутатами Законодательного собрания». Алексей ВАСЬКОВ, депутат Ленинградского областного Совета народных депутатов 21-го созыва: «Прошло 30 лет, а меня порой спрашивают: чем мне запомнились выборы в Леноблсовет 21-го созыва? Я неизменно отвечаю: своей необычностью, а точнее – демократичностью во всем, от выдвижения кандидатов до самих выборов. Прежде я был депутатом районного совета в Краснодаре, и тогда я просто оказался в списках, подготовленных райкомом партии. А в Кингисеппе, где в 1980-90-х годах я жил и работал директором школы, другое дело – меня выдвинул Совет директоров школ Кингисеппского района. На первой сессии областного Совета я был избран председателем комиссии по народному образованию и воспитанию. И самым важным достижением на этом посту я считаю открытие Ленинградского областного педагогического института в г. Пушкин (сегодня – ЛГУ им. А.С. Пушкина). Все началось с седьмой сессии 27 марта 1991 года. Тогда, по поручению комиссии, я внес предложение о создании такого института. Предложение приняли, но дальше начались разного рода согласования, поездки в Министерство образования РСФСР, встречи с руководителями этого и других министерств. Последнюю точку поставила 16 сессия 8 октября 1992 года – по моему докладу было принято решение «Об обращении в Министерство образования РФ в связи с открытием института». Сегодня я вспоминаю те годы только с положительными эмоциями. Наша комиссия была дружной и работоспособной, это был своеобразный союз учительской интеллигенции и рабочего класса. И мы никогда не сидели сложа руки». Татьяна ЗЕБОДЕ, депутат Ленинградского областного Совета народных депутатов 21-го созыва: «Выбираться в тот созыв должны были другие кандидаты, но в итоге народ выдвинул, а затем и проголосовал за меня. Вдобавок на второй сессии Совета меня выбрали председателем комиссии по здравоохранению и социальным вопросам. Я начала осваивать депутатскую деятельность, ведь прежде я с ней не сталкивалась. То время для здравоохранения было очень тяжелым. И первое, что мы сделали, это встретились с председателем областного комитета по здравоохранению Александром Гриненко – обсуждали, чем можем помочь. Хотя занимались мы не только социальными вопросами – порой даже искали колеса для тракторов в колхозы. Трудились честно – не срывали приемы, доносили все чаяния людей до администрации, помогали, чем могли. При этом состав Совета был очень разношерстный. Депутатов действительно выбрали из народа, но у них было мало грамотности и много эмоций. Однако на втором-третьем году Совет окреп, депутаты поняли, что от них требуется, как выстраивать работу с администрацией. Ведь с ней нельзя разбегаться в разные стороны – работать нужно вместе. Те годы позволили мне узнать депутатскую работу, расширить кругозор. Наладила я и хорошие связи в правительстве, поскольку здравоохранение – отрасль очень серьезная, и ее нельзя оторвать от других сфер жизни. Многие вопросы требуют комплексного решения, и в одиночку всего не сделать. А самое главное – я приобрела верных друзей». Подготовили: пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области, Татьяна ТУКТАМЫШЕВА, Михаил КОЗЛОВ
Комментарии
0
Рекомендуем:
Власть
22 апреля Ответы на вопросы, поступившие Губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко (22.04)
Дорогие мои старики
22 апреля График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в МАЕ 2024 года
Новости Ленинградской области
19 апреля Быть социально ответственным бизнесом – почетно
Здоровье
19 апреля Вернуть к нормальной жизни
Новости Ленинградской области
19 апреля Спортивные выходные в Ленобласти: покажем силу мышц и остроту ума
Новости Ленинградской области
19 апреля Ленобласть защищает права людей
Новости Ленинградской области
19 апреля Природный газ – в домах Приозерского района
Новости Ленинградской области
19 апреля Тепло добрых сердец
Новости Ленинградской области
19 апреля Разделяй отходы смолоду
Новости Ленинградской области
19 апреля Наведем порядок вместе
Новости Ленинградской области
19 апреля Бороться с огнем регион готов!
Новости Ленинградской области
19 апреля Благоустройство с умом
Новости Ленинградской области
19 апреля Состоялся Слет социальных предприятий Ленобласти
Криминальные вести
19 апреля Полиция расследует смерть пешехода в Гатчине
Криминальные вести
19 апреля Задержаны грабители, избившие жителя Мурино
Криминальные вести
19 апреля Студент из Мурино воспользовался банковской картой пенсионерки
Криминальные вести
19 апреля В Рощино ищут напавшего с молотком на подростка
Криминальные вести
19 апреля В Кировске мужчина едва не убил своего отчима
^